Если об особой роли Православия в истории России упоминает преамбула Закона "O свободе совести и о религиозных организациях", то почему об этой роли молчит школьная программа?

Основы православной культуры 
0
198
Время на чтение 7 минут
В эксклюзивном интервью порталу "Интерфакс-Религия" предстоятель Русской Православной Церкви рассказывает о перспективах отношений с Ватиканом и Константинопольским патриархатом, излагает православную точку зрения на современные средства массовой коммуникации и делится своим видением монашеских общин будущего.


- Ваше Святейшество! Нынешний папа публично критиковал решение Второго Ватиканского собора, где говорилось, что Православная и Католическая Церкви являются Церквами-сестрами, и считает Католическую Церковь Матерью, которая одна сохранила полноту истины и в лоно которой должна вернуться Церковь Православная. Как Вы относитесь к такой интерпретации учения о Церкви и как эта позиция папы может отразиться на православно-католических отношениях?

- Второй Ватиканский Собор, при всем его стремлении к переменам, тем не менее не был отступлением от традиционного католического вероучения и, в частности, от основных положений католической экклезиологии. Это относится и к выражению "Церкви-сестры", которое встречается в документе "Доминус Йезус" и ноте о выражении "Церкви-сестры", подготовленных Конгрегацией по вопросам вероучения и одобренных покойным папой Иоанном Павлом II.

В частности, в них утверждается, что Католическая Церковь является единственной Церковью Христа в полном смысле, а употребление выражения "Церкви-сестры" в диалоге с Православными Церквами необходимо значительно сократить или даже избегать, так как Католическая Церковь является "матерью и наставницей", а не сестрой всех остальных Церквей. Такая экклезиологическая позиция не является чем-то новым для Римско-Католической Церкви. Она озвучивалась католическими богословами и раньше.

Мы не можем согласиться с этими положениями. Православная Церковь исповедует, что именно она в полноте и без изменений сохранила веру со времен Самого Христа и святых апостолов. В свою очередь история свидетельствует, что Римско-Католическая Церковь допустила ряд отступлений от веры и жизни древней неразделенной Церкви. В первую очередь это касается ряда догматических положений, которых древняя Церковь никогда не знала. В духовной жизни католическая традиция культивирует эмоциональность, которая на Востоке, стремящемся к духовному трезвению, всегда признавалась чрезвычайно опасной. Безусловно, все эти отличия отражаются на экклезиологии.

Убежден, что данные вопросы должны быть предметом православно-католического богословского диалога.

- Какими Вы видите монастыри в XXI веке? Возможны ли сегодня монастыри с учеными монахами, которые сочетают труд, молитву и науку и создают компьютеры нового поколения? Может ли Церковь дать обществу образец модернизации на основе традиций?

- Православной духовной традиции не свойственно "разделение труда" между иноческими обителями, подобное тому, которое существовало и отчасти существует поныне среди католических монашеских орденов. Тем не менее особый вклад многих прославленных русских обителей в ту или иную сферу жизни Церкви или народа неоспорим. Например, Соловецкий монастырь, помимо подвижнической жизни своих насельников, прославился необычайно эффективным ведением хозяйства. Подумать только - иноки расположенной за полярным кругом обители выращивали в теплицах арбузы! Этот монастырь был форпостом цивилизаторской и просветительской работы среди народов Севера; он был мощной неприступной крепостью, отразившей, например, нападение английской эскадры в Крымскую войну.

Не менее показателен пример Оптиной пустыни, которая прославилась пастырской и просветительской деятельностью. В Оптиной осуществлялaсь обширная программа издания святоотеческих творений. Многие имена подвижников древности были возвращены благочестивому читателю трудами насельников этого прославленного монастыря. Благодаря мудрым и утешительным наставлениям нескольких поколений оптинских старцев многие люди избежали погружения в пучину безверия и отчаяния, а сама обитель долгие годы являлась местом паломничества и культурной элиты России, и простых крестьян.

Подобных примеров можно привести множество. Добавлю, что и в советское время, когда подавляющее большинство монастырей подверглось разорению, те обители, в которых продолжалась монашеская жизнь и сохранялось преемство традиций, оставались настоящими светильниками для всех, кто стремился строить свою жизнь по Евангелию. Жизнь иноков была свидетельством, подчас молчаливым, о том, что люди достойны иной цели своей жизни, неизмеримо более высокой, чем построение коммунизма к 1980 году.

Возможно ли возрождение такого служения монастырей? Ответить на этот вопрос пока трудно. Но могу сказать, что поддержание высокого уровня монашеской жизни является одним из приоритетных направлений возрождения Церкви. Монашество - это авангард Церкви. Полноценной монашеской жизни всегда предшествовало накопление опыта благочестивой жизни в миру. Роль монастырей в духовной жизни православных христиан достаточно высока и сегодня. Что же касается их влияния на жизнь народа вообще, на развитие науки, культуры и так далее, - оно неизбежно возникнет. Но нужно отдавать себе отчет в том, что необходимым условием появления такого влияния является подлинное воцерковление общества, немыслимое без десятилетий напряженного труда, молитвенного подвига, просветительской работы. Нам предстоит не только возродить традиции предков, но и попытаться применить накопленный ими опыт ревностного исполнения заповедей Христовых и стяжания Духа Святого в современных исторических условиях. Именно это, думаю, будет главным послушанием монахов наступившего XXI века.

- Архиепископ Всеволод (Майданский) заявил недавно в Киеве о том, что Константинопольский Патриархат признает юрисдикцию Московского Патриархата только в границах 1686 года. Однако тогда в Киевскую митрополию, как известно, не входили территории Крыма, Новороссии, Закарпатья, Донбасса, но входили Белоруссия, Прибалтика и Смоленская область. К чему могут привести призывы к тотальному переделу границ Поместных Церквей?

