В окопах атеисты бывают, но редко

Священник о христианском отношении к войне

Новости Москвы 
0
109
Время на чтение 4 минуты
Справка "Фомы"

Дмитрий Николаевич СМИРНОВ родился в Москве 7 марта 1951 года. Закончил художественно-графический факультет пединститута.

В августе 1978 года поступил в Московскую духовную семинарию в Сергиевом Посаде, которую закончил экстерном за два года, и через год поступил в Академию, которую закончил также экстерном за полтора года.

В 1980 году был назначен священником в штат Крестовоздвиженского храма с. Алтуфьева г. Москвы. С 1 января 1991 года до настоящего времени - настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского.

Руководитель Синодального отдела по связям Московской Патриархии с Вооруженными силами и правоохранительными органами, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института, декан факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения.




Первый образ, который встает у меня перед глазами при словах "Великая Отечественная война" - это памятник в Берлинском Трептов парке. Наш солдат стоит сапогом на свастике, а на руках у него - ребенок, причем немецкий. Прекрасный образ. Немцы жестоко уничтожали наших детей, а для нас вражеских детей не было. Лично для меня это очередное доказательство величия, духовной силы нашего народа. Еще и поэтому я никак не могу согласиться с тем, что война - безнравственна по определению, что солдату, командиру невозможно сохранить чистую совесть.

Да, война чудовищна, она приносит горе и смерть. Но вспомните знаменитую песню-призыв: "Идет война народная, священная война". Защита своей Родины вплоть до смерти за нее всегда была священным, высоконравственным делом для нашего народа, сопряженным с максимальной жертвенностью. Мы никогда не забудем ни наших прославленных военноначальников, ни Бородино, ни Куликово поле, ни Полтаву, ни Курскую дугу, ни взятие Берлина. Это наша воинская слава. Думаю, Христос говорил и о воинском христианском подвиге тоже: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Евангелия от Иоанна, 15:13).

Да, были предатели, - они встречаются всегда и везде - но были и настоящие герои, такие, как Николай Гастелло или Александр Матросов. А ведь безнравственный человек никогда не закроет пулемет грудью. Почему? Потому что он трус. Ему легче предать, убежать. При этом он как раз успокаивает себя тем, что на войне невозможно сохранить незапятнанную совесть. А я как раз уверен, что только пройдя войну, можно остаться чистым человеком.

Я не понаслышке знаю, как наши солдаты воюют в "горячих точках". В прошлом году солдат спас жизнь своему командиру, заслонив его собой от пуль. Все, как и 60 лет назад - как бы ни пытались нас убедить либералы, что своя рубашка ближе к телу. Если на Россию снова нападут, то наша молодежь, растущая на западных псевдоценностях, возьмет оружие и будет воевать за свою Родину - вся эта модная "шелуха" слетит с нее в одночасье.

Думаю, военная тема всегда будет популярной, востребованной нашим народом. Здесь все интересно, начиная от личности Сталина и хроники сражений - до судеб блокадников Ленинграда. Только это должно быть искусством, а не халтурой, не Голливудом и не советчиной. То, что в 90-е годы не снимали фильмов о войне, произошло не потому, что нас перекормили агитплакатными советскими фильмами. Наш народ в массе своей простой, добрый и доверчивый, он принимал все за чистую монету. Тут дело скорее в том, что в стране был общий кризис и качественных, хороших фильмов вообще не ставили, снимали в основном "чернуху".

Но вот появились новые военные фильмы, и их снова смотрят с большим интересом, ведь Великая Отечественная коснулась каждой семьи, мы выросли на этом. Мне кажется, современные фильмы не всегда действительно качественные. Некоторые из них больше похожи на Голливудские боевики, чем на правду о войне. Но люди смотрят, потому что нам, русским, необходима героика, подвиги, борьба добра со злом. Нам это очень близко.

Я очень люблю кино, в молодости работал на киностудии, по светскому образованию художник. Постепенно учился разбираться в кино, смотреть не просто как зритель, а видеть работу режиссера, сценарий, актерские работы. Из военного кино мне интереснее не современное, а советское, хотя его атеистический дух мне глубоко чужд. Но были ведь и прекрасные фильмы! Мне ближе те, где в центре внимания человек, а не бой - "Судьба человека", "Баллада о солдате", "Летят журавли". А вот такие фильмы, как "Освобождение", "Они сражались за Родину" кажутся мне более наигранными, постановочными, хотя, конечно, они тоже важны для осознания этого великого события.

Не могу судить, правда ли, что "в окопах атеистов не бывает", так как я родился уже после войны. Мне кажется, что если люди и оставались атеистами во время Великой Отечественной, то немногие и недолго. Когда вокруг с бешеной скоростью летят пули, на сердце невольно просится "Господи, помоги". К тому же, в 40-е годы наше русское религиозное сознание еще не было вытравлено. Не так уж много времени прошло с революции, и первое же серьезное горе всколыхнуло в людях веру в Бога. Многие были атеистами поневоле. Не надо думать, что атеистическая пропаганда в то время велась так широко. Были агитбригады, но туда и в партию в основном шли карьеристы, которых простой народ очень недолюбливал.

По поводу атеизма и веры в Бога могу вспомнить такой эпизод. Однажды Пасха попала на 8 мая. На следующий день мы, священники, отправились поздравлять Патриарха. Едем в рясах в метро, а рядом - ветераны. Один из них, весь увешанный медалями, подошел ко мне: "А имеешь ты право меня благословить?" - "Имею, если ты сам этого хочешь" - "Тогда благослови". Я выполнил его просьбу, он поцеловал мне руку и вдруг сказал: "Правда, я в Бога не верю". Спрашивается, где же логика? Зачем он, называя себя атеистом, попросил благословения у священника? Может быть, где-то в глубине души вспомнил свою военную юность, духовенство на войне, вспомнил, как Сталин открыл церкви...

В наш храм ходили ветераны, многие уже умерли. Больше всего мне запомнился Георгий, артиллерист. Он не только вернулся с войны героем, весь в орденах, но и в мирной жизни был святым человеком. Я застал его уже 70-летним стариком. Его жена была частично парализована и лишена сознания, речи. И каждое воскресенье он возил ее причащаться в храм, дома обеспечил ей полный уход - один, без сиделки! Другой бы сказал: сам старик, зачем же еще взваливать на себя заботу о своей старухе? А он безропотно мыл ее, пеленал, кормил... Простой русский артиллерист, очень верующий человек. Он был настоящим христианином, героем как на войне, так и в мирной жизни.


Записала Елена МЕРКУЛОВА

http://fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=86&article=1010
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Димитрий Смирнов
Все статьи Протоиерей Димитрий Смирнов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51