Антиэлита - беда России

Одна из важнейших обязанностей национальной элиты - собирание общества, объединение возможно большей его части вокруг большого проекта и больших идей, устремленных в будущее. В стабильный период в обществе может даже быть выработан один главный, господствующий проект - "национальная идея", претендующая на то, чтобы задать общее, принятое всем народом представление об идеальном образе жизни или служить знаменем для сплочения перед общей смертельной угрозой.

ЭЛИТА И АНТИЭЛИТА

Во время больших исторических поворотов в развитии общества новые вожди всегда формируют новый авангард элиты, завершающий выработку того национального проекта, идеалы которого вдохновили на поворот. Здесь всегда в таких случаях - всплеск духовной энергии. Здесь, мастера и новаторы всех жизненно важных сфер. Вспомним близкий опыт. В советскую элиту на равных правах входили мастера промышленного и сельского труда, военные и инженеры, композиторы и ученые, конструкторы и журналисты, писатели и актеры. Это были люди большой духовной энергии, таланта, видевшие основной смысл своей жизни в служении Отечеству, носители национального духа, соединявшего и поднимавшего людей на реализацию Большого Проекта.

В России последних лет та часть общества, которая считала себя элитой и считалась таковой в массе населения, перестала выполнять эту свою роль и стала работать на разъединение, на раздробление общества. Возник целый ряд влиятельных и получивших доступ к СМИ групп, которые начали разрушать все общественные институты и механизмы, служащие для соединения и укрепления ткани общества или больших его частей. Эта атомизирующая, распыляющая народ деятельность велась во всех плоскостях общественного бытия - подрывалась коллективная историческая память и нравственность, расчленялась единая школа и ликвидировалась единая молодежная организация, осмеивались и обливались грязью символы, скрепляющие граждан общим национальным сознанием.

В ельцинской России, как в Риме времен поздней Республики, началось "царствование серых бездарностей, выдающих свою лояльность власти за патриотизм, тщеславие за честолюбие, утопающих в праздности и роскоши в годину народных бедствий".

Новая власть, пришедшая к рычагам управления без поддержанного обществом проекта, не обладала легитимностью и авторитетом. Она стала применять принцип "разделяй и властвуй" в дико преувеличенных масштабах и просто разогнала общество, подобно тому, как разогнала Советский Союз - политическую конструкцию, которая обеспечивала стабильное межнациональное общежитие. Элита, поддержавшая эту власть, стала главным проводником разъедающей человеческие связи политики. Это - беспрецедентное в истории деяние образованного слоя. Философ А.С.Панарин назвал это национальное предательство элиты трагедией русского народа. На деле это трагедия всех народов, населяющих нашу огромную страну.

Речь идет о переходе большой части элиты прямо на сторону геополитического и цивилизационного противника исторической России. Реальность форсированного строительства "Нового мирового порядка" - это реальность мировой войны, вплоть до непрерывного локального перехода ее в "горячие" формы. В этой реальности стать коллаборационистом разрушающих Россию сил, хотя бы в форме классической "компрадорской" буржуазии или деятеля контркультуры, значит не просто уйти от выполнения долга национальной элиты, а превратиться в активную антиэлиту.

Уже на исходе перестройки началось планомерное замещение целых групп национальной элиты группировками, поднятыми со дна общества, "париями низа", по природе своей способными играть только роль антиэлиты. Воры, коррупционеры, стяжатели были не только призваны в элитарный слой общества, но политически легитимированы и даже опоэтизированы. Вспомним, как один из идеологов этой "демократии", многолетний декан элитарного факультета МГУ ратовал за узаконенную коррупцию и воровство как инструменты экономической политики.

Сейчас не только телевидение и кино производят десакрализацию общественного сознания, обливают грязью само понятие духовной аристократии, но и власть даже своими ритуалами и праздниками смешивает несовместимые типажи и фигуры. В одном кремлевском зале могут быть собраны и представлены как цвет нации Абрамович, Починок, Вавилов, волокущие за собой шлейф криминальных дел, "заслуженный юрист России" Слиска, шоумен с сомнительной репутацией Швыдкой - и с другой стороны Юрий Соломин с его болью за русскую культуру и Анастасия Вертинская, наследница пронзительной русскости своего великого отца. Оскорбляет само уродство этого смешения.

Если историческая миссия элиты - поднимать и укреплять народный дух, т