Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Последний полет лейтенанта Титова

Татьяна  Ромашенкова, Российская газета

18.06.2005


В болотах под Санкт-Петербургом нашли тело летчика, сбитого в бою в августе 1941-го. На его груди хранилось письмо от любимой …

Более пятидесяти лет Мария Ивановна Морева продолжала любить пропавшего без вести в боях под Кингисеппом летчика-истребителя Павла Петровича Титова. В 1989 году женщина умерла, так и не найдя могилку своего возлюбленного. А спустя 14 лет в крикковских болотах поисковики обнаружили самолет, в котором находилось тело лейтенанта Титова. На груди летчика находилось письмо от Моревой, в котором двадцатидвухлетняя учительница рассказывала о своей любви.

Любовь Петровна Попкова очень любит собирать клюкву. Каждый год женщина отправляется в кингисеппские болота с огромной корзиной, чтобы запастись ягодами на всю зиму. Со временем у нее появилось и любимое место отдыха - на крыле самолета, которое торчало прямо из трясины. Потом женщина решила сообщить о находке в местный краеведческий музей. На болото отправилась поисковая бригада "Форпост".

- Первое, что обнаружили ребята, были крыло и разбитая стойка шасси от истребителя И-16, - рассказывает Владимир Баринов, начальник поисковых отрядов Кингисеппского района. - А чуть в стороне от крыла нашли и место крушения самолета. Истребитель, казалось, намертво застрял в болоте на глубине двух метров.

Поисковики работали в поте лица, откачивая ведрами воду из болота. Делали это до тех пор, пока не обнажился корпус самолета с бортовым номером 24р 21855.

- Мужики чуть с ума не сошли, когда из болота показался палец человека, а вслед за ним и рука! - продолжает Баринов. - Кисть руки была разбита, но сохранилась так хорошо, что в пору было снимать отпечатки пальцев. Вслед за рукой потянулась кожаная куртка, а уже за ней - тело. За 62 года оно не подверглось гниению. Создавалось впечатление, что летчик вот-вот откроет глаза.

Удивительную сохранность тела эксперты объясняют тем, что самолет долгое время находился в болоте.

По бортовым номерам быстро выяснили, что в кабине истребителя находился 22-летний Павел Петрович Титов, уроженец города Шахты Ростовской области. Согласно проведенным архивным исследованиям установлено, что Павел Титов проходил службу в 5-м истребительном авиаполку ВВС Краснознаменного Балтийского флота. В 1939 году он окончил Сталинское летное училище и получил комсомольский билет. Потом началась война, и 21 августа 1941 года младший лейтенант Титов не вернулся с боевого задания. До последнего времени он считался пропавшим без вести. В свой последний полет с заданием прикрывать мост через реку Нарва летчик отправился с аэродрома Купля. И был сбит в воздушном бою.


В том, что в истребителе действительно находился Титов, поисковики убедились, когда извлекли тело летчика на поверхность. На нем была кожаная куртка, матросский китель, черный вязаный свитер и нательное белье. В карманах нашлись комсомольский билет, большая сумма денег и записная книжка, внутри которой находилось свидетельство о том, что младший лейтенант Титов совершил не меньше двух прыжков с парашютом. При себе у летчика была запасная пара носков синего цвета, два новеньких подворотничка, носовые платки, папиросы "Беломорканал" и письмо от любимой девушки.

Больше всего от сырости и грязи в болоте пострадало письмо. Четко видна лишь чудом уцелевшая верхняя его часть. С трудом поисковикам удалось разобрать дату отправки письма - 10 августа 1941 года, всего за 11 дней до гибели Титова.

"Здравствуй, Павел! Почему ты не отвечаешь на мои письма, - говорилось в письме. - Наверное, у тебя много работы. Посылаю тебе свою фотографию. К сожалению, она не очень хорошего качества, зато я теперь всегда буду с тобой на земле и на небе".

По адресу отправителя поисковики выяснили, что возлюбленной младшего лейтенанта Титова была Мария Ивановна Морева, жительница поселка Вырица Ленинградской области. До войны двадцатидвухлетняя красавица работала в местной школе, а когда к поселку подошли немцы, Морева переехала в Ленинград.

- Нам удалось связаться с дочерью той самой Марии Моревой, чье письмо так бережно хранил летчик-истребитель. Мы были уверены, что она - дочь Павла Петровича, поскольку ее звали Галиной Титовой, - рассказывает Баринов. - Но, увы! Ее мама еще во время войны вышла замуж за танкиста Николая Титова, однофамильца первого возлюбленного и родила ему двоих дочерей. Но, несмотря на брак, до последнего дня Мария Ивановна продолжала любить своего Павлика, с которым они хотели пожениться еще в июне 1941-го.

Уже будучи замужем Морева неоднократно пыталась найти своего любимого, выезжала на места его возможной гибели и всякий раз радовалась, что ее Павлика не было среди мертвых. Муж относился к ее чувствам с пониманием. Хотя Мария и обещала бросить его сразу, как только отыщет свою первую любовь.

Поисковики попытались восстановить картину трагедии. Они с уверенностью говорят о том, что Павел Титов умер еще в воздухе, немецкая пуля поразила его голову.

- Он даже не успел произвести ответный выстрел, потому что комплект боеприпасов сохранился нетронутым, - говорит Баринов. - Летчик был привязан ремнями парашюта к креслу и даже не попытался покинуть самолет.

Недавно тело летчика-истребителя Павла Петровича Титова было предано земле. На похороны приезжала Галина Николаевна Титова, чтобы попрощаться с человеком, которого ее мать любила всю жизнь. Поисковики передали ей письмо матери, с которым Титов не расставался и после смерти.

http://www.rg.ru/2005/06/17/letchik.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме