Молебен против СПИДа

Сможет ли церковь стать примером отношения к ВИЧ-инфицированным

0
197
Время на чтение 5 минут
Русская православная церковь ищет свой подход к одной из самых страшных болезней нашего времени. Осознав, что СПИД - серьезнейшая угроза человечеству, священники, помимо богословского осмысления проблемы, пытаются выработать рекомендации по ее преодолению.

Жертвы стигматизации

Раз в месяц в храме Троицы Живоначальной в Хорошове после воскресной службы собираются молодые люди. Иногда их трое-четверо, иногда несколько десятков. Они о чем-то тихо разговаривают со священником Владимиром Шмалием, передают записки. Потом отец Владимир служит молебен, после которого в приходском доме все вместе пьют чай и задают священнику вопросы, такие же, на какие обычно священнослужители отвечают в молодежной аудитории, - о смысле жизни, о любви, о том, зачем вообще ходить в церковь. Стороннему наблюдателю не придет в голову, что у этих симпатичных молодых людей в голове работает счетчик: "Мне осталось жить 5-10, если повезет - 20 лет". Потому что они - ВИЧ-инфицированные.

Количество таких больных в России, по подсчетам Минздрава, колеблется в районе полутора миллионов (из них официально зарегистрированных - чуть более 300 тыс.). Лечение крайне дорогостоящее: курс терапии на одного больного стоит от 8 до 15 тыс. долл., а эти курсы надо проходить регулярно, чтобы как можно дальше оттягивать переход болезни в фазу СПИДа.

Эпидемия ВИЧ в России стремительно разрастается. Раньше эта болезнь почти не выходила за пределы сообщества наркоманов и гомосексуалистов. Но в 2004 г. только 70% вновь заразившихся в стране получили вирус через шприц. Остальные - половым путем, причем, как правило, гетеросексуальным.

Помимо проблем со здоровьем, психологических и финансовых затруднений, ВИЧ-инфицированные сталкиваются еще с одним явлением, осложняющим их жизнь. На профессиональном жаргоне социологов, психологов и врачей это называется "стигматизация" (от греческого слова stigma - клеймо). Окружающие в лучшем случае начинают сторониться человека, узнав, что он ВИЧ-инфицированный, в худшем - оскорбляют, увольняют с работы, требуют изолировать его от общества. Предвзятое отношение общества к ВИЧ-инфицированным имеет множество причин: боязнь заразиться, предрассудки, связанные с появлением болезни. Считается, что если ВИЧ-инфицированный мужчина, то непременно гомосексуалист или извращенец, если женщина, то проститутка. Самый распространенный стереотип поведения - осуждение, основанное на том, что просто так ВИЧ не подхватишь и инфицированные сами виноваты в своей болезни, потому что они безнравственны.

"До того, как мне пришлось столкнуться с ВИЧ-положительными, я полагал, что это по большей части маргиналы, представители социальных низов, - делится своим опытом священник Владимир Шмалий. - Но на практике те, с которыми мне приходится общаться в церкви, совершенно иные. Зачастую они из хорошей семьи, с высшим образованием. Чаще - не старше 30 лет, имеющие неплохую работу". Их главная проблема в том, что они никому не могут открыться, живут под двойным давлением: с одной стороны, это сознание того, что ты болен смертельной болезнью, с другой - невозможность ни с кем этим поделиться, опасение стать изгоем.

Особые запросы

По словам отца Владимира, у них возникают "обостренные раздумья о смысле жизни. Я внимательно наблюдаю за тем, как происходит духовный рост пришедших в церковь людей с ВИЧ: "положительный" ощущает угрозу смерти, поэтому он старается жить более интенсивной жизнью, прежде всего - духовной. В этом пограничном состоянии он начинает больше ценить дружбу, заботу, лучше понимать, что такое страдание других".

Кате 23 года, она работает в коммерческой фирме и учится на вечернем отделении вуза. "Я получила свой диагноз полтора года назад, - рассказывает она. - Это была моя единственная случайная связь. Узнав о болезни, я сначала испытала огромный страх и беспомощность, хотелось покончить с жизнью. Пережить шок помогли работа и учеба. Но самая главная помощь - это вера в Бога. Я считаю свою болезнь не наказанием, а испытанием. И прошу у Бога дать мне сил, чтобы выдержать это достойно. К счастью, для ВИЧ-положительных проводятся специальные молебны".

