Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Описание и прочтение новой ратной иконы

Владимир  Максимов, Русский вестник

02.08.2005

1. Общие сведения:

Размеры ратной иконы "Благословение преподобным Иринархом Затворником Борисо-Глебским - православного русского воинства, народных героев-вождей и спасателей Отечества - Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году" - 130 х 100 см., ковчега - 104 х 84 см. Цвет ратной иконы светло и темно-зеленый - защитный, воинский, "ратный". Цвет наградного ордена Святого Сергия Радонежского (1314-1392) - зоркого стража и игумена Земли Русской, благословившего на Куликовскую битву (1380) святого князя Димитрия Донского и победные русские рати и не раз спасавшего Россию в годину смут и бед народных, о котором сказано удивительно точно - "Время общественных бедствий - есть его время!" Радонежский молитвенник и чудотворец является также святым покровителем ратных сил и русской артиллерии. В Смутное лихолетье 17-го века Сергий Радонежский трижды являлся нижегородцу Козьме Минину и звал к спасению гибнущей Отчизны. По благословению и молитвам преподобного Сергия в 14-м веке был основан и Борисо-Глебский мужской монастырь, где прославился святой молитвенник и чудотворец Иринарх Затворник (1547-1616) - ангел-хранитель Земли Русской в Смутное время. Подобно Сергию Радонежскому, святой воинский покровитель Иринарх благословил на ратный подвиг и спасение Отечества Михаила Скопина-Шуйского (1609), народных героев-вождей Минина и Пожарского (1612) и князя-воеводу Бориса Лыкова (1614), вручив им свой медный поклонный крест - святое и необоримое победное оружие. Это знаменательное событие и было положено в основу сюжета ратной иконы, созданной к 9 мая 2005 года - в год и день 60-летия Победы народов России в Великой Отечественной войне (1941-1945).

Ратная икона-благословение насыщена воинскими образами, атрибутами и символами, напоминающими о мужестве, доблести и ратной славе наших великих предков, не раз поднимавшихся "на брань" и спасавших Русскую Землю от врагов, изменников и поработителей, побеждая их верой, мужеством и оружием! Вокруг ковчега ратной иконы идет золотая лавровая гирлянда, перевитая золотой лентой и символизирующая ратную славу предков и победы России. Венчает ратную икону православный спасительный крест и перекрещенные у его основания лавровая и пальмовая ветви (символы ратной славы и вечной памяти народной) и слова всесокрушающего и победного девиза - "Сим победиши!" На святых хоругвях и боевых штандартах и знаменах этот девиз означает победу России и русского духа - над многочисленными врагами и силами зла и тьмы, торжество Православия и общенационального русского дела. Служение Богу, вере православной и своему народу и Отечеству - первые всего! Сим победиши!

2. Верхняя часть ратной иконы:

Крылатые ангелы-воины из небесного воинства Архистратига Михаила в бело-красно-золотых одеждах, обращаясь ко всем нам, громогласно трубят в золотые трубы. В их обращении одновременно слышны грозное предупреждение о смертельной опасности и призыв к спасению гибнущей Родины, звонкая победная песнь и восторженный гимн - мужеству и доблести русских ратников, подвигам и воинской славе. Золотыми лавровыми венками-венцами ангелы-воины награждают и венчают воинов-героев, воинов-победителей и воинов-мучеников, отдавших свои жизни за свободу и независимость Земли Русской.

Державный Российский золотой орел 17-го века с размещенным на щите Георгием Победоносцем - дарующим и приносящим Победу - символизируют Российскую Державу и столицу Земли Русской - город-герой Москву. Держава и скипетр в лапах двуглавого орла - знаки и символы царской власти. Избрание законного русского царя Михаила Федоровича Романова (1613) напрямую было связано с освобождением Москвы (1612) и очищением России от иноземных интервентов-поработителей всенародным ополчением Минина и Пожарского.

Москва - столица и сердце Земли Русской, "Третий Рим" и святой небесный град - изображена на ратной иконы в виде башен и зубчатых стен Московского Кремля, золотых куполов Архангельского, Благовещенского и Успенского соборов, колокольни Ивана Великого и Спасской башни. Грозовые тучи и красный с отблесками закат вокруг Московского Кремля, в котором затаились враги-#интервенты и предатели русского народа - слово знаки беды и смертельной опасности, великого разорения и погибели, поругания святых алтарей и надвигающейся национальной катастрофы, на грань которой была поставлена Россия в Смутное лихолетье начала 17-го века.

Об освобождении Москвы и спасении гибнущей Родины просил Господа-Вседержителя и Пречистую Богородицу святой молитвенник и чудотворец Иринарх Затворник Борисо-Глебский, благословивший на подвиг победные русские рати. И сегодня, спустя 400 лет, измученный русский народ снова ждет архангельского трубного гласа, ждет своих спасителей и будущих национальных героев, духовных и ратных вождей, несгибаемых и твердых в вере Иринархов и Гермогенов, ждет мужественных Мининых, Скопиных-Шуйских и Пожарских и храбрых для боя ратников.

3. Центральная часть ратной иконы:

Три святых ратных образа над преподобным Иринархом Затворником - Богородицы Казанской и небесных воинских покровителей - Архистратига Михаила и князей-воинов Бориса и Глеба. Святое воинство на облаках словно несет перед собой победную Казанскую святыню, которая при освобождении Москвы находилась в рядах воинства земного - всенародного ополчения Минина и Пожарского.

Ратная Богородица Казанская - небесная заступница, покровительница и спасительница Земли Русской и путеводительница нижегородского ополчения, даровавшая 4 ноября (22 октября) 1612 года - освобождение Москвы, изгнание интервентов и спасение России в Смутное лихолетье. Одновременно Казанская Богородица - покровительница новой Династии Романовых и Державы Российской на восточных ее рубежах. На праздничный день 4 ноября приходится и день памяти святых основателей и первостроителей Борисо-Глебского монастыря Феодора и Павла.

Ратная икона Архангела Михаила - вождя воинства небесного и святого покровителя победных русских ратей - с огненным карающим мечом. Памяти грозного Архистратига посвящены были два Архангельских собора Московского Кремля. В его честь был назван полководец и воевода Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586-1610), благословленный на победы преподобным Иринархом Затворником.

Ратная икона Бориса и Глеба - святых покровителей Борисо-Глебского монастыря, православного воинства и русских побед. Князья-воины в красных одеждах мучеников с крестами в правой руке и мечами в левой. Они смотрят на современников и потомков, призывая крепко стоять за веру православную, Мать Святую Церковь и свое Отечество.

Образы национальных героев и спасителей Отечества:

Преподобный Иринарх Затворник Борисо-Глебский (1547-1616). Святой чудотворец и молитвенник в возрасте 64 лет изображен в монашеских ветхих одеждах и железных "трудах" - веригах с многочисленными крестами. Правой рукой он благословляет на правое дело и ратный подвиг - национальных героев-вождей, православное воинство и победное русское оружие. В левой руке - медный поклонный крест-распятие. Босые ноги затворника в железных цепях и оковцах. Над головой святого подвижника - золотой нимб и надпись "Преподобный Иринарх Борисо-Глебский". Железные кресты - оковцы и цепи - словно боевые доспехи-"брони" на теле святого победного вождя и воинского покровителя, а медный крест- духовный победный меч и необоримое святое оружие, девиз которого - "Сим победиши!" - вынесен в заглавие ратной иконы.

Полководец и ратный вождь ополчения Димитрий Пожарский (1578-1642) - изображен в возрасте 34 лет (1612). Мужественное его лицо обращено взглядом на чудотворный победный крест. Князь-воин стоит на коленях и внимает словам преподобного Иринарха - "Дерзайте и никого не бойтесь. Без страха идите на Москву и узрите славу Божию!" В правой вытянутой руке-деснице Димитрия Пожарского боевой палаш-меч, склоненный пред медным крестом - спасительным и духовным оружием и православной святыней. Левая рука полководца покоится на сердце. Русский князь одет в пластинчатые доспехи, боевую кольчугу и наручи. Плащ-багряница с застежкой на вороте и кафтан небесно-голубого цвета с золотым узором-орнаментом по краям. За наборным красным поясом виден жезл русского полководца, государственного деятеля и державного патриота, готового - "Иль победить, иль пасть в пылу сраженья - за Русь, за святость алтаря!" (А. С. Пушкин. 1814).

