itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Современное Старообрядчество

Новости Москвы 
0
1156
Время на чтение 6 минут
Старообрядческие общины сильно пострадали в советское время. За свою историю они уже привыкли к периодическим гонениям и административному давлению, однако в ХХ веке им пришлось считаться с новым фактором, от которого большинство из них никак не могло себя защитить. Строительство "новой жизни" безжалостно разрушало традиционный старообрядческий бытовой уклад, по которому они жили из поколения в поколение. Приспособиться к новым условиям им было очень тяжело, поэтому многие элементы их культуры ныне утеряны. В результате семидесятилетних гонений некоторые старообрядческие согласия - "филипповцы", "нетовцы", "странники" и другие - оказались на грани исчезновения.

Возрождение старообрядческих общин началось в конце 80-х - начале 90-х годов. Оно затронуло как "поповские", так и "беспоповские" согласия. Из первых сейчас наиболее многочисленно Белокриницкое (Русская Православная Старообрядческая Церковь - РПСЦ) и бывшее "беглопоповское" (Русская Древлеправославная Церковь - РДЦ). Из "беспоповских" согласий самыми многочисленными являются "поморцы" и "федосеевцы".

Старообрядцы, приемлющие священство ("Поповцы")

Белокриницкая иерархия включает в себя две независимые друг от друга юрисдикции: Русскую Православную старообрядческую Церковь (РПСЦ) и Белокриницкую старообрядческую митрополию в Румынии.

В Румынии русских старообрядцев называют "липованами". Липованскую Церковь ныне возглавляет митрополит Леонтий. Наряду с православием, липованское Белокриницкое старообрядчество является в Румынии второй государственной религией. Старообрядческие священники в Румынии получают зарплату от государства так же, как и священнослужители Православной Церкви. В Ясской духовной семинарии существует специальное старообрядческое отделение для обучения липован.

Возрождение РПСЦ в России связано с именем митрополита Московского и всея Руси Алимпия (Гусева). При нем был возрожден монастырь в с. Белая Криница (Черновицкая область, Украина). С 7 по 14 ноября 1996 года здесь проходил Всемирный старообрядческий Собор под председательством митрополитов Московского Алимпия и Белокриницкого Леонтия. На Соборе присутствовали 6 архиереев, более 50 священников и множество мирян. 11 ноября 1996 года Собором был причислен к лику святых митрополит Амвросий (Паппа-Георгополли) - бывший Босно-Сараевский митрополит, в 1846 году перешедший в старообрядчество и положивший начало Белокриницкой иерархии.

РПСЦ - лидер среди старообрядцев по численности, а также по количеству периодических изданий. С 1990 года возобновлено издание журнала "Церковь", выходившего до революции. Вышло уже шесть номеров. Журнал издается на качественной бумаге, с множеством цветных фотографий. В нем печатаются статьи об истории и современной жизни старообрядцев, причем стоит отметить, что в этих публикациях отсутствует чрезмерная тенденциозность в отношении Русской Православной Церкви.

С 1995 года Тверская старообрядческая община в Москве (РПСЦ, храм Свт. Николы) издает журнал "Духовные ответы". Всего вышло 17 выпусков. Это черно-белое издание; его статьи также посвящены как истории, так и современному состоянию старообрядчества. Стиль изложения в нем можно назвать умеренным.

Газета "Старообрядец", выходящая в Нижнем Новгороде под редакцией С.В. Рудакова, - очень интересное явление современного старообрядчества, так как это газета рассказывает о жизни всех старообрядческих согласий за исключением единоверцев.

Любопытным фактом в истории РПСЦ стало присоединение к ней в 2002 году архиерея греческой старостильной Церкви Антония (Герцога). По происхождению он немец, родился в Австрии в 1949 году в семье католиков. В 1975 году он перешел в протестантизм. В 1993 году через миропомазание присоединился к греческой старостильной Церкви, а в 2000 был рукоположен в епископа Германского. В 2002 году его приняли первым чином в РПСЦ и рукоположили в епископа Аугсбургского и всея Германии.

31 декабря 2003 года умер митрополит РПСЦ Алимпий. Похоронен он был 4 января 2004 года в архиерейской усыпальнице Рогожского кладбища. В связи с кончиной владыки Алимпия телеграммы со словами соболезнования были получены от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и от главы Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

9-11 февраля 2004 года в Покровском кафедральном соборе РПСЦ состоялись заседания Освященного Собора РПСЦ, а 9 февраля - избрание нового Предстоятеля, которым стал митрополит Андриан (Четвергов).