- Мы надеемся, что заявление, сделанное архиепископом Всеволодом, не выражает официальной позиции Константинопольской Церкви. Односторонний, без согласования с другими поместными Церквами, пересмотр существующих канонических пределов может привести к дестабилизации во всем православном мире и самым негативным образом сказаться не только на отношениях Московского и Константинопольского Патриархатов, но на всей системе межправославных связей. Такой пересмотр может затронуть не только Русскую, но практически каждую поместную Церковь и стать причиной многих конфликтов, что в конечном итоге нанесло бы ощутимый удар по православному единству и в целом по положению Православия в мире.

- Это не первый случай амбициозного шага Константинопольского Патриархата. Будет ли дана каноническая оценка притязаниям этой Церкви?

- Ключевые проблемы общеправославного характера ожидают своего решения на Всеправославном Соборе, подготовка к которому в настоящее время, к сожалению, практически не ведется. Вместе с тем нередко ощущается настоятельная необходимость вынести на обсуждение Полноты вселенского Православия те вопросы, которые вызывают разногласия. Иногда мы прибегаем к заочным, письменным консультациям с предстоятелями поместных Церквей. Тем не менее считаем необходимым наладить действенные механизмы реализации соборности на общеправославном уровне. Это мнение разделяют многие предстоятели поместных Православных Церквей, с которыми доводилось встречаться в последние годы.

- Министр образования Российской Федерации Андрей Фурсенко прямо заявил, что является противником курса "Основы православной культуры". Как Вы прокомментируете его позицию?

- Подобные высказывания говорят только об одном: нам нужно продолжать вести диалог с властью и обществом для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия атеистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе.

Если об особой роли Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры упоминает преамбула Закона "O свободе совести и религиозных организациях", то почему об этой роли молчит школьная программа? Почему наши молодые соотечественники не имеют возможности получить в школе компетентные и достоверные знания о вере, которая легла в основу великих свершений их предков? Неужели несколько десятилетий богоборчества и атеистического мировоззренческого диктата не убедили власть и общество в том, что путь отторжения людей от их духовных корней губителен для государства и народа?

- Некоторые православные ревнители благочестия предлагают ограничить доступ в Интернет, обличают телевидение и другие средства коммуникации. Как Вы относитесь к подобного рода запретам от имени Православия?

- К сожалению, современные средства массовой информации дают много поводов для нареканий. С телеэкрана, со страниц печатных и электронных изданий в души людей врывается мутный поток насилия, разврата, пропаганды безответственного потребительства. Но давайте будем честны до конца и ответим на вопрос: а не определяется ли предпочтениями самих зрителей содержание телепередач, в том числе и тех, которые пропагандируют распущенность, насилие, различные пороки? Конечно, это не снимает ответственности с тех, кто выносит на экраны телевизоров или на страницы газет и журналов разнузданную стихию порока. Но нужно помнить, что моральная атмосфера в обществе складывается из нравственного выбора миллионов людей. Если каждый человек решительно отвергнет всеваемую в его душу грязь и обратится на путь христианского делания, то пропаганда греха просто утратит свою целевую аудиторию.

Совершенно очевидно, что Интернет, телевидение - это лишь технические средства, которые могут использоваться по-разному. Недопустимо пренебрегать ими только потому, что кто-то поставил их на служение греху и пороку. Во все времена Церковь использовала каждую возможность для проповеди Евангелия. Римские дороги - выдающееся достижение человеческой цивилизации того времени - стали путями распространения евангельской проповеди. Посмотрите на карту миссионерских путешествий апостола Павла: пути, по которым он шествовал из города в город, от одной общины к другой, пролегали по военным и торговым путям Римской империи. Интернет - не менее выдающееся достижение современной цивилизации; он давно стал средством христианского благовестия, и я считаю, что наши ресурсы в этом направлении далеко не исчерпаны. То же самое касается и телевидения - мощного и наиболее доступного для рядового гражданина средства массовой информации. Церковь крайне заинтересована в присутствии на телевидении, ибо такое присутствие дает возможность донести слово Христовой истины до каждого дома. Не первый год идет дискуссия о создании православного телеканала, причем потребность в таком канале ощущается не только православными верующими.

Нельзя забывать о том, что в мире есть силы, которые только обрадовались бы, увидев православных христиан запершимися в социальном гетто, глухими к вызовам современности, хранящими безответное молчание вместо того, чтобы свидетельствовать ближним и всему миру о бесконечном богатстве жизни во Христе. Какими предстанем мы на суд Божий и на суд истории, если не используем многочисленных возможностей, предоставляемых нашим временем, для проповеди Евангелия? Сохраним ли мы неповрежденным и преумноженным залог веры, завещанный нам ушедшими поколениями, или, напротив, ревнуя лишь о мифической чистоте риз, исчезнем как народ, как великая поместная Церковь? Повторю: мы не имеем права молчать: молчания и трусливого бегства в изоляцию нам не простят наши христолюбивые предки.

http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=interview&id=29
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх +Алексий II
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
К 15-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II (†5.12.2008)
05.12.2023
«Молюсь, чтобы Господь просветил Россию миром, духом единения и любви»
Интервью газете «Нижегородские новости» накануне Дня народного единства 3.11.2005 года
03.11.2023
О церковном модернизме и неообновленчестве
К семилетию со дня кончины
04.12.2015
В монастырь не уходят - туда приходят
Архивный материал ко дню смерти Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2012
Все статьи Святейший Патриарх +Алексий II
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11