Козьма Минин (?-1616) - земский староста, организатор и вдохновитель всенародного ополчения и выборный человек "Всея Русския Земли", которому в 1612 году было примерно 45 лет. Открытое русское лицо, темно-русые волосы на голове и борода с проседью. Левая рука на груди, а в правой - стальной шлем. Народный герой одет в "юшман" - кольчужную рубаху с железными пластинами-накладками. Коричневый кожаный пояс и такого же цвета простой кафтан с узорным орнаментом по краям. От имени всей Русской Земли и народа он склонился в глубоком почтении перед святым воинским покровителем и чудотворцем Иринархом, молитвами которого и заступничеством Божией Матери в 1612 году была освобождена Москва и спасена Россия.

Молодой богатырь-воин с развевающимся на фоне Московского Кремля - стягом Спаса-Вседержителя красного цвета с золотыми надписями-молитвами и звездами Богородицы по углам. Верхняя часть знамени всенародного ополчения с навершием в виде Голгофы несколько закрывает зубчатые стены, башни и кремлевские соборы. На голове отважного воина - стальной золоченый шлем, в левой руке - древко со знаменем, в правой деснице - карающий победный меч. Грозный архистратиг Михаил на ратной иконе над преподобным Иринархом и "Русский Архистратиг" с ликом 23-летнего юного вождя Михаила Скопина-Шуйского - стоят на защите земного и небесного нашего Отечества. Вооруженные святым оружием, пламенной верой и мечами, они ведут непримиримую борьбу с силами тьмы, зла и погибели и извечными врагами православной России. Грудь богатыря и воина защищают золотые пластинчатые доспехи с державным орлом на зерцале. Красного цвета платье под кольчугой символизирует кровь воинов-мучеников, отдавших свои жизни за свободу и независимость Отчизны. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586-1610) - "заступник и избавитель", "храбрый и мудрый муж" и "оборонитель Государства Московского", надежда и опора Земли Русской! Полководец и государственный деятель, национальный герой и объединитель Родины - с чистым сердцем и светлой душой - он первым поднял знамя общенародной борьбы с предателями и интервентами, передав его после мученической своей кончины, как эстафету, новым героям и спасителям Отечества - Козьме Минину и Димитрию Пожарскому. Под ногами богатыря воинская "арматура" - щит, меч, копье и пушечные ядра - символы и трофеи одержанных над польско-литовскими интервентами русских побед.

Все три фигуры - коленопреклоненного полководца Димитрия Пожарского, склоненного в почтении Козьмы Минина (олицетворяющего русский народ) и стоящего с поднятым мечом и победным Божиим стягом молодого воина-богатыря (олицетворяющего православное воинство) - символизируют поднявшуюся с колен и восставшую на поработителей русскую нацию, благословленную на "брань" и подвиг святыми вождями - Сергием Радонежским, Патриархом Гермогеном, преподобными Дионисием и Иринархом Затворником Борисо-Глебским. "Сим победиши!" - говорит чудотворец и молитвенник Иринарх, вручая свой крест Минину и Пожарскому. "Сим победиши!" - гласит всесокрушающий и победный девиз ратной иконы, благословляющей на освобождение и спасение Родины - России - Отечества новых Мининых, Скопиных-Шуйских и Пожарских.

Знаменателен на ратной иконе и символ "троицы" - три ратных образа над преподобным Иринархом Затворником, три воина-богатыря и Москва - русская столица, державный град и "Третий Рим". Да и сама ратная икона была освящена 19 июня 2005 года - в Праздник Святой Троицы.

4. Нижняя часть ратной иконы:

В центре символы подвига и ратной славы - боевой шлем, сабля, топор и лавровые ветви. И слова памятной разделенной надписи - "Благословение преподобным Иринархом Затворником Борисо-Глебским - православного Русского воинства, народных героев-вождей и спасителей Отечества - Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году".

5. Оборотная сторона ратной иконы:

"Ратная икона-благословение посвящена духовным и ратным вождям, национальным героям и спасителям Отечества в 1612 году.

Создана трудами иконописца Константина Назарова и радетелей русской воинской славы Владимира Максимова (Москва) и Юрия Каштанова (Смоленск). По благословению игумена Иоанна (Титова) и братии Ростовского Борисо-Глебского монастыря.