Молебны, которые служатся в 60 храмах России, Украины и Белоруссии, - не единственное, чем Русская православная церковь пытается помочь ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. С 2001 г. работу по противостоянию этому заболеванию взял на себя Круглый стол по религиозному образованию и диаконии отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Первое направление его деятельности - профилактика. РПЦ считает, что необходимо формировать у подростков мировоззрение, основанное на христианских ценностях, исключающее наркоманию и половую распущенность.

Второе направление - оказание духовной и психологической помощи людям, которые заразились, и их близким. В стране есть своего рода сообщество людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (принятое сокращение - ЛЖВС), с которым у Круглого стола налажены отношения. Члены сообщества рассказывают, какой именно помощи ждут от церкви ВИЧ-инфицированные, и РПЦ старается откликнуться.

Сотрудники Круглого стола проводят специальные занятия для студентов духовных семинарий - ведь с ростом числа ВИЧ-инфицированных все больше священников сталкивается с необходимостью отвечать на их вопросы. В некоторых городах для этого используются церковные телефоны доверия, а также очные консультации. Там не всегда работают священники, обычно это православные добровольцы, зачастую женщины. Поэтому важно научить их общаться с больными.

Аргументация не срабатывает

В петербургском храме св. Анастасии Узорешительницы в течение года проводились собрания молодежной организации самопомощи "Свеча". ВИЧ-инфицированные молодые люди (от 17 до 30 лет) собирались, чтобы обсудить свои проблемы, попросить о помощи, откровенно поговорить о жизни. Многие из них приобрели болезнь половым путем, некоторые были наркоманами.

Настоятель храма Александр Степанов рассказывает, что среди членов этой группы часто завязывалась дружба, а одну пару ВИЧ-инфицированных, познакомившихся на собраниях, он даже венчал. Такого рода прихожан он делит на две группы - имеющих опыт потребления наркотиков и получивших вирус другими способами: "Их легко различить в общении. В той категории, которая не была связана с наркотиками, на первый план выходит стремление принять диагноз и увидеть перспективу. Церковь может дать таким людям многое, показать, что умрем мы все, но дальше жизнь не кончается. Перспектива жизни вечной сообщает смысл существованию, вселяет силы. Но у тех, кто заразился через шприц, тип поведения и реакции неустойчивые, они способны одновременно и на хорошее, и на плохое. Таким людям помочь очень сложно".

В самой церкви отношение к ВИЧ/СПИДу не всегда однозначное. Здесь тоже встречаются специфические проявления стигматизации. Существует представление, что ВИЧ-инфицированные - это люди с клеймом невероятного греха, которых надо заключать в "спидозории" (по аналогии с лепрозориями). Были даже случаи, когда архиереи по жалобам прихожан запрещали священникам заниматься работой с ВИЧ-инфицированными.

По этому поводу Александр Степанов говорит: "В приложении к другим ситуациям аргументация о том, что все мы грешны и не нам знать, кто больше, кто меньше, срабатывает. Но здесь в силу утробных инстинктов отторжения чужого, подкрепленных тем, что этот чужой - грешник, возникает совершенно антиевангельский дух осуждения. Между тем никаких богословских, духовных оснований для дискриминации ВИЧ-инфицированных нет". Для того чтобы священники знали, как вести себя, столкнувшись с ВИЧ-инфицированными, недавно разработана концепция участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ-инфекции. Над ней трудились медики, психологи, сотрудники Синодальной богословской комиссии. По словам отца Александра Степанова, который входил в состав разработчиков концепции, "церковь должна дать пример милосердного отношения к ВИЧ-инфицированным".

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=56&tek=4084&issue=117
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ксения Лученко
Священник на телевидении: бисер перед свиньями?
Выступление на секции "Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика" XVI Рождественских образовательных чтений
04.02.2008
Все статьи Ксения Лученко
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:13
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:06
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56