Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Бог в помощь

Игорь  Попов, АиФ-Здоровье

30.06.2005


По данным специалистов, верующие выздоравливают быстрее, чем атеисты …

По данным американских ученых из Университета Айовы, среди пожилых людей, еженедельно посещающих церковь, на 35% больше долгожителей, чем среди их неверующих ровесников. Врачи этого университета также доказали, что чтение молитв существенно улучшает самочувствие не только самих молящихся, но и тех, за кого они молятся. По их наблюдениям, у пациентов с сердечными заболеваниями возникает на 20-30% меньше осложнений, если за них молятся, по сравнению с неверующими и теми, за здоровье которых молитв не возглашают.

Аналогичные результаты были получены мной и моими коллегами. Мы консультировали пациентов с последствиями травм и заболеваниями опорно-двигательного аппарата в различных медицинских учреждениях Твери, Карелии, Калужской области и Санкт-Петербурга. За 20 лет наших наблюдений мы пришли к убеждению, что верующие в Бога больные принимают свою болезнь, переносят страдания, выздоравливают и благодарят своего лечащего врача совершенно не так, как атеисты.

В нашем исследовании мы не ставили задачу определить, кто или что именно помогает нашим больным: Дух Святой или эндорфины, энкефалины и другие эндогенные биологически активные вещества. Наше исследование носит медико-статистический характер.

Нами было обследовано, расспрошено и пролечено две группы пациентов ортопедотравматологического профиля. В первую группу входило 300 больных, равнодушных к религии, не относящих себя к какой-либо конфессии и атеистов. Во вторую - 300 больных, являющихся активными прихожанами тверских, карельских, калужских и петербургских храмов. Больные обеих групп были зрелыми и пожилыми людьми. По диагнозам заболеваний и травм, по культурному уровню, соотношению городского и сельского населения, по количеству лиц с высшим, средним и начальным образованием группы не различались.

Мы не учитывали "теплохладных", по словам апостола Иоанна Богослова (Откр. 3, 15-16), то есть лишь номинально относящих себя к той или иной конфессии, либо просто равнодушных. В свою статистику мы включали, с одной стороны, только убежденных атеистов и "воинствующих безбожников" и с другой - искренне верующих, активных прихожан церквей, принимающих церковные таинства, молящихся и совершающих церковные обряды, не менее двух раз в год причащающихся Святых Христовых Тайн.

В нашем исследовании участвовали больные с остеохондрозом грудного и поясничного отделов позвоночника, деформирующим артрозом тазобедренного и коленного суставов, переломами ребер, костей бедра, голени и лодыжек, разрывами ахиллова сухожилия.

Влияло ли на выздоровление соблюдение или несоблюдение больными лечебного режима и кто нарушал режим лечения чаще - атеисты или верующие? Все это зависело лишь от личностных особенностей конкретного человека и не имело связи с его верой, убеждениями либо безверием. В то же время у нас сложилось впечатление, что верующий человек отличается большей исполнительностью и большей верой врачу.

Мы получили объяснение этому в трудах преподобного Ефрема Сирина, который писал, что "тело - это храм Духа Святого, поэтому нужно иметь радение об этом храме", а епископ Игнатий (Брянчанинов), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и преподобный Амвросий Оптинский считали, что христианин должен с верой выполнять все медицинские назначения, с надеждой уповать на выздоровление, с любовью относиться к своему доктору, через разум и руки которого действует Сам Господь.

120 больным с остеохондрозом позвоночника проводилось комплексное консервативное лечение. Результаты лечения мы оценивали по исчезновению болей и расширению активности, а также по данным электромиографии. Положительные результаты у атеистов достигались на 9-11-е сутки, в то время как у верующих боли практически исчезали через 4-7 суток, и эти больные имели возможность ходить в церковь на длительные службы и выполнять поясные поклоны у икон. Малоэффективным курс лечения мы расценили у 10 атеистов и у 3 верующих.

Особенно удивили нас различия в результатах лечения атеистов и верующих с артрозами крупных суставов. Они начинались уже на этапе первого общения врача и пациента. "Воинствующие безбожники" долго выясняли, имеют ли назначаемые процедуры побочный эффект, узнавали у знакомых фельдшеров и санитарок, какие вредные последствия могут иметь предложенные лекарства, спрашивали у знакомых юристов, на сколько лет можно посадить лечащего врача в случае неуспеха и сколько денег потребовать с него в качестве моральной и материальной компенсации. Верующие же ожидали первой процедуры с радостью и надеждой.

У атеистов хорошие результаты лечения достигались в среднем лишь на 18-22-е сутки от начала лечения, в то время как хороший результат у верующих был уже на 9-12-е сутки. Субъективно сочли результат лечения неудовлетворительным 5 атеистов. Среди верующих таких больных не было.

Осложнения при лечении переломов нескольких ребер были у 4 атеистов и 2 верующих. Отдаленные результаты лечения переломов костей голени и лодыжек были хорошими в обеих группах больных. Однако в ходе лечения встречались осложнения у 21 атеиста и 5 верующих.

Мы оперировали 45 человек с переломом бедренной кости. 4 атеиста имели осложнения: остеомиелит, расшатывание фиксатора, замедленное сращение. И только у одного верующего наблюдалось замедленное сращение перелома.

Больным после подкожного разрыва ахиллова сухожилия выполнялся под наркозом шов сухожилия. Осложнения отмечены у 7 атеистов и одного верующего.

Таким образом, у атеистов заболевания суставов протекают длительнее, со стойкими синовитами и выраженным болевым синдромом, плеврит и межреберные невралгии после переломов ребер встречаются чаще, а операции имеют большее число осложнений и даже у выздоравливающих встречается большее число неудач и неудовлетворительных исходов. Из 300 атеистов осложнения наблюдались у 51 человека (17%). Из 300 верующих осложнения были у 12 пациентов (4%).

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и преподобный Амвросий Оптинский считали, что христианин должен с верой выполнять все медицинские назначения и с любовью относиться к своему доктору, через разум и руки которого действует Сам Господь.

Как специалист, имеющий большой опыт практической деятельности, я могу сделать вывод, что в лечении атеистов возникает больше сложностей и неудач. А как врач с богословским образованием хочу отметить, что верующие в Бога выздоравливают быстрее.

Игорь ПОПОВ, к. м. н, ортопед-травматолог

http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=1042



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме