Миссия за океаном

Служение Русской Церкви, начавшееся с просвещения Аляски, продолжается в наши дни

Новости Москвы 
0
120
Время на чтение 4 минуты
В праздновании 100-летия Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке участвовала делегация Русской православной церкви, возглавляемая ОВЦС Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II владыка Кирилл совершил освящение собора-юбиляра после его реставрации.

- Ваше Высокопреосвященство, расскажите хотя бы коротко об истории Свято-Николаевского собора, о его предназначении.

- Он был задуман и построен как центр Русского Православия на американском континенте трудами будущего Святейшего Патриарха Тихона, а тогда - нашего архипастыря в Северной Америке, который перенес свою архиерейскую кафедру из Калифорнии на Восточное побережье США. Это было очень верное решение, поскольку именно здесь проживало тогда наибольшее число выходцев из России и здесь же было средоточие культурной жизни россиян. Однако в последующем роль и значение кафедрального собора в Нью-Йорке пошли на убыль. Прежде всего потому, что произошли разделения в среде русской эмиграции. Появились иные юрисдикции - в первую очередь, Американская Митрополия, затем Русская Зарубежная Церковь... Сегодня Свято-Николаевский собор, помимо того, что он является местом молитвенной встречи для огромного числа соотечественников, выехавших из бывшего СССР и нынешней России, функционирует и как церковное представительство Московского Патриархата в США.

Впервые я побывал в этом соборе в 1971 году - впечатление от его посещения было очень сложным. Собор замечательный, архитектура прекрасная, хор всегда пел хорошо, священники служили весьма достойно. А вот молящихся было мало. Отношение к собору у людей было непростым. Потому что - и это было не очень справедливо - Русскую Церковь как бы отождествляли с тогдашней политической формой правления в нашей стране; Русскую Церковь называли "красной", и многие побаивались посещать ее храм на 97-й улице.

Но то, что я увидел во время нынешнего визита в США, - это совсем другая картина. И не только потому, что собор изменился внешне, не только потому, что это стал прекрасный храм с дивной росписью и убранством. Но потому, что изменилось содержание его бытия. Сегодня это совсем другая община, объединяющая многие сотни людей.

- А как начиналась миссия Русской православной церкви на американской земле?

- Начатки Православия были занесены на североамериканский континент через Аляску. Вместе с землепроходцами Дежнева и Шелихова в далекую Америку двигались русские монахи. Одним из них был великий святой преподобный Герман, который, оставив родной Валаамский монастырь, положил много трудов по просвещению коренных жителей Аляски. Его достойным преемником стал первый епископ Аляски - святитель Иннокентий (Вениаминов). В ходе своих многочисленных миссионерских поездок протяженностью сотни и тысячи километров он привлекал к православию десятки тысяч людей. Мы по праву называем его апостолом Америки.

В христианском просвещении североамериканского континента немалую, если не сказать, определяющую роль сыграл великий святой России и Америки епископ Алеутский и Аляскинский Тихон - будущий Всероссийский Патриарх, служивший в Новом свете в 1898 - 1907 гг. Надо отметить, что тогда все православные приходы Америки находились в юрисдикции Русской Церкви, и ни у кого это никаких возражений не вызывало.

- Видимо, проблемы возникли после большевистской революции в России?

- Так и было. В силу известных причин связи РПЦ со своей американской епархией оказались во второй четверти XX века затрудненными. Положение усугубилось ещЈ и тем, что с 20-х годов свои национальные епархии в Америке начали учреждать другие поместные церкви. Это привело в конце концов к тому, что сегодня на территории США и Канады действует 11 канонических юрисдикций, не считая всевозможных самозванцев и самосвятов.

Подобное положение нельзя признать нормальным. Поэтому наша принципиальная позиция заключается по-прежнему в том, что в перспективе Православная Церковь в Америке должна быть единой. Первый шаг к этому мы сделали в 1970 году, когда существенной части приходов русского происхождения, объединенных в Американскую Митрополию, была дарована автокефалия (самостоятельность). Это привело к созданию автокефальной Православной Церкви в Америке, ныне насчитывающей более 450 приходов.

- В связи со сказанным: а какую роль играют Патриаршии приходы Московского Патриархата действующие в США и Канаде?

- Сейчас в этих странах 31 Патриарший приход... Не секрет, что с ростом эмиграции в Северную Америку, особенно в 90-е годы прошлого века, не все новоприбывшие из России сумели найти себя в здешней жизни. Проблема адаптации - это и пастырская проблема. На патриаршии приходы возложена именно такая задача - быть, образно говоря, "мостиком", с помощью которого прибывшие на временное или постоянное жительство в Америку обретут душевное равновесие и покой. В этой связи особенно хочется отметить деятельность нашего представительства в Нью-Йорке - Свято-Николаевского собора, о вековом юбилее которого мы говорили вначале. Усилиями Управляющего патриаршими приходами епископа Зарайского Меркурия, клира и прихожан собора в нем создана теплая и задушевная атмосфера любви, которая в большой степени способствует сформированию положительного образа Русского Православия в глазах рядовых американцев. Отрадно, что и наш дипломатический корпус уделяет большое внимание собору.

- Есть еще одна болезненная проблема - отношения двух частей единой Русской Церкви...

- Это разобщение не может продолжаться. Мы с удовлетворением восприняли результаты недавнего первого официального визита в Московский Патриархат делегации Русской Зарубежной Церкви. Готовимся достойно принять в Москве еЈ главу митрополита Лавра. Понимаем, сделаны лишь первые шаги к уврачеванию трагического раскола единой Церкви, к преодолению изжившего себя разделения, но важность и ценность этих шагов - несомненны.

- И последний вопрос, Ваше Высокопреосвященство: можно ли сказать, что миссия Русской православной Церкви, осуществляемая ею за океаном, еще далеко не окончена?

- Это действительно так: наша миссия продолжается. Русский американец протопресвитер Александр Шмеман, оказавший заметное влияние на религиозную жизнь в США, говорил, что для Православной Церкви "реальными объектами миссии являются государство, общество, культура, сама природа, а не та нейтральная среда, по отношению к которой единственная задача Церкви - блюсти свою внутреннюю свободу и отстаивать свою "религиозную жизнь". Поэтому хотел бы в заключение подчеркнуть: историческая ответственность за судьбы Православия в Америке промыслом Божиим возложена на Русскую православную церковь, и она никогда не оставит эту спасительную миссию.

Беседу вел Королев Александр.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Доклад Святейшего Патриарха на первом
собрании духовенства Московской митрополии
22.02.2024
Выступление на XII Рождественских
Парламентских встречах
31.01.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11