itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пространство "вечных вопросов"

0
138
Время на чтение 5 минут
В Саратовской области проходит сбор подписей за введение курса "Основы православной культуры" в региональный компонент образовательного стандарта и исключение курса ОЗОЖ ("Основы здорового образа жизни") из школьной программы. За три недели в храмах и учреждениях образования было собрано около 14 000 подписей. Подписные листы были переданы в областное министерство образования и приемную губернатора.

Курс "Основы православной культуры" успешно преподается в школах многих регионов Российской Федерации. Саратовская область пока не входит в их число. Почему? На самые распространенные доводы противников курса отвечают декан философского факультета СГУ профессор Владимир Николаевич Белов и заведующий кафедрой религиоведения и религиозной антропологии СГУ профессор Владимир Петрович Рожков.

В.Н. Белов: Структура образовательного стандарта Российской Федерации складывается из нескольких компонентов. Федеральный включает в себя базовые дисциплины. Региональный - те предметы, которые рекомендованы министерством РФ, но окончательное решение об их внесении в школьные программы принимается на местах. Сейчас ОЗОЖ и является такой рекомендованной дисциплиной, а ОПК - только факультативной. Есть и школьный компонент: предметы, которые вводятся по желанию школьников и родительского комитета администрацией школы. Это самая "незащищенная" часть программы: на нее выделяется очень малое количество учебных часов, которые оплачиваются из бюджета школы. Поэтому те уроки ОПК, которые уже проводятся в школах города и области - дело энтузиастов, которые, как правило, ничего не получают за свой труд. Министерство образования Саратовской области пока настаивает на том, чтобы предмет ОПК оставался именно в рамках школьного компонента.

Доводы, в основном, приводятся такие: в Саратовской области - сложные межконфессиональные отношения, здесь проживает много мусульман, да и 70 лет атеизма не прошли даром. Сбор подписей проводился затем, чтобы увидеть реальную картину, изучить потребности, которые формируются у преподавателей и учеников.

Проблема еще и в том, что в нашей области курс ОПК пока не проходил научной экспертизы, тогда как ОЗОЖ эту экспертизу прошел. Лично у меня к этому курсу есть серьезное замечание: ОЗОЖ рассчитывает исключительно на здравый смысл. Ну, кто будет спорить, что "Курить - здоровью вредить"! Я же занимался обыденным сознанием с научной точки зрения, и могу сказать, что здравый смысл не самодостаточен. Он может работать только с опорой на жизненный опыт человека либо на серьезную историческую традицию того этноса, к которому человек принадлежит. То есть, если просто говорить: это можно, а это нельзя - у любого дитяти возникает вопрос: "А почему? Это мое дело, как хочу, так и поступаю. Мое здоровье - хочу, и курю". Здесь здравый смысл сам по себе бессилен - в основании должен быть здоровый разум, уже сформированный предыдущим воспитанием с учетом опыта предыдущих поколений. По такой логике ОПК - это и есть тот фундамент, фундамент исторической традиции, на котором можно что-то строить.

Есть еще один очень важный для нашей образовательной системы момент: если ставить во главу угла только здравый смысл, нужно учесть, что к нему не прививается патриотизм. Здравый смысл исключительно эгоистичен, руководствуясь им, человек заботится только о себе: "Я не мешаю другим, значит, и они не должны мне мешать". Говорить о жертвенности, поддержке, взаимопомощи с этой точки зрения бессмысленно. Поэтому если мы хотим воспитать у юных граждан любовь к своей стране, если говорим о национальной гордости, национальной общности, поиске национальной идеи - надо признать, что ОЗОЖ сам по себе - предмет антипатриотичный.

В.П. Рожков: ОЗОЖ - это узконаправленный курс. Он содержит информацию об определенных техниках: владения телом, гигиене и т.п. Но если нет культурной, духовной основы, эти техники бессмысленны для утверждения человеческой личности: тренированное тело может быть подчинено агрессивным, чувственным установкам. Руководствуясь в воспитательном процессе только технической стороной, мы получим если не террориста, то человека, который может переступить через другого, через человеческую жизнь.

А в чем искать основу? Наш культурный ареал, причем с тысячелетней историей - это Православие. И знакомясь с православной культурой, мы встречаемся с высочайшей эстетикой: церковная архитектура, музыка, русская иконопись признаны во всем мире. При разговоре со студентами о Православии возможно апеллировать к их чувствам, к генетическим основаниям, культурным корням. Поэтому мы и рассматриваем ОПК как необъятный ресурс, который может помочь России в трудное для нее время обрести внутренний стержень.

В.Н. Белов:
Еще спорный момент: сейчас часто можно услышать, что Православие - некий "отработанный вариант": Запад секуляризировался, да и Россия семьдесят лет жила без веры. Поэтому если хоть в какой-то мере возвращаться к Православию - это должен быть сильно измененный, модернизированный вариант. Еще есть мнение, что Православие консервативно, а сегодня необходимо воспитывать самодостаточную, успешную личность - как на Западе. Что на это возразить? В философии есть так называемые "вечные вопросы": сколько бы о них не говорили, они вновь и вновь будут вставать перед человечеством. Православие - это и есть пространство "вечных вопросов", которые не могут быть совершенно постигнуты ("отработаны и закрыты"). Человек - его потребности и уровень сознания - остается прежним, изменились лишь внешние условия его существования. Говорить, о том, что сам человек изменился, было бы наивно.

В.П. Рожков: Православие как часть христианства представляет собой исторический тип мировоззрения, который нельзя ограничить какими-то временными рамками. Речь идет об очень сложном феномене, который может существовать (и существует) тысячелетиями.

Показателем его востребованности служит и движение в обществе: за последнее десятилетие произошел всплеск интереса к религии, духовной жизни. Почему? Человек ощущает огромную диспропорцию между биологической своей стороной, интеллектульным и духовным развитием. Что мы видим в окружающем нас мире? Грандиозный технический прогресс - и массовую деградацию. Бросается в глаза упрощение на всех уровнях человеческих отношений, начиная с языка общения. Упрощены до предела отношения между мужчиной и женщиной, семья держится на меркантильных интересах, главной целью ставится материальный успех. Но построив свою жизнь по такой упрощенной схеме, современный человек неизбежно терпит фиаско. Он попросту остается несчастным. В жизнетворении обязательно должна быть искра любви.

В.Н. Белов: Часто говорят также, что Православие - это, в первую очередь, община, где личность растворена, нивелирована, подавлена. Это утверждение является абсолютно неверным. На самом деле Православие решает один из важнейших вопросов - устанавливает взаимосвязь между личностью и обществом, вырабатывает тонкие линии взаимодействия. Не случайно в рамках русской религиозной философии возник термин "соборность" как обозначение гармоничного взаимодействия. Лучше этого термина никто ничего не предложил, в других языках ему нет семантических аналогов (на международной конференции в Турине даже пришлось писать это слово латинскими буквами).

В.П. Рожков: Русские писатели, поэты, художники, философы - каждый сугубо индивидуален. Это очевидно для каждого, кто хоть немного знаком с отечественной культурой, а она взращивалась в первую очередь Православием.

И понятие соборности дает нам ключ к пониманию, почему так произошло. Соборность предполагает духовное единение в Боге, а путь к Нему у каждого свой, неповторимый. Путь всегда индивидуален, а движение может быть общим. И если принять за основу толкование "Бог - это абсолютная Любовь", то соборность - это движение к любви. Только прийти к ней мы должны вместе.

Записала Наталья Горенок

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/59.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30