Танки штурмуют Памир

Полвека назад прошла единственная в истории высокогорная танковая экспедиция

0
166
Время на чтение 6 минут
Об авторе: Александр Павлович Ефремов - ведущий научный сотрудник 38-го НИИ МО РФ, полковник в отставке, кандидат технических наук.


Как известно, гору можно обойти - для этого достаточно быть умным. Горную местность не обойдешь. Например, в СССР с его огромной территорией (22,4 млн. кв. км) она составляла около 35%. На любом из шести материков на Земле большие площади заняты именно горами.

УНИКАЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Бесчисленное множество экспедиций открывали, исследовали и осваивали различные горные системы. О Памире говорили: "Там мало земли и много гор". На нем находятся покоренные в советское время, вершины: Пик Коммунизма (7495 м), Пик Ленина (7134 м), Пик Революции (6974 м), Пик Карла Маркса (6726 м), Пик Советских Офицеров (6233 м). В этом ряду не хватает реально существующего, но официально не названного Пика Танкистов - 4655 м. Высота, ставшая доступной для экспедиции танкистов на Памир в 1953 году (август-сентябрь).

После Второй мировой войны, в которой танковые войска сыграли огромную роль, внимание к ним не могло ослабеть. Во многих странах мира начался поиск направлений дальнейшего развития танкостроения. В СССР немалая часть этой работы была сосредоточена в Научно-исследовательском бронетанковом полигоне (ныне ГУП-38 НИИ МО РФ). Для обеспечения всесторонней проверки образцов бронетанковой техники (БТТ) исследования и испытания проводились не только на трассах полигона, но и в различных климатических и географических районах Советского Союза.

В соответствии с директивой Генерального штаба НИИ БТ были проведены испытания отечественной бронетанковой техники (БТТ) при эксплуатации ее в высокогорных условиях в районе Памирского тракта на участке от г. Ош до п. Мургаб.

Памирский тракт проходит по долинам рек, по склонам хребтов, высокогорным плато. Маршрут имеет резко выраженный горный характер, включающий перевалы Чигирчик - 2406 м, Талдык - 3650 м, Кызыл-Арт - 4320 м, Ак-Байтал - 4655 м.

Испытывалась следующая БТТ: современные для того времени танки Т-54 с дизельным двигателем В-54 (520 л.с.); танки Т-34-85 (принят на вооружение в 1944 г.) с дизельным двигателем В2-34 (500 л.с.); авиадесантные самоходно-артиллерийские установки АСУ-57 с бензиновым двигателем М-20Е (50 л.с.). А также колесные бронетранспортеры: БТР-40 с бензиновым двигателем ГАЗ-40 (78 л.с.) и др.

В начале 50-х годов уже обстоятельно изучались операции Великой Отечественной войны, в том числе Восточно-Карпатская, битва за Кавказ, в которых войска действовали в горных условиях, вели бои на высокогорных перевалах. Поэтому испытатели не могли не использовать опыт войны. В экспедиции также принимали участие представители академии БТ и МВ им. Сталина и ГАУ.

До начала испытаний была проведена рекогносцировка маршрута и выбор мест базирования. После чего средствами ТуркВО были наведены несколько металлических мостов и усилены деревянные мосты, оборудованы объезды, спуски, броды, подъемы и установлены предупредительные знаки.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Научный уровень испытаний по тому времени был достаточно высоким. Имелись соответствующие методики, необходимая измерительная аппаратура. В целом испытания позволили: определить боевые и эксплуатационные качества БТТ, проверить технические характеристики ее основных узлов и агрегатов в условиях высокогорья; дать рекомендации промышленности по усовершенствованию БТТ, находящейся на вооружении, и для учета при проектировании новых образцов; внести изменения в инструкции по эксплуатации БТТ при действиях в горных условиях; оценить влияние высокогорных условий на боеспособность экипажей и дать предложения по ее повышению.

Основные конкретные результаты экспедиции заключались в следующем: показана необходимость введения корректировки прицелов для пушек на высотах 2-4 тыс. м. Рекомендовано в существующие таблицы стрельб включить специальные графы, учитывающие поправки в установку прицела в зависимости от изменения высоты; определены количественные показатели падения мощности у безнаддувных двигателей и ухудшения их экономичности. На высоте 4 тыс. м по сравнению с высотой в тысячу метров дизельные двигатели снижали мощность на 23%, а бензиновые на 40-50%. Соответственно уменьшались максимальные скорости, и увеличивалось время и путь разгона машин. Расходы топлива на марше превышали нормы, установленные приказом МО СССР 1953 года для танков на 31-37%, для БТР на 16-45%. С увеличением высоты уменьшается максимальный угол подъема, преодолеваемый машинами. На высоте 4 тыс. м по сравнению с высотой в тысячу метров угол подъема сократился для танков на 6-8 градусов, для остальных образцов на 11-13%. Во всех случаях он был ниже предельного подъема, определяемого ТТХ.

Буксировку танков через горные перевалы во всех случаях целесообразно производить двумя однотипными машинами. Буксировку неуправляемых танков на длительные расстояния производить нецелесообразно, так как она затруднена и на большой срок закрывает движение для других видов транспорта. В таких случаях необходимо буксировать неисправный танк до ближайшего участка, позволяющего производить ремонт.

Системы охлаждения Т-54, АСУ-57 и БТР-40 обеспечивают нормальную эксплуатацию машин при максимальных температурах воздуха, имеющих место на высотах до 4655 м. По условиям перегрева значительно снижают скорости движения Т-34-85 и БТР-152. При максимальных температурах воздуха для тех же высот в весенне-летне-осенний периоды при длительном движении на спусках наступает переохлаждение двигателей Т-34-85, БТР-40 и БТР-152. Паровые клапаны системы охлаждения всех машин, отрегулированные на давление открытия по ТУ, не обеспечивают нормальную работу жидкостных насосов (из-за возникающей кавитации) при максимальной температуре охлаждающей жидкости. Ночные смотровые приборы позволяют совершать ночные марши по горным дорогам. Однако ограниченность поля зрения прибора ТВН-1 по горизонту (30 градусов) затрудняет совершение поворотов, вследствие чего значительно снижаются скорости движения. Дневные марши с закрытыми люками при наблюдении через смотровые приборы возможно совершать со скоростями, зависящими от профиля дороги и динамических качеств машины.

В горах существенно снижается надежность радиосвязи, а в отдельных случаях связь полностью прекращается. Улучшить радиосвязь можно за счет применения промежуточных радиостанций на расстояниях не более 1,5 км (на маршах в колоннах) и правильного выбора местоположения машины при стоянке. В высокогорных условиях повреждение ряда деталей танков (фрикционных элементов, шестерен коробок передач, бортовых передач) наступает значительно раньше. Повышенная температура отработавших газов усугубляет разрушение выхлопных коллекторов. Даны рекомендации по замене смазки в бортовых передачах Т-54 на другой сорт и по усилению конструкции выхлопных коллекторов его двигателя.

Периодичность технического обслуживания несколько изменяется в связи с проведением более частых регулировок приводов управления танков. Например, регулировку тормозов танка Т-54 рекомендовано производить при ежедневном техническом обслуживании.

ГОРЫ, ЛЮДИ И ТЕХНИКА

Климат гор высотой до 3 тыс. м не оказывает существенного влияния на боеспособность экипажей. На высоте свыше 3 тыс. м боеспособность понижается, что проявляется в нарушении точности и превышении скорости вождения танка, в нарушении точности наводки орудия, в замедленном темпе заряжания. В результате 10-15-дневной акклиматизации на высоте 3200 м отмечается сдвиг в сторону восстановления боеспособности. На высоте 4 тыс. м ее восстановление менее значительное. По повышению боеспособности экипажей даны рекомендации в духе песни Высоцкого: "Если парень в горах - не ах, если сразу раскис - и вниз... Вверх таких не берут и тут про таких не поют..." При действиях войск на высотах 3-4 тыс. 655 м необходимо производить отбор экипажей и их 10-15-дневную акклиматизацию на этих высотах.

В целях максимально возможного сохранения боеспособности и предупреждения проявлений понижений следует: предоставлять кратковременный отдых механикам-водителям перед преодолением трудного участка пути и во время привала; запретить выдачу спиртных напитков; в некоторых случаях отдельным членам экипажа по назначению врача выдавать стимуляторы работы головного мозга.

Результаты и рекомендации экспедиции танкистов на Памир не потеряли своей актуальности и в наши дни. Выявленные закономерности по влиянию высокогорных условий на БТТ продолжают представлять интерес для исследователей и испытателей. Для современной и перспективной бронированной техники, более тяжелой по массе по сравнению с рассмотренной, с гораздо более мощными двигателями и плотными компоновками моторно-трансмиссионных отделений машин, при наличии у противостоящей стороны большого разнообразия противотанковых средств и т.д обеспечение ее применения на высотах до 4500 м над уровнем моря является одним из наиболее жестких требований.

Для бронетанкового вооружения и техники, действующих в высокогорных условиях, особенно остра необходимость наличия динамической и круговой активной защиты. Необходимо исключить применение на БТТ поршневых двигателей без наддува, что усугубляет ее эксплуатацию в высокогорных условиях (например, на БМП-3 двигатель УТД-29 безнаддувный). Уже давно возникла необходимость применения на танках регулируемых турбокомпрессоров и эффективных охладителей наддувочного воздуха (на танках Т-72 установлен двигатель В-84, в котором для обеспечения наддува применяется приводной центробежный нагнетатель, уступающий турбокомпрессору, а на Т-90 - двигатель В-92 с нерегулируемым турбокомпрессором).

Большие задачи стоят по применению электронных систем регулирования топливовпрыска и воздухоснабжения, а также электронных систем автоматического управления с адаптацией режимов работы двигателя к различным условиям эксплуатации. Только в настоящее время развернуты работы по замене бензиновых двигателей на дизельные при модернизации бронетранспортеров БТР-60, БТР-70 и другой бронетанковой техники.

Значимость результатов испытаний на Памире особенно очевидна, если иметь в виду, что с распадом СССР из мест испытаний с проверенными маршрутами, подготовленными директрисами, налаженными связями с базовыми войсковыми частями исключены, в том числе горные районы с высотами более 3 тыс. м. В настоящее время острее стала ощущаться и глубже осмысливаться работа участников экспедиции - первых и единственных покорителей столь высокой горной местности на бронетанковой технике.

Уникальная экспедиция на Памир и Пик Танкистов на нем - незабываемая, гордая страница в истории отечественного танкостроения.

http://nvo.ng.ru/notes/2005-06-24/8_tanki.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
19.04.2024 13:57
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 13:33
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Алекс
19.04.2024 13:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 13:28
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 13:15
Неизвестное об известном
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 12:54