Алтари Алатыря

0
128
Время на чтение 3 минуты
Село Шутилово (имя-то какое - в масть теме!) - единственное место в России, где ежегодно жарким летним днЈм проходят бесподобные языческие игрища-гульбища.

Религиозные верования вынуждены время от времени видоизменяться, адаптируясь к современности. И только сохранившиеся в российской провинции острова язычества живут по многовековым неизменным канонам. Исповедуя простую истину: ничто новое не может заменить вечное, издревле предназначенное к поклонению.

На юге Нижегородской области, где нередки врачующие источники и где прославился своими исцелениями преподобный старец Серафим Саровский, 100-летие канонизации которого два года назад справила православная Русь, не мог не сохраниться дух особой заповедности, той чудотворной ауры, что сказывается и поныне.
И сберегли в одном из поселений Первомайского района древнейший обычай, именуемый обрядом похорон Костромы. Пусть соседи нижегородцев из расположенного рядом, на севере, региона не подумают чего плохого про свой край и его город-центр - семантика слова совершенно иная
Село Шутилово (имя-то какое - в масть теме!) - единственное место в России, где ежегодно жарким летним днем проходят бесподобные языческие игрища-гульбища, о которых не приходилось слышать даже от фольклористов и краеведов, ведь знатоки народного творчества убеждены: этот удивительный обряд канул в Лету.
Казалось бы, эти края знавали немало просветителей, среди них - автор "Бедной Лизы" и "Истории государства Российского" Николай Карамзин, имевший здесь поместье, оставленное сыну Александру Николаевичу, поставившему до сих пор действующее крупное металлургическое производство. Это прослывший народным заступником писатель Владимир Короленко и многие другие. И все же не смогли они переломить традицию - обряд остался на берегах местной реки Алатырь, прежде богатой рыбой и оглашаемой в половодье криками плотовщиков, сплавлявших строевой лес.
А происходит следующее: как только наступают теплые деньки, куклу, изображающую Кострому, сотворенную всем миром из соломы, сорных трав, репейника, прутьев и наряженную в пестрое тряпье, с приговорами и припевками поначалу восхваляют, как бы поощряя ее на буйное веселье и пляски.

Костромушка расплясалась,
Костромушка разыгралась,
Вина с маком нализалась
И на землю повалилась -
Костромушка умерла
Стыд и срам с Костромой, потому шутиловцы и называли ее по-своему - Стромой, а то и Соромой. И клали ее в гроб-корытце, и лили над нею "понарошные" слезы, и причитали, и "отпевали", и вместе с ряжеными бабками несли через все село хоронить.
Пестр и красочен этот карнавал-шествие, причудлив и потешен, горазд на выдумки и сочное словцо, на веселое невинное озорство и удалую, подчас непристойную частушку.
Все здесь одновременно: и зрители, и участники скоморошьего действа, которое сегодня никто толком и не понимает. Но нелегка ныне жизнь: главное - вволю натешиться да нагуляться, чувствуя себя своим среди своих.
И вот наступает момент, когда Кострому лишают всякой милости, начинают издеваться над нею и ее кончиной, непотребно бранят. И, вынеся в поле, повергают оземь, срывают с нее одежку, по соломке, по стеблю, по пруту растаскивают и разбрасывают вокруг: есть такая примета, что поле, где похоронена Кострома, даст добрый урожай.
А в принципе разве сей спектакль - не прошедшее сквозь века свидетельство того, как наши прадеды расставались с язычеством? Известный этнограф Аполлон Коринфский, которому эти места чуть ли не родные, указывал в своей книге "Народная Русь": "Некоторые народоведы видят в потоплении (прежде ее бросали в реку. - Автор.) - похоронах Костромы тень того отдаленного былого, когда прошедшие христианскую купель киевляне-язычники тем не менее бежали по течению Днепра - Славутича вслед за уплывавшим дубовым Перуном с кличем: "Выдыбай, боже!"
Так что ритуал спектакля в селе Шутилово не столь бездумен, как кажется: "кончина" Костромы означала не ее бесследное исчезновение, а порождала новую жизнь - более благодатную, чем была, более щедрую на тепло и урожаи.
Вот таков он, алтарь Алатыря

Мнение
Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий
Русская православная церковь исповедует веротерпение. Иначе и быть не может в нашем многоконфессиональном Отечестве. Что касается сохранившихся языческих обрядов, то, если люди находят в них душевную отдушину, ничего плохого нет. Главное, чтобы они не нарушали законов человеческого бытия.

http://www.pnp.ru/archive/p17380144.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
25.04.2024 18:36
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 16:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 16:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
25.04.2024 16:31
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 15:25