История Православной Церкви в Македонии: основные вехи

Архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский) 
0
146
Время на чтение 5 минут
В мае 2005 г. Архиерейский Собор Сербской Церкви объявил об автономии Охридской архиепископии в Македонии, где действует непризнанная каноническим Православием национальная Церковь. Этот акт засвидетельствовал осложение церковной ситуации в стране, что подтверждается многими событиями последнего времени.

Начало истории Церкви в Македонии восходит к I веку по Рождеству Христову. Святой апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины.

Вскоре после издания Миланского эдикта (313 г.) в Македонии была основана христианская епископия. Первым документально засвидетельствованным епископом был Паригорий, участвовавший в деяниях Поместного Сардикийского Собора 347 г.

В IV -V веках Македония, входившая в состав префектуры Восточной Иллирии, в церковном отношении подчинялась попеременно Риму и Константинополю. 527 -565 гг. Скопийскому епископу были предоставлены права самостоятельного управления своим округом.

В VII веке округ был подчинен Салоникийскому архиепископу, находившемуся в юрисдикционном ведении попеременно Рима и Константинополя. В 1767 г. вслед за подчинением Константинополю Печской Патриархии в его юрисдикцию вошла и Охридская Архиепископия

После освобождения от Османского ига в результате Балканских войн Македония была разделена между союзниками (в период первой Балканской войны) - Сербией, Болгарией и Грецией. К Сербии отошла территория нынешней Республики Македонии, к Болгарии - восточная часть (Пиринская Македония), а к Греции - южные районы до Эгейского моря. На территории каждой из этих частей разделенной Македонии была установлена юрисдикция соответствующей Церкви: Сербской, Болгарской и - в случае с Грецией - Константинопольской..

С 1945 г. в Скопье, столице страны, состоялось несколько Соборов, на которых поднимался вопрос о самостоятельности Македонской Церкви, ее выходе из Сербского Патриархата. Но ввиду несогласия сербских иерархов предоставить Македонской Церкви автокефалию решение вопроса долго откладывалось.

В 1958 г. в Охриде состоялся "Церковный собор Македонской Православной Церкви". Собор объявил о восстановлении древней Охридской Митрополии, в качестве "компромиссного решения" провозгласил автономию (а не автокефалию) Македонской Православной Церкви и избрал ее первого митрополита в лице молодого сотрудника Белградской Патриархии - епископа Досифея.

Однако состоявший в 1959 г. Собор Сербской Церкви не признал македонскую автономию.

В 1966 г. Македонская Церковь вновь потребовала автокефалии от Сербского Патриархата.. Это требование Архиерейский Собор Сербской Церкви отклонил и заявил, что если Македонская Церковь станет упорствовать и объявит автокефалию, она будет почитаться раскольнической и окажется отлученной от общения.

В 1967 г. Охридский Собор македонского духовенства и мирян без благословения и соответствующего решения кириархальной - Сербской - Церкви объявил свою Церковь автокефальной.

Маршал Тито поддержал неканоничную Церковь, что соответствовало политике гонений на Сербскую Православную Церковь. Важнейшей задачей для режима Тито стало размывание, раскол и денационализация Церкви как основного препятствия на пути созидания нового строя.

В 1991 г. после получения независимости Республикой Македония руководство молодого государства продолжило линию на укрепление позиций пусть неканоничной, но "своей" церкви.

14 января 2001 г. в монастыре св.Наума под Охридом сербская и македонская стороны приняли текст проекта договора о восстановлении церковного единства. 17 мая того же года, специальные комиссии улучшили и точнее сформулировали проект договора и довели его до формы, в которой он был приемлем для всех Православных Церквей. Однако Македонский Священный Синод не принял проект договора

21 января 2002 г. состоялась пресс-конференция, на которой Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Предстоятель Сербской Церкви совместно выразили беспокойство попытками церковного разделения в Македонии и Черногории, а также на Украине. Святейший Патриарх заметил: "Эта проблема общая для наших Церквей. "Раскольники часто поддерживаются властями", - подчеркнул первоиерарх Русской Церкви. "Сохранить единство Святой Соборной Апостольской Церкви можно только совместно", - резюмировал он..

20 июня 2002 г. было обнародовано открытое письмо Патриарха Сербского священноначалию и чадам Македонской Церкви. В нем говорилось: "С отеческой и братской любовью в едином Господе обращаемся ко всем вам и призываем каждого из вас в отдельности как личность и как православного христианина взять на себя свою личную и соборную ответственность пред Богом Живым и пред святой Его Церковью и вместе с нами сделать все возможное и необходимое для преодоления раскола в нашей Православной Церкви, для исцеления раны разъединения и разобщенности между нами, ради возобновления торжества братской христианской любви над злыми силами и страстями и во славу Божию, во свидетельство истины святого Православия в сегодняшнем неспокойном мире и на духовную пользу и спасение наших душ. Сущность духовного подвига, на который нас призывает Господь, есть восстановление литургического общения и канонического единства всех вас не только с Сербской Православной Церковью, но одновременно и со всеми святыми Поместными Православными Церквями. Другими словами, с совокупной православной духовной семьей, "Семьей Единородного" по словам святителя. Иоанна Златоуста".

21 июня того же года Священным Синодом СПЦ был получен ответ на обращение Сербского Патриарха от архиепископа Велешского и Повардаского Иоанна (Вранишковского), в котором говорилось: "Архиепископ Велешский и Повардарский, со всем священством, монашеством и богобоязненным народом нашей святой митрополии, отвечая на братский призыв, направленный иерархии и верующему народу Православной церкви в Македонии со стороны Ваших Преосвященств, извещает Вас, что искренне, свободно и ответственно принимает предложенное литургическое и каноническое единство с Сербской Православной Церковью".

В 2003 г. архиерейский синод Македонской Церкви объявил о лишении священного сана архиепископа Иоанна (Вранишковского), принявшего решение соединиться с канонической иерархией.

В ночь на 16 октября 2004 года по распоряжению македонских властей был разрушен монастырь св. Иоанна Златоуста в окрестностях города Битола. Эта обитель подчинялась верной СПЦ Охридской архиепископии на территории Македонии. По официальной версии, сооружение было разрушено, так как его построили без разрешения властей.

15 - 26 мая 2005 г. на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви была провозглашена автономия Охридской архиепископии, которая действует на территории Македонии параллельно с Македонской Православной Церковью (МПЦ). К Архиепископии принадлежат храмы и монастыри, верные Сербскому Патриарху.

Тот же Собор принял следующее определение: "...с епископами, священниками раскольнической македонской православной "церкви", основанной в 1967 г., и с верными, остающимися в общении с ними, Святой Архиерейский Собор прекращает всякий вид богослужебного общения. Общение прерывается и с народом в Македонии, который останется в религиозном единстве с епископами и священниками раскольнической организации в Республике Македония, ложно именующей себя "Церковью".

23 июня 2005 г. апелляционный суд г. Битола подтвердил вынесенный в 2004 г. приговор архиепископу Иоанну (Вранишковскому) к полутора годам тюремного заключения за "разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти". Не позднее 1 июля 2005 г. 39-летнему архиепископу Иоанну, назначенному в конце мая Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви на кафедру автономной Охридской Архиепископии, предписано Битольским судом явиться в тюрьму "Черный мост" для отбытия определенного судом срока заключения.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II не рекомендовал Святейшему Патриарху Сербскому Павлу осуществлять проект создания "параллельной" иерархии для Македонской Церкви и подчеркнул, что любой ценой нужно сохранять церковное единство. "Параллельная" иерархия - это путь к углублению раскола", - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

2 июня 2005 г. власти Македонии обратились к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с предложением стать посредником в конфликте между Сербской и Македонской Православными Церквами.

Македонская Православная Церковь в настоящее время возглавляется архиепископом и имеет 8 епархий, свыше 200 священников, 225 приходов, около 30 женских и мужских монастырей. Впрочем, статистические данные о числе приходов и количестве паствы МПЦ противоречивы. К МПЦ принадлежит большинство православных граждан македонской республики (всего православных в стране - 67% населения, насчитывающего в целом около 2 млн. человек). В эмиграции проживает около 700 тыс. македонцев, но в подавляющем большинстве они посещают славяноязычные приходы канонических Православных Церквей - чаще всего Болгарской, но также Сербской и Русской. В США у МПЦ всего 4 прихода, в Канаде - 1, в Австралии - 9.

http://www.patriarchia.ru/db/print/27203.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский)
«Сербская Православная Церковь всегда была и остаётся на страже догматов»
Святейший Патриарх Кирилл побеседовал с архиепископом Охридским Иоанном
09.04.2021
«Македонское правительство нарушает религиозные свободы»
Македонские власти изъяли паспорт у архиепископа Охридского Иоанна (Вранишковского)
19.07.2018
«Необходимо преодолевать яд национализма, который присутствует в нашем мире»
Македонской церкви надо договариваться со всеми Православными Церквами, а не только с Болгарской, и, прежде всего, конечно, с Сербской Церковью
30.11.2017
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51