С приходом митрополита Андриана открылась новая страница в истории РПСЦ. За свое недолгое управление епархией, владыка Андриан уже успел проявить себя как деятельный и инициативный иерарх. В 2004 году был возрожден Информационно-издательский отдел, на Рогожском кладбище открылось Духовное училище. Митрополит Андриан часто совершает поездки по епархиям, где встречается как с гражданскими властями, так и с иерархами Русской Православной Церкви.

"Новозыбковская" иерархия. Часть старообрядцев-"поповцев" не приняла Белокриницкую иерархию. Это согласие старообрядцев оставалось "беглопоповским", так как и после появления Белокриницкой иерархии продолжало принимать "беглых" священников из Греко-Российской Православной Церкви. В 1923 году к "беглопоповцам" присоединился обновленческий архиепископ Саратовский Никола (Позднев). Он совершал только священнические хиротонии, не дерзая единолично поставлять епископов. В 1929 году из "иосифлянского раскола" (не поминающих Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия) к "беглопоповцам" присоединился единоверческий епископ Свердловский Стефан (Расторгуев). После присоединения епископа Стефана были поставлены первые "беглопоповские" епископы. Так получило свою иерархию еще одно согласие старообрядцев-"поповцев", образовавшее Русскую Древлеправославную Церковь. Другое название этого согласия - "новозыбковцы", так как их административный центр находился в г. Новозыбкове Брянской области.

До 2002 года Предстоятель РДЦ архиепископ Александр (Калинин) носил титул Древлеправославного Архиепископа Московского и всея Руси. Однако 3 марта 2002 года произошло уникальное в старообрядческом мире событие. Освященным Собором РДЦ архиепископу Александру был присвоен титул Древлеправославного патриарха Московского и всея Руси. Полномочий патриарха за архиепископом Александром не признали ни иные старообрядческие согласия, ни Русская Православная Церковь, ни Министерство юстиции РФ.

Помимо РПСЦ и РДЦ в России представлены еще две старообрядческие иерархии - это Древлеправославная Церковь России (ДЦР) и Славяно-Грузинская Древлеправославная Церковь. Все они откололись несколько лет назад от "новозыбковцев" (РДЦ), и число их прихожан незначительно.

Старообрядцы, не имеющие священства ("Беспоповцы")

Центром современного "беспоповства" является Прибалтика. Благодаря многочисленности их общин Латгалию - восточную часть современной Латвии - даже называют старообрядческой "северной Фиваидой".

Древлеправославная Поморская Церковь. Наиболее многочисленное и организованное на сегодняшний день согласие старообрядцев-"беспоповцев" - это "поморское" согласие, или Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ). Общины "поморцев", также как и других "беспоповцев", управляются наставниками, выбираемыми общиной. В Москве центр ДПЦ находится на Преображенском кладбище. "Поморцам" принадлежит часть храма Свт. Николы, другую часть которого занимает община Русской Православной Церкви.

Примечательные события происходили несколько лет назад в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине. Ее наставник Иоанн Миролюбов, выпускник Московской духовной академии со степенью кандидата богословия, начал склонять общину к переходу в Единоверие. Рижская община - самая многочисленная поморская община в мире (20 тысяч прихожан), поэтому вспыхнувший в ней конфликт привлек внимание всех старообрядцев. После долгих споров Миролюбов и его сторонники покинули общину. С недавнего времени И.И. Миролюбов работает секретарем Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядцами при ОВЦС МП.

"Федосеевцы". Некогда многочисленные общины последователей Феодосия Васильева ныне весьма поредели. В Москве центр "федосеевского" согласия, также как и "поморского", находится на Преображенском кладбище, где располагается "федосеевский" мужеско-женский монастырь.

Современное единоверие. В настоящее время в лоне Русской Православной Церкви находится около 20 единоверческих приходов. Из них только три не закрывались в советский период. Один из храмов находится на территории России - в с. Малое Мурашкино Нижегородской области, а два других - в Латвии и Украине.

Самый известный в настоящее время единоверческий приход - это община храма Архангела Михаила в с. Михайловская Слобода (Московская обл.), окормляемая игуменом Иринархом (Денисовым).

* * *

Современное старообрядчество не представляет собой единое целое. Можно говорить о некотором противостоянии потомственных старообрядцев, благожелательно относящихся к Русской Православной Церкви и неофитов, пытающихся увеличить разрыв между нами. Несмотря на это диалог со старообрядчеством следует продолжать, так как старообрядцы сохранили до нашего времени наследие старой Руси, преемниками которой являемся и мы. Будем молиться о духовном единстве русского народа.

http://tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=1522
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25