itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Наследники идолов

0
165
Время на чтение 3 минуты
Крест знаком всем. Даже в африканских джунглях и эскимосских льдах появлялись христианские миссионеры, втолковывавшие этот символ язычникам. А вот настоящий каменный средневековый крест у нас в области видел далеко не каждый. Сохранились они в некоторых музеях да в кое-каких малопосещаемых уголках в глубинке.

Переходящие кресты

Когда-то каменных крестов в наших краях было куда больше. Каждый старый погост был ими украшен. Вытесывание креста из известняка (из гранита у нас не делали) - дело мешкотное, и только особо заслуженные усопшие удостаивались такой памяти. Потом имя покойного забывалось - часто на кресте ничего не писали, - и лет через сто крест мог быть использован вторично, на могиле другого достойного человека. Иногда могильные кресты переходили в разряд поклонных - тех, что ставились в особо почитаемом месте. Поклонные кресты до сих пор у нас есть, и местные жители им поклоняются: ленточки повязывают, бусинки и конфетки кладут, если есть щели в камне - то монетки втыкают, обращаются с крестом как с настоящим языческим идолом. Собственно, он и выполняет функции идола. Официальное православие очень негативно относится к такому идолопоклонству, но сделать ничего не может: оно в основном активно в крупных населенных пунктах, а до деревенских кладбищ батюшки, которые служат на несколько сельских приходов одновременно, обычно не добираются.

Крестики становятся ноликами

Судьба большинства каменных крестов печальна. В конце 20-х годов XX века началось движение "красных безбожников", которые уничтожали все предметы культа, не считаясь с их исторической и культурной ценностью. Молодые парни и девки с вожаком местной партячейки шатались по деревням, отнимали у старух иконы и разламывали их, громили церковную утварь, а заодно сбрасывали с постаментов и раскалывали каменные кресты. Уже после войны многие кресты находили валяющимися в канавах разбитыми и обезображенными. Уцелеть удалось немногим каменным крестам. Их могли закопать крестьяне, чтобы спасти от поругания, их клали в сараи и заваливали дровами, надеясь, что безбожная власть скоро кончится. А власть все не кончалась, потом была война, прошли десятки лет, и совсем другие люди теперь живут в сохранившихся деревнях. Это не их историческая родина, они не понимают смысла "каменюк", торчащих из земли по погостам, поэтому сейчас идет новая волна вандализма: на старом кладбище при рытье новых могил могут использовать разбитые на куски старые надгробия и кресты - для бордюрчиков. Такое можно наблюдать на одном из кладбищ Толдожского погоста (Кингисеппский район) и в некоторых других местах. Мало осталось по деревням стариков, которые могли бы предостеречь: разбивать старинный крест очень опасно. Бог знает, какие потом беды свалятся на голову вандала. Ведь в старое время разбившийся крест утилизировали с большим почтением - его куски разбирали по домам и старались пристроить в фундаменты как обереги, защищающие жилище со всеми его обитателями.

В Иванов день клады выходят на поверхность

Ценна каждая находка средневекового креста, не вошедшего в свод археологических достопримечательностей - "Археологическую карту Ленинградской области" Владимира Лапшина, изданную Санкт-Петербургским институтом истории материальной культуры РАН. И хотя методичное обследование области проводилось целое десятилетие (70-80-е годы XX века), некоторые объекты ускользнули от цепкого взгляда археологов. Это и понятно: физически невозможно прочесать каждое старинное кладбище на огромной территории, к тому же в те времена нормальных карт в распоряжении гражданских людей не было. Да и обследовать местность можно только весной и осенью: зимой снегу по уши, летом - столько же травы.

А вот нам повезло. Говорят, в Иванов день - языческий праздник летнего солнцестояния - вместе с цветами папоротника наружу выходят клады, и если клад хочет даться кому-то в руки, надо просто оказаться рядом. И на Юханнес (ингерманландский Иванов день, празднуется в субботу между 20 и 29 июня) мы просто заглянули на старое кладбище возле одной деревни в Волосовском районе. Деревня сейчас населена дачниками, а все соседние давно заросли травой: в декабре 1943 года фашисты сожгли всю округу. На маленьких деревенских кладбищах до сих пор изредка хоронят бывших местных жителей, которые хотели хотя бы после смерти вернуться домой. Добраться до этого кладбища сложно: дороги заросли, мосты разрушились.

А мы добрались - и нашли маленький, совершенно целый каменный крест. Его оставили на перекопанном кладбище "черные следопыты" - искали, видимо, военные трофеи, крест выкопали, но не увезли. Мы не рискнули бросить его на этом оскверненном месте. Владимир Лапшин, осмотрев находку, датировал крест XIV веком и подивился его сохранности: "Такие же кресты вмурованы в стены Новгородского кремля, но ваш-то целый! Это можно считать большой удачей". И хотя ученый признал находку раритетом, но оставил крест у нас: у больших музеев свои закрома битком набиты, ящики с запакованными ценностями друг на друге стоят, а маленькие музеи не всегда умеют уберечь находку. Так у редакции "АиФ-Петербург" появилась своя реликвия. Проект "Регионавтика" (комплексное обследование Ленинградской области) дал первый крупный археологический трофей.

http://www.aif.ru/online/spb/621/08
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Хмельник
Храм обреченный
Года через три этого удивительного храма не станет. Если не случится чуда
24.04.2007
Многодетный полк
Воинская часть в поселке Бугры Ленобласти приютила беспризорных детей из Республики Коми
05.04.2007
Все статьи Татьяна Хмельник
Последние комментарии