Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В чужой монастырь?

Виталий  Панов, Гудок

Автокефалия на Украине / 30.08.2005

21 августа мне довелось наблюдать, как несколько сотен людей самого разного возраста с лозунгами, разноцветными флагами и иконами в руках окружили красивый храм в киевском районе Русановка, что на левом берегу Днепра.

Лозунги гласили: "Нет католической экспансии!", "Гузар, убирайся домой!", "Киев - столица православия!" Храм, в котором проходило богослужение, был окружен тесным кольцом сотрудников милиции, оберегающих молебен от нежелательных гостей. Сразу скажу, что все окончилось достаточно мирно. Что же послужило поводом для выступления людей?

Как известно, на Украине существует несколько основных христианских конфессий. В частности, греко-католическая, или униатская, возникшая во второй половине XVI столетия в результате объединения католичества и православия, решение о котором было принято на Брестском соборе. Историки не раз подчеркивали, что это объединение произошло в условиях все более усиливающейся католической экспансии и под давлением польских феодалов. Однако прошли столетия, и люди на западноукраинских землях восприняли греко-католицизм как свою родную религиозную конфессию.

В 1946 году на Львовском соборе униатство было упразднено. Но, когда в 1989 году греко-католическая конфессия была вновь легализована, она сразу стала одной из основных на Украине и насчитывает, по словам ее иерархов, более 5 миллионов верующих, проживающих в основном в западных областях Украины, где униатство пользуется открытой поддержкой властей. К сожалению, нередко в ущерб православным верующим, отношения которых с греко-католиками иной раз складываются не самым лучшим образом.

В частности, речь идет о захвате храмов, силовом изгнании священников, несправедливости при разделе церковного имущества. Достаточно сказать, что именно конфликты между греко-католиками, которых поддерживают власти, и православными уже много лет мешают встрече Московского Патриарха Алексия Второго и Папы Римского, являющегося духовным отцом униатов. Патриарх настаивает на признании фактов гонений на православных в западных областях Украины и требует прекращения политики прозелитизма - вытеснения православия с его исконных земель. Но, к сожалению, продвижение униатства все далее к востоку является одной из форм внедрения западного образа жизни на Украине, о чем не раз говорили украинские власти. Панове-патриоты абсолютно не желают вспоминать горькие и гневные слова, сказанные об униатстве классиками украинской литературы Тарасом Шевченко и Лесей Украинкой.

В самое последнее время руководством греко-католической конфессии было решено перенести центр своей духовно-организационной деятельности из Львова в Киев - место православного крещения Руси. Следует сказать, что столица суверенной Украины со своими знаменитыми собором Святой Софии и Киево-Печерской лаврой в значительной степени уже не является твердыней православия. И прежде всего потому, что Украинская православная церковь расколота на три течения: приверженцев Московского и самочинного Киевского патриархата, а также Автокефальную церковь. Весьма многочисленны и активны католики с протестантами. А в самое последнее время Киев украсился огромными, красиво выстроенными молельными домами представителей различных сект, многие из которых популярны за океаном. Словом, каноническое украинское православие, не теряющее связи с Московским патриархатом, которое возглавляет предстоятель УПЦ митрополит Владимир (Сабодан), на земле, где оно возникло, оказалось под давлением сразу с нескольких сторон. Теперь прибавились и униаты.

Киевские православные считают, что это неспроста. Во властном Киеве сегодня вновь популярна идея о создании единой поместной Украинской церкви, в составе которой главная православная конфессия просто затеряется и растворится. Правда, население восточных, южных и центральных областей Украины пока остается верным каноническому православию, но соблазна слишком много. Хотя митрополит Владимир сейчас еще является наиболее крупным церковным иерархом, главенство которого признает более половины православных приходов, но процесс, как говорят, пошел и никто не может ручаться за то, что каноническое православие сохранит свои позиции. А если учесть, насколько тесно украинские церковные дела связаны с политикой, то следует отметить, что сегодня каноническое православие явно не в почете у новых властей.

Думается, отнюдь не случайно самочинный киевский патриарх Филарет (он же расстриженный монах Денисенко) благословил перед президентскими выборами Виктора Ющенко в отличие от владыки Владимира (Сабодана), благословившего Виктора Януковича. Потому неудивителен резкий протест украинских православных против перемещения центра униатства из Львова в Киев, что Филарет, кстати, приветствует. И нет ничего удивительного в том, что православные верующие, представители Прогрессивной социалистической партии Украины, члены "Православного братства" и партии "Держава" организовали возле униатского храма, в котором проводил молебен глава украинских греко-католиков кардинал Любомир Гузар, шумную демонстрацию.

Сам греко-католический кардинал, судя по его словам, не видит ничего особенного в факте перемещения в столицу государства организационного и духовного центра одной из основных христианских конфессий, существующих на Украине. По мнению Гузара, это внутреннее дело греко-католической церкви.

Воплем вопиющего в пустыне осталось и письмо, направленное митрополитом Владимиром (Сабоданом) Папе Римскому Бенедикту ХVI, в котором предстоятель Украинской православной церкви просил воздержаться от перемещения центра униатства из Львова в Киев, дабы избежать излишнего напряжения в и без того достаточно расколотом по религиозным конфессиям и политическим интересам украинском обществе.

Не были восприняты также аргументы лидера Прогрессивной социалистической партии Украины Наталии Витренко и экс-генпрокурора Украины, ныне лидера партии "Держава" Геннадия Васильева, обращавших внимание на исторические аспекты религиозных проблем в государстве. Впрочем, эти аргументы и не могли быть восприняты. Ведь и Витренко, и Васильев являются представителями так называемой Народной оппозиции, с которой представители нынешней украинской власти не очень-то считаются.

http://www.gudok.ru/index.php/27767



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме