"Сущность подвига Дмитрия Донского - готовность соотнести себя с Промыслом..."

Интервью

С начала сентября на телеканалах "Культура" и "Россия" в эфир выходят несколько проектов, посвященных важнейшей памятной дате русской истории, которую нам предстоит отметить в этом году, - 625-летию победы отечественного войска под началом благоверного великого князя Дмитрия Донского в битве на Куликовом поле. Портал Патриархия.ru обратился с просьбой познакомить наших читателей с этими программами к их руководителю - Евгению Крылову.

- Евгений, не могли бы Вы в общих чертах рассказать о выходящих в эфир проектах? Каков характер этих программ, в чем их своеобразие, какие цели Вы преследовали, работая над фильмами?

- Это историко-образовательные проекты, призванные напомнить о самом великом событии в тысячелетней отечественной истории, о его участниках и обстоятельствах, причем не только политических, но и духовных.

Всего мы реализовали четыре проекта. Первый носит название "Куликово поле. Хроники великой битвы". Это 24 пятиминутных сюжета, разворачивающих хронологию событий, непосредственно связанных со сражением на Куликовом поле - от знаменитого эпизода благословения великого князя преподобным Сергием Радонежским до возвращения Димитрия в Москву и погребения погибших воинов. Мы старались придерживаться принципа более или менее точного соответствия между хронологией событий прошлого и календарем выхода передач в эфир. На канале "Культура" первый сюжет зрители смогут увидеть уже 1 сентября.

Второй проект называется "Дмитрий Донской: за други своя". Это 22-серийная экранизация глав книги Юрия Лощица "Дмитрий Донской" - биографического сочинения, которое было издано в серии ЖЗЛ еще в советские годы, стало уже почти классическим и в то время по сути знаменовало собой настоящий духовный подвиг автора.

Эти фильмы начнут выходить в эфир на "Культуре" с 5 сентября. Особенность проекта состоит в том, что в нем рассказ об исторических событиях ведется в более беллетризованной форме. Если "Хроники великой битвы" прежде всего разворачивают исторический фон, то здесь мы старались передать атмосферу того судьбоносного времени, нарисовать портреты живых людей, рассказать о них скорее художественным языком.

Третий проект - "Русские поэты о Куликовской битве" - представляет собой череду 2-3-минутных роликов, в которых актеры, в основном сотрудники православного театра "Глас", читают стихи отечественных лириков об этом великом сражении - К. Рылеева, А. Блока, Н. Старшинова и др. С ним тоже зрители канала "Культура" могут начать знакомиться 5 сентября.

Наконец, четвертый проект, "Страницы летописи", - это ряд анимированных телеминиатюр, основанных на летописном своде XVI века с цитатами из "Задонщины" и "Сказания о Мамаевом побоище" в русских переводах. Они с 1 сентября начинают выходить в эфир на канале "Россия" в формате межпрограммных роликов.

Мы старались работать так, чтобы в целом все четыре проекта представили аутентичную панораму битвы.

И, конечно, для нас было очень важным то, что наши культурно-образовательные начинания благословил Святейший Патриарх Алексий, засвидетельствовав важность подобных трудов в деле духовного и патриотического воспитания.

Мы хотели напомнить обезверившимся современникам, что они - потомки великого народа, который обладает грандиозной историей и культурой, немного приподнять планку в оценках россиянами своего прошлого, ко многому обязывающего тех, кто живет сегодня...

- Как Ваш подход к решению таких задач на современном телевидении соотносится с тем, что пытаются делать создатели канала "Спас"?

- Мы все-таки подходим к делу по-разному. Канал "Спас" особое внимание уделяет публицистике и старается совместить новейшие и обкатанные в последние годы технологии производства телевизионного продукта с православно-патриотическим содержанием, которое прежде в подобную форму не облекалось. Там православные люди стараются делать очень современное телевидение...

Мы же ставим перед собой несколько иные задачи. Для нас на переднем плане - не публицистика, а культура и образование.

Кроме того, принципиальная особенность нашего проекта - в том, что он литературоцентричен, то есть призван дать голос великому литературному, книжному богатству, доставшемуся нам от боголюбивых предков. Одна из наших основных целей - способствовать возвращению людей к книге, к ценностям Слова. И потому телепрограммы, которые мы выносим на суд зрителей, - это своеобразные электронные ожившие книги...

- Значат ли Ваши слова, что именно в этом Вы видите вообще основную задачу современного телевидения, ориентированного на традиционные духовно-нравственные ценности?

- Безусловно. Мы стремимся делать телевидение миссионерское, просветительское, духовно полезное. Современная же телеиндустрия по преимуществу агрессивна, а часто и вовсе разрушительна. Она подразумевает взвинченный темп визуального повествования, спекуляцию репортажной камерой и воспроизводящими друг друга одинаковыми бытовыми картинками либо, скажем, навязчивую хайтековскую стилистику с плазменными экранами в студии...

Мы принципиально не хотим пользоваться такой телевизионной поэтикой. У нас даже нет "говорящих голов" - слово звучит только за кадром. Мы считаем, что если уж показывать на экране человека, представляя живую личность в роли транслятора безусловных, православных ценностей, то его речь обязана быть кристально чистой - в ней не должно звучать ни толики "кондовости", пристрастности, экзальтации, политической ангажированности. А такую высоту сегодня взять очень трудно...

- Как бы Вы определили свою концепцию роли Куликовской битвы в русской истории, то видение смысла этого события, которое Вам бы в первую очередь хотелось донести до зрителя?

- Это была прежде всего битва духовная, сражение за веру. Если внимательно читать летописи, то сомнений в этом не остается. В каждом нашем ролике - а они, повторяю, основаны исключительно на аутентичных исторических источниках - звучат слова "Бог", "вера", "за веру христианскую"... Именно об этом духе свидетельствуют летописные своды, мы лишь следовали за логикой документа и ничего не выдумывали.

Сегодня в литературе и популярной историографии вокруг Куликовской битвы сформировалось множество мифов. Мы старались держаться от них подальше. К примеру, кто-то утверждает, что русское войско насчитывало чуть ли не 150 000 человек... С точки зрения трезвого исторического подхода, это, конечно, полная бессмыслица...

Да и важно, в действительности, совсем другое - подъем русского духа и национального самосознания. Хотя пик расцвета Орды к концу XIV века остался уже позади, это все же была грандиозная империя, которая по масштабам своих завоеваний превосходила Древний Рим. На Дмитрия двинулась чудовищная махина, и одоление врага в этом сражении - это поразительная победа, а в военном отношении просто гениальная...

И все же дух Куликовской битвы передают не нюансы батальной тактики, а такие слова: "Если Бог за нас, то кто против нас?"

Когда князь Димитрий прибыл за благословением к преподобному Сергию, то великий старец поначалу предлагал ему придерживаться принципа разумной осторожности - послать хану щедрые дары, пустить в ход дипломатию. Но когда Димитрий рассказал, что все эти шаги ни к чему не привели, то преподобный в конце концов вынес суждение совсем иного - духовного - порядка, основанное на постижении судеб Божиих в истории: "Его ждет погубление, а тебя победа".

Сущность подвига благоверного князя Димитрия Донского - это готовность соотнести себя с Промыслом, в тяжелейших исторических обстоятельствах решиться на по-настоящему духовный шаг. Он повел народ к жертвенному алтарю, но сделал это по благословению Божию. И это важнее всего.

- Большое спасибо, Евгений, за пространные и вдумчивые и ответы.

Беседу вел В. Полонский

http://www.patriarchia.ru/db/text/38350.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Евгений Крылов:
Все статьи автора
Последние комментарии
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от NNNN
11.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Сивков
05.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Алекс1968
12.12.2019
Голубое лобби за тотальную украинизацию
Новый комментарий от monarhist
12.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Виктор Васильевич
09.12.2019
«Слова "ад", "смерть без покаяния" нас не прошибают»
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2019