Православие: мода или необходимость?

Интерес людей к церкви заметно растет. Что это - очередная модная тенденция или свидетельство того, что Россия действительно обратилась к Богу?

0
139
Время на чтение 3 минуты
НА ЭТИ и многие другие вопросы отвечает протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы и духовник Свято-Димитриевской общины сестер милосердия.

- ПОНЯТИЕ моды теряет свой негативный смысл, если речь идет об увлечении чем-то хорошим. К примеру, если бы женщины увлеклись воспитанием детей и в моду вошли многодетные семьи, нам бы не грозила, как сейчас, демографическая катастрофа. В вопросе веры такое тоже возможно: обычно люди приходят в церковь не сами по себе, а вслед за кем-то, увлеченные чужим примером. Хотя бывает, что человека притягивает только внешняя сторона, например, ему нравится носить крест, потому что он золотой и красивый. Но я думаю, что даже внешнее может быть путем к внутреннему. Был такой случай с одним мучеником - он изображал в театре христианина, играл сцены из церковной жизни. Делая это, он уверовал в Бога и за свою веру пошел на смерть.

Но, по сути, дело тут не в моде. Во времена гонений в храм ходили только те, кто не боялся умереть за Господа, не боялся страданий и тюрьмы. Сейчас гонения на церковь прекратились. Во все времена, когда церковь становилась свободной, в нее приходило больше людей. В целом, я думаю, что мода на православие - это то, чего не хватает нашей стране.

Не мелочное исполнение, но открытость души...

- ОТЕЦ Аркадий, как церковь смотрит на то, что в храмы ходят люди, не знающие молитв и всех таинств совершающихся ритуалов?

- Эти люди похожи на младенцев. Скажу честно, для меня они - самые дорогие в церкви. Почему в семье младенцев любят больше остальных? Они больше всех нуждаются в заботе. Я таких людей встречаю с радостью. Если человек приходит в церковь, ему не нужно бояться собственного незнания и неумения, потому что он приходит к Отцу Небесному. Ведь когда приходите к своему папе, вы же не боитесь сделать или сказать что-то не так, потому что знаете - отец все поймет. Не нужно думать, что Господь похож на тех самых бабушек, которые есть во всех церквях и которые ругаются на каждого, кто неправильно крестится или плохо повязывает платок. Смысл религии не в мелочном исполнении каких-то обрядов, а в том, чтобы душа открылась навстречу Богу.

- В связи с большим количеством новоначальных не делает ли церковь послабления, например, в вопросе ношения брюк в храме, несоблюдения постов?

- Если девушка придет в храм в брюках или, например, с косметикой на лице, никто ее не выгонит. Так же, как и человеку, который не умеет поститься, вряд ли откажут, скажем, в причастии. Что можно спрашивать с младенца? Сначала его нужно научить, дать ему радость общения с Богом, а потом уже и спрашивать. Людям, которые приходят в церковь и жалуются, что им сложно отстоять всю службу, я так и говорю: устал стоять - посиди. Тяжело сидеть - приляг. Главное, будь в церкви. Если ты будешь здесь, в доме твоего Отца, тебе будет от этого хорошо, а нам будет радостно, что ты пришел. Хотя это вовсе не значит, что младенцем надо оставаться всю жизнь...

- Порой люди носят крестик, но не ведут активную христианскую жизнь. Тем не менее они считают, что крестик - это защита, своего рода оберег. Так ли это?

- Господь говорит в Евангелии: "По вере вашей да будет вам". Если человек верит в силу креста, я думаю, Господь этой веры не посрамит и будет ему помогать. Другое дело, что человек обязан понимать: крест должен быть начертан в его душе, а нательный крест он носит как напоминание. Есть бандиты и разбойники, которые носят кресты, но я не думаю, что это поможет им. Не каждый, кто носит крест, достоин благодати Божьей.

А жена - она и есть жена

- МНОГИЕ молодые люди сегодня венчаются в церкви, а потом разводятся. Как церковь объясняет и объясняет ли последствия такого греха? Служит ли венчание гарантией долгого брака?

- Есть такие слова у Христа: "Приходящего ко Мне не изгоню вон". Если человек приходит к Богу, его нельзя прогнать. Другое дело, что тем, кто хочет повенчаться, нужно объяснить смысл и важность таинства венчания. Рассказать, что такое христианский брак, как должна измениться жизнь супругов-христиан. Если они сердцем почувствуют, что в церкви их приняли с любовью, то, возможно, в другой раз придут в храм уже не из-за моды и постепенно станут настоящими христианами. И именно это придаст крепость их семье и убережет от развода. В таинстве венчания человек получает благодать. Я сам венчался со своей женой после десяти лет брака, когда у нас уже был ребенок. И вы знаете, это была такая удивительная радость, как будто наша жизнь началась заново...

Когда люди венчаются, а потом разводятся, это очень большой грех. Дело в том, что церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца. Просто так на брак церковь не благословляет. Когда юноша и девушка из нашего прихода хотят повенчаться, мы год испытываем их, и они обязательно должны вести целомудренный образ жизни до брака. Если же ты получил благословение Божье на брак, нужно терпеть до конца, не изменять. На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга. Мужчины, которые постоянно ищут - живут с одной женой, потом с другой, с третьей, в итоге просто понимают, что жена - она и есть жена. Если в конце концов такой человек останавливает свой выбор на ком-то, это происходит не потому, что он нашел ту, что искал, а потому, что смирился.

Дарья АПТЕКАРЕВА

http://www.aif.ru/online/aif/1285/43_01
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Пантелеимон (Шатов)
«Мы запустили новый проект»
Епископ Пантелеимон рассказал о работе волонтеров и благотворителей в 2021 году
03.01.2022
«Ковид сплотил людей»
По словам епископа Верейского Пантелеимона, человеку в одиночестве, в неизвестности перед будущим очень нужна поддержка, тепло, возможность поделиться своей болью
07.10.2021
«Прошедший год стал особенно тяжёлым»
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон выступил с докладом о ключевых направлениях социального служения Церкви в 2020 году
02.04.2021
Встреча с главой Синодального отдела по
благотворительности и социальному служению РПЦ
15.01.2021
Все статьи Епископ Пантелеимон (Шатов)
Последние комментарии