itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вся моя жизнь - это музыка

Интервью с композитором Вячеславом Овчинниковым

Новости Москвы 
0
262
Время на чтение 6 минут
Сегодня наш гость - выдающийся русский композитор Вячеслав Овчинников.

Даже те, кто мало знаком с классической музыкальной культурой, не могли не слышать его произведений украшающих лучшие фильмы классиков мировой кинематографии - Сергея Бондарчука, Андрона Кончаловского, Андрея Тарковского.

Но было бы крайне однобоко представлять Вячеслава Овчинникова лишь как иллюстратора популярных киношедевров. Это человек глубочайшей внутренней культуры, талантливый дирижер, автор ряда симфоний, опер и балетов, хоровых, вокальных, инструментальных и камерных сочинений.


- Вячеслав Александрович, где прошли ваши детские годы, и как начинался ваш творческий путь?

- Родился я в 1936 году в Воронеже, красивом русском городе с давними культурными традициями, в семье офицера и донской казачки. Во время войны наша семья была отправлена в эвакуацию, мы жили в Сибири и на Дальнем Востоке. Вернувшись в Воронеж, первое время жили под лестницей, т. к. уцелевших помещений, пригодных для жилья, фактически не осталось. Стать композитором мечтал еще с детских лет. Заниматься музыкой я начал в 1945 году, уже закончив первый класс общеобразовательной школы, что по музыкальным понятиям довольно поздно. Музыкальное обучение было платное, но мои родители умудрялись не только содержать четверых детей, но еще и выделять из своих более чем скромных сбережений деньги на наши занятия. Музыкальную школу я быстро обогнал, начал переходить через классы и закончил ее досрочно. Однажды по распределению из Москвы к нам приехал Володар Петрович Бронин, выпускник Консерватории и ученик Давида Ойстраха, который убедил моих родителей в том, что я должен продолжать обучение в столице. К тому времени я уже давно писал собственную музыку, которая часто исполнялась взрослыми музыкантами.

- Тихон Николаевич Хренников называет вас своим первым учеником. Если не ошибаюсь, он был вашим руководителем по классу свободного сочинения в аспирантуре при Московской Консерватории. Как протекало ваше обучение?

- Поступив в Консерваторию, я стал учиться у прекрасного педагога Семена Семеновича Богатырева. Это был человек удивительно одаренный. Он занимал должность декана сразу четырех факультетов. После его смерти на эти места пришлось искать четырех человек. Он умер, когда я учился на пятом курсе и заканчивал я уже у Хренникова. Вместе со мной к нему перешли и остальные из класса Богатырева. Потом, в годы обучения в аспирантуре, Тихон Николаевич был моим руководителем по классу свободного сочинения. Тихону Николаевичу, я очень многим обязан, он постоянно меня защищал, но назвать его своим учителем, я все же не могу.

- Как началось ваше творческое сотрудничество с Сергеем Бондарчуком и почему именно вам было предложено писать музыку к "Войне и миру"?

- Учась еще на пятом курсе, я выиграл конкурс на авторство музыкальной части этого фильма. Был такой тайный конкурс, куда пригласили только лауреатов Ленинских премий. Соревновались Шостакович, Кобалевский с обработкой музыки Прокофьева к опере "Война и мир", Хренников с Хачатуряном хотели делать пополам один "французскую", другой "русскую" часть. У меня к тому времени уже был удачный опыт работы в кинематографе. Я написал музыку к дипломным работам Андрона Кончаловского ("Мальчик и голубь") и Андрея Тарковского ("Каток и скрипка"), а также к фильму Тарковского "Иваново детство", который стал первым отечественным фильмом, получившим в 1962 году "Золотого льва" - высшую награду на Международном кинофестивале в Венеции. Бондарчук знал мои работы, и, хотя он сам тогда еще не был окончательно утвержден в качестве режиссера, его пожелания учитывались. Он и привлек меня к этому отбору.

Параллельно с "Войной и миром" мне пришлось работать над "Андреем Рублевым" Тарковского (1966 г.), "Первым учителем" Кончаловского (1965 г.), "Долгой счастливой жизнью" Шпаликова (1966 г.). Это был период, когда я буквально жил на "Мосфильме" (не имея тогда еще собственной квартиры в Москве). Но даже когда она появилась, я почти там не обитал - так был занят. Обо мне даже была статья в "Советской Культуре", которая называлась "Добровольное заключение на "Мосфильме". У меня были апартаменты на студии. Я был единственным человеком, который имел свою монтажную. И я всегда, параллельно с режиссером, обязательно делал свой звуковой вариант фильма, который чаще всего побеждал.

- Какая была ваша первая работа в кино?

- В 1957 году режиссер Щербаков приступил к съемкам фильма "Телеграмма", по Паустовскому, с Лидией Смирновой в главной роли. Я тогда учился на первом курсе Консерватории и очень бедствовал. Жил в Дмитровском общежитии, ходил в андроновском большущем зипуне с прогорелым боком и ел за рубль в кафе "Арфа". В результате, один знакомый виолончелист, который подрабатывал в оркестре на "Мосфильме" предложил мне подыскать там работу. А писать для кино у нас всегда считалось зазорным. Ведь в это же время Айгис Жюйрайтис уже исполнял мои сюиты, и они звучали по радио. Но я вынужден был согласиться. Щербаков послушал мою музыку, и она ему понравилась. Для меня же подобная работа была разумным компромиссом - в ней я использовал произведения своих детских лет. Можно сказать, что "Телеграмма", явилась моим дебютом в кино.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с Бондарчуком.