В Царствующем граде Москва лета от Рождества Христова 2005, месяца мая 9 дня - в год 60-летия победы народов России в Великой Отечественной войне (1941-1945).

Надеясь на грядущую нашу Победу и возрождение Великой России, мы вновь обращаемся к святому воинскому покровителю, молитвеннику и чудотворцу преподобному Иринарху (1547-1616) - ангелу-хранителю Земли Русской в Смутное время, имя которого с новой силой заблистало на русской небосклоне:

"Святый Чудотворец и Победный Вождь Иринарх Затворник Борисо-Глебский! Моли Господа-Вседержителя и Пречистую Богородицу о сохранении и спасении Державы Российской - от иноземных нашествий и войн, междоусобной брани и потрясений, бедствий и смут. Помогай своими святыми молитвами - общенациональному возрождению и согласию, единению и державной соборности. Укрепляй веру, мужество и силу духа православного воинства. Благослови русское победное оружие, поднятое на благо и спасение Родины - России - Отечества. Сим победиши!"

# # #

Оборонители, собиратели и спасители Державы Российской - Михаил Скопин-Шуйский, Козьма Минин и Димитрий Пожарский побеждали врагов Отечества своего верой, мужеством и оружием! Их имена и подвиги, вознесенные на волне национально-освободительного подъема, золотыми буквами выбиты на скрижалях Российской истории. Они увековечены в памяти народной, в названиях кораблей, улиц и площадей, в бронзе и граните монументов и обелисков. Героические дела и подвиги их воспеты лучшими писателями, поэтами и художниками России. Мужественные, непокоренные и бесстрашные, они и сегодня - символы воинской доблести, богатырской силы, ратной славы! "Имена их бессмертны, как дела их!" Придет время и Русская Православная Церковь причислит народных героев к лику святых, в Земле Российской просиявших.

Сегодня, в очередную годину великого разорения, смут и бед народных, пути спасения нашего Отечества снова проходят через горячие молитвы измученного и истерзанного врагами русского народа и героическую летопись веков и поколений - с потрясающими примерами мужества, героизма и ратного подвига. В 1380, 1612, 1812 и 1941 годах наши прадеды, деды и отцы нашли в себе силы встать с колен и подняться на всенародную борьбу с интервентами-поработителями и многочисленными врагами, предателями и "воровскими боярами и князьями". Нашлись тогда и духовные вожди, вдохновившие и благословившие русские победные рати и праведный карающий меч... "Благословляю достойных вождей христианских утолить печаль Отечества и Церкви!" - обратился в 1612 году к русскому народу несгибаемый, мужественный и твердый в вере Патриарх Гермоген (1530-1612), призывая не падать духом и не отчаиваться, помнить присягу и стойко стоять против интервентов, изменников и "латинства". Резкий, бесстрашный и суровый, он сыграл роль искры, которая зажгла пожар всенародного восстания. Наши прадеды, деды и отцы поднялись "на брань" с врагами Отечества и спасительный ратный подвиг! Сможем ли подняться мы?! И пусть сегодня с новой потрясающей силой прозвучат слова, сказанные 7 ноября 1941 года - во время исторического парада на Красной площади, откуда войска уходили на защиту и спасение Родины-Матери - "Наше дело право. Враг будет разбит. Победа будет за нами!" Так было. Так будет!

Россия

В годину бед она всегда бывала
Единой, несгибаемой, стальной,
Врагу навстречу Русь моя вставала
Одной дружиной, грозною стеной.
И по призыву Дмитрия Донского,
По зову Минина она шагала в бой,
Не зная страха, гордо и сурово,
Вздымая знамя славы над собой.
Так и теперь, страна моя родная,
В годину бурь, в огне, в дыму войны,
Так и теперь, от края и до края
На смертный бой идут твои сыны.
Гремят кругом огни и бури фронта,
Но мы идем. Горит огонь в груди,
И, как восход за гранью горизонта,
Зарю победы видим впереди!
(Виктор Гусев. 1941 г.)

Владимир Максимов, и военно-историческое объединение "Россия молодая" (Москва) - хранители ратной иконы



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме