itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

От Аввакума до Рябушинских

Старообрядцы выработали русский аналог протестантской трудовой этики

0
168
Время на чтение 4 минуты
Известно, что долгие гонения на некие общины очень часто приводят к тому, что со временем в среде гонимых формируется волевой - с семью пядями во лбу - тип людей, способных с ослаблением давления достичь вершин в экономике и культуре. История русского старообрядчества - один из убедительных тому примеров.

Конечно, за много веков образ старовера претерпел существенные изменения. Между неистовым протопопом Аввакумом, призывавшим своих сторонников уподобляться во славу Святой Троицы хлебу в печи и уходить от притеснений в очистительный огонь, и основателем знаменитой Трехгорки Тимофеем Прохоровым, большим любителем театральных зрелищ, огромное расстояние. Но корневой, глубинной общности это не перечеркивает. Еще историк Николай Костомаров точно уловил, что староверы с их ревностным почитанием старины стали явлением новой, а не древней жизни. Бродильного духа реформации в них было ничуть не меньше, чем в тех, кто начал править церковные книги на новый (а точнее, на старый - по греческим образцам) лад.

В первую, эсхатологическую эпоху истории старообрядчества, как в апостольские времена, мученики за веру готовы были шагнуть в огонь, лишь бы уберечься от мирских искушений. Староверы ожидали, что вот-вот наступит светопреставление и огненная река поглотит все живое. Однако миновали сроки, самосожжения пошли на спад. Нужно было как-то налаживать жизнь в том мире, который почему-то не сгорел дотла. Начали создаваться крепкие общины, где созидательный, прибыльный труд был признан делом душеспасительным, поскольку без него хранители старой - истинной - веры обречены были сгинуть до срока.

Гонения царских властей загнали староверов на Север, в Сибирь, в те места, где как ни гни спину, а богатого урожая не соберешь. Поэтому основным поприщем для экономической деятельности стали ремесленные промыслы (особенно ткачество) и торговля. Уже при Петре I добросовестность труда старообрядцев и их торговая смекалка обращали на себя внимание. Конечно, первый российский император видел в сторонниках веры Аввакума прежде всего своих злейших противников, мечтающих повернуть Россию вспять и намертво "законопатить" прорубленное в Европу окно. Известны его указы о налоге на бороду и о введении особой одежды с желтым козырем для раскольников. Но это не помешало Петру использовать деловые навыки староверов для строительства металлургических заводов в Повенце.

Настоящий же взлет предпринимательской активности старообрядцев начался в эпоху правления Александра II. Реформа 1861 года в буквальном смысле раскрепостила сметливых крестьян с деловой жилкой, а таковых в среде староверов было немало. К этому времени уже сложились и крепко стояли на ногах такие мощные торгово-промышленные династии, как Прохоровы, Рябушинские, Солдатенковы, Морозовы. Их коммерческий успех не объяснить одной только строгой системой домостроевских запретов, уберегавших от пагубных соблазнов, из-за которых на ветер пускаются целые состояния. Свою роль сыграла и круговая порука, ответственность староверов друг перед другом и за общее дело. Когда в 1900 году, получив свою часть наследства, один из братьев Рябушинских, Николай, за короткое время промотал на некую кафешантанную певицу около 200 тысяч рублей, его старшие братья Павел и Владимир обратились к московскому генерал-губернатору с прошением об учреждении над ним опеки. Она была снята только через пять лет, когда Николай переключился с певицы на литературу и живопись, стал издавать журнал "Золотое Руно", пописывать повести под псевдонимом Шинский и даже представлять собственные картины на выставке объединения московских художников "Голубая Роза". Свою долю наследства он все-таки разбазарил, но, как горько шутили в среде московского купечества, оказался хитрее своих братьев, так как это произошло накануне Октябрьской революции...

Текстильные фабриканты Рябушинские сломали последний негласный запрет, существовавший у староверов. Они занялись банковским делом, учредив в 1912 году Московский коммерческий банк. Если фабричное и торговое дело давно уже по старообрядческим меркам были признаны занятиями почтенными, то к ростовщичеству сохранялось устойчиво неприязненное отношение. Процентщики торговали временем, которое всецело принадлежит Богу. Однако со времен Аввакума в старообрядчестве многое изменилось.

Была преодолена даже настороженность к новшествам, идущим в Россию с Запада. Правда, в основном это касалось промышленности. И лишь позже, с оговорками, сферы искусства. Рябушинские, например, увлекаясь живописью в стиле модерн и живя в особняках, построенных по проектам Шехтеля, стойко сохраняли привязанность к древнерусским иконам. Даже в эмиграции Владимир Рябушинский остался верен старообрядческому культу иконописи, основав в 1927 году в Париже общество "Икона".

Перенимая новейшую западную технику, фабриканты из староверов по возможности пытались не разрушать домостроевских принципов организации труда. При этом отношение к собственному делу у староверов было пронизано какой-то почти мистической романтикой. "Родовые фабрики, - признавался Владимир Рябушинский, - были для нас то же самое, что родовые замки для средневековых рыцарей".

Не последнюю роль в процветании купцов-старообрядцев сыграла поголовная грамотность, присущая их среде. Как ни парадоксально, она во многом связана с гонениями на раскольников. Нехватка собственных священников из-за распрей с официальной Церковью привела к тому, что старовер был вынужден самостоятельно читать и толковать священные тексты. Кроме того, любой старовер постоянно стоял перед необходимостью быть готовым к богословскому спору, а такие занятия очень хорошо тренируют умственные способности. Умение точно просчитывать ходы очень помогало в успешном ведении торговых дел.

На американских деньгах написана фраза, которую можно перевести как "мы верим в Бога". На Западе своего рода одухотворение торговли и оправдание богатства как Божьего достояния произошло у протестантов, в России же эту роль сыграла именно старообрядческая среда. А эффект разжатой пружины вынес купцов-староверов к вершинам.

http://www.ng.ru/style/2005-06-24/24_staroobriadzy.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40