itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Малх, раб первосвященника Анны

В Гефсиманском саду

0
413
Время на чтение 4 минуты
Все четыре евангелиста, описывая арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, упоминают о попытке вооружЈнного отпора, предпринятой одним из учеников, который ударил "раба архиереова" (τον δοΰλον τοΰ αρχιερέος) и отсЈк ему ухо. Но упоминают по-разному, и эти различия очень наглядно подтверждают, что каждый из следующих за Марком евангелистов постарался чем-то дополнить его скупой по необходимости рассказ.

Вот что читаем у Марка: "Един же некто от стоящих извлек нож, удари раба архиереова и уреза ему ухо".(14:47). Как видим, Марк, скорее всего из соображений конспирации, немаловажных для времени, когда большинство апостолов были ещЈ живы и подвергались преследованиям, даже не говорит, что ударивший был учеником Христа. Это просто "некто от стоящих" в толпе. А в толпе, да ещЈ ночью, под деревьями, поди-разберись, кто есть кто. То есть, инцидент вполне прочитывается, как следствие неразберихи, сумятицы, а то и провокации со стороны нападающих. Тем более, что Христос, по Марку, не задерживает внимания на стычке, но тут же обращается к нападающим с упрЈком: "Яко на разбойника ли изыдосте со оружием и дрекольми яти мя" (14:48).

Зато у Матфея Христос решительно пресекает попытку вооружЈнного отпора, требуя, чтобы ученик вложил нож "в место его" (26:52). И тут же из уст Учителя следуют два поразительных довода, объясняющих всю бессмысленность противодействия божественному предрешению (26:52-54).

В рассказе Луки событие обрастает дополнительными сюжетными подробностями. Его прибавки, как всегда у евангелистов-продолжателей, радуют своей непротиворечивостью по отношению к более ранним книгам и каким-то бодро-свежим взглядом на вещи. Во-первых, уточняет Лука, акт сопротивления не был импульсивно-единичным. При появлении в ночном саду Иуды с вооружЈнным отрядом ученики сразу сообразили, к чему клонится дело. Они настроились отбиваться и объявили об этом Христу: "Господи, аще ударим ножем?" (22:49). И почти тут же один из них, не дождавшись разрешения, применил оружие.

Во-вторых, Лука, глядящий на всЈ глазами не только художника, но и врача, сообщает ещЈ две подробности события. У раба пострадало правое ухо. Тут же Христос велел прекратить сопротивление, приблизился к раненому рабу "и коснувся уха его, исцели его" (22:51). Не знаю, обращал ли кто-нибудь из комментаторов Нового Завета внимание на эту строку евангелиста как на запись самого последнего из прижизненных исцелений, совершЈнных Спасителем. Не слепца, не прокажЈнного, не бесноватого, не смертельно больного, не человека, в первую очередь достойного жалости и сострадания, - Христос исцеляет одного из тех, от кого сострадания ожидать сам Он никак не мог.

И, наконец, Иоанн. В дополнение к рассказам евангелистов-предшественников он сообщает имя раба, которому было отсечено ухо. "Бе же имя рабу Малх" (18:10). Более того, четвЈртый евангелист раскрывает, наконец, и имя ученика, нанесшего удар: "Симон же Петр, имый нож, извлече его, и удари архиереова раба, и отреза ему ухо десное" (18:10).

Какие красноречивые прибавления! Вот уж где орлиная цепкость глаза, выхватившего из мглы подробности, не замеченные или намеренно опущенные другими. И разве скажешь, что это лишние мелочи? Через них мы много узнаЈм и о самом Иоанне. СвоЈ евангелие, как известно, он пишет, когда уже нет в живых ни Петра, ни, скорее всего, Малха, ни первосвященника Анны, пославшего своего раба в числе прочих на поимку Назорея. Этого Анну во время описываемых событий юноша Иоанн знал лично. (Может быть, через свою мать Соломию, родную сестру Богоматери, у которых были родственники в Иерусалиме? Или через своего отца Зеведея, имевшего рыбный промысел, с наЈмниками, на Галилейском озере и, возможно, поставлявшего рыбу в дом первосвященника?) По крайней мере, младший из апостолов бывал у Анны во дворе, (что явствует из продолжения рассказа об аресте и первом допросе Христа). Иоанну, судя по всему, были лично известны не только Малх, но и другие люди из челяди Анны. В том числе привратница, которая по его просьбе пропустила Петра во двор. В своЈм евангельском рассказе Иоанн упомянул даже какого-то родственника Малха. Тот, оказывается, тоже был в саду во время облавы и теперь, вслед за привратницей, подозрительно присматривался к Петру: "Не аз ли тя видех в вертограде с Ним?" (18:26).

Почему все эти подробности Иоанн не мог забыть до глубокой старости? Не только потому, что связаны они были с троекратным отречением Петра, о котором сообщают и другие евангелисты. Слабость, проявленная тогда Петром, в изображении Иоанна была двоякого рода. В этой слабости Петра, конечно, присутствовала боязнь, что его признают сообщником Христа. Но, пожалуй, не меньше, если не больше ПЈтр боялся другого: вот-вот, кажется, его разоблачат как преступника, нанесшего телесный урон человеку из обслуги первосвященника. А это сразу же придаст всему происходящему еще и характер бытовой уголовщины: вооружЈнное нападение на стража порядка... при исполнении им служебного долга.

ПЈтр в те минуты должен был прямо-таки казниться из-за своей горячности. Как это он не удержался? Что сейчас должен думать о его проступке Учитель? Ведь ещЈ ни разу со времени призвания учеников ничего подобного в их кругу не происходило: ни одной потасовки, не говоря уж о кровопролитии.

Чрезвычайная улика так и просится в руки обвиняющей стороне! Каковы! Мало того, что главарь галилейских бродяг нагло выдаЈт себя за Божьего сына, соблазняет людей лжечудесами. Он ещЈ и шайку себе набрал из отпетых головорезов. Не один ли из его поножовщиков затаился во дворе у костра? Не замыслил ли снова вырвать меч из-под полы?..

Психологически мотивированный комментарий к скупым строкам евангельского изложения - занятие не вполне надЈжное. Можно слишком увлечься и напридумать лишнего. Но есть в Писании строки, которые будто сами просят перечитать их ещЈ и ещЈ раз. Расслышать в них намеренно недосказанное. Понять с полуслова, "прочитав" жест, паузу, умолчание.

Мне кажется, именно Иоанн своими подсказками в сценах ареста и первого допроса Христа позволяет разглядеть в отречении Петра не минутную слабость, не боязнь за одного лишь себя, а нежелание нанести ещЈ больший урон Учителю и всем ученикам. Неужели, право, ПЈтр малодушнее юного Иоанна, который стоит тут же, во дворе Анны и тоже легко может быть опознан как сообщник арестованного?

Но всЈ теперь совершается поверх любых доказательств и улик. И даже если вдруг появится среди свидетелей Малх со своим чудесно приросшим ухом, и попробует вступиться за Христа, другие рабы первосвященника тут же вытолкают его взашей.

http://www.voskres.ru/oikumena/lotschitz.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Лощиц
Торжество и смерть в Риме
14/27 февраля - память Св.Равноап.Кирилла, учителя Словенского (869)
26.02.2024
Сказы наших дней
К 60-летию Сергея Котькало
04.08.2020
«Феномен славянства - великое личное волнение»
Юрий Лощиц считает, что наследие славянских учителей - не только наше прошлое, но и будущее
22.09.2016
Радован вас всех переживет!
И пребудет в своём народе светел, не запятнан, не сломлен...
30.03.2016
Все статьи Юрий Лощиц
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31