- Скажу кратко - с Бондарчуком никому не сравниться. Это была колоссальная личность с потрясающей силой характера. Даже те, кто ставил свет на съемках, были проникнуты патриотическим пафосом. Многие работали бесплатно. Что и говорить, до выхода "Войны и мира" нельзя было произнести слово "русский". Всегда говорили - "советский". И то, что Тарковский позволил себе размышлять на "русскую" тему, пусть и с отрицательным знаком, было уже после того, как "Война и мир" это право завоевала. Вот ради такого результата русские люди и старались. Причем, все гигантские затраты на эту ленту (по тем деньгам порядка 100 миллионов долларов), окупились первой же серией, которую посмотрели более 200 миллионов зрителей.

- Над чем вы сейчас работаете?

- В первую очередь над собой, конечно. Я не хочу вылезать на люди и не хочу, чтобы на меня воздействовал наш сильно накренившийся и опасный мир. Иногда вспоминаю самое лучшее, что вспоминается. Как правило, это связано с родителями, с мамой. Много читаю. Так что чукча сегодня не писатель, чукча - читатель.

- Музыку не пишете?

- Вся моя жизнь - это музыка, с ней я не расстаюсь никогда. Сейчас у меня три незаконченных концерта, три оратории и три оперы. Планирую их завершить. Потом, у меня есть замысел - я хочу написать оперу "Война и мир", на основе старых материалов к одноименному фильму. Есть еще один замысел - лермонтовский "Маскарад", кое-что к нему уже написано. Помимо этого я работаю над тремя симфониями и тремя балетами. Написал много романсов на стихи Бунина, Пушкина, Майкова, Наталии Кончаловской, Ларисы Васильевой, но никому еще их не показывал. Их слышали только те, кто бывает у меня в гостях.

- А для кино писать не собираетесь?

- В кино я вернусь вряд ли. Предлагали писать музыку к "Штрафбату" - я отказался. Мне не понравился сценарий, я считаю, что это искажение правды о войне.

- Какова на ваш взгляд ситуация в современной музыкальной культуре, и кого из нынешних музыкантов вы могли бы выделить?

- К сожалению, в последнее время часто приходится сталкиваться с обычными коммерческими играми, к которым я не могу относиться серьезно. Нам показывают ничем не выдающегося музыканта и уверяют, что он гений. Так о нем говорят репортеры, купленные люди, намерено искажающие критерии, при помощи которых вы можете оценить истинное искусство. Они кричат о всяких башметах, крамерах, различных лауреатах международных конкурсов. А подобные конкурсы, в свою очередь, и устраиваются, чтобы потом за счет них можно было самоутверждаться. "Как же это так, я лауреат, а вы меня критикуете?". Но зачастую такое лауреатство ничего не стоит. Очень многие не были лауреатами - ни Рахманинов, ни Крайслер, ни Бетховен. Все это делается с определенной целью - себя показать.

Башмет, например, без конца торчит в каком-то "Вокзале мечты", рассказывает что-то непонятное из своей жизни. Кому она интересна? Она становится интересна только тогда, когда ты сотворил что-то действительно выдающееся. Тогда ты интересен, и тогда мы с любопытством будем слушать даже передачу с пошлым названием "Вокзал мечты". Или тот же самый Крамер, который на скрипке играет, будто поросенка режет. И я всегда удивляюсь: ведь евреи очень талантливые люди, особенно хорошо им дается игра на струнных инструментах. Тут надо отдать им должное. А он играет не как еврей, а как нацист из концлагеря. Конечно, во многом таких исполнителей выручает то, что у нас очень хорошая школа. В данном случае я считаю, что навести порядок в сложившейся ситуации должно государство, и нечего тут прятаться за демократию. Если ты обитаешь один в джунглях, то там ты можешь делать что угодно, хоть с голым задом ходи. Но если ты живешь среди людей, так, будь добр, следуй веками выработанным нормам.

У нас есть и замечательные музыканты, на которых я хотел бы обратить внимание. Скажем, композитор Александр Лебедев, который живет в Симферополе. Я уверен, все, что он ни напишет, будет прекрасно. Вот только было бы хорошо, если бы ему все время хотелось это делать. Есть очень хороший композитор, особенно ярко проявившийся в хоровой музыке - Валерий Кикта. В Симферополе же живет другой талантливый музыкант - Алемдар Караманов. В свое время почти всю его музыку исполнил дирижер Федосеев. Но почему-то она не оставила заметного следа, хотя очень хороша.

Меня часто спрашивают, как надо относиться к музыке тем, кто не получил специального музыкального образования? А я обычно отвечаю, что если вам что-то кажется странным, то все ответы вы найдете в прошлом. Посмотрите, кто из людей великих что нам оставил. Послушайте их произведения, а потом сравните. И все станет ясно.

С Вячеславом Овчинниковым беседовал Ростислав Новиков

http://www.pravoslavie.ru/guest/050811133742
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии