itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О любви

0
141
Время на чтение 5 минут
Сегодня люди, привыкшие к частому употреблению слова "любовь" в обыденности, потеряли способность понимания его истинного смысла. Это слово стало предметом широкой спекуляции поп-звезд, "акул пера", рекламистов и сектантов. Выражая восторг по поводу прошедших выходных, мы, как правило, произносим что-то типа: "Я люблю отрываться в ночном клубе по субботам", по поводу рекламы - "Я люблю SONY", по отношению к любимой - "Я люблю Соню" и т.д. Выходит, великий и могучий русский язык не так уж велик и могуч? Неужели такие неоднородные чувства запросто можно выразить одним словом?

С русским языком все в порядке. Но стоит обратить внимание на такой парадокс: как самое великое и прекрасное состояние духа мы свободно можем назвать безответным, или погибшим, или внезапно куда-то исчезнувшим из нас? Может ли удовлетворить наши самые сокровенные ожидания "любовь", ставшая синонимом похоти, "любовь", заканчивающаяся сердечными ранами и разочарованиями, отчаянием, алкоголизмом, наркоманией, преступлениями, доводящая до самоубийства? Наверняка нет. Не довольствуясь обесцененными "заменителями" любви, каждый из нас - осознанно или нет - стремится найти истинную, совершенную любовь. Только вот ищут все в разных местах...

Где же сокрыта тайна этого слова?

Дело в том, что в древнегреческом языке для обозначения емкого по своей природе понятия любви использовалось не менее пяти основных слов (в целом в греческом языке понятий любви гораздо больше) - в зависимости от побуждений души, вызывающих это чувство.

Любовь-эрос характеризуется стремлением к единению с любимым. Греческое слово эрос означает страстное, властное и чувственное тяготение к объекту любви. Эрос рождает в нас чувства, связанные с половым влечением. Это любовь инстинктивная, возникает она по большей части в весенний и осенний циклы... как у братьев наших меньших. Как следствие, сюда можно отнести проявления сексуальности в поведении и поступках человека, еЈ развитие в моде и искусстве. Говоря иначе, эта любовь - "для двоих". Об искренности и самопожертвовании здесь можно говорить лишь в рамках двух людей. Все остальные для этих двоих, в большей или меньшей степени, безразличны. Главное для них - это их любовная "игра". А ведь безответный или неразделенный характер этой зыбкой игры нередко доводит влюбленного до глубокой грусти и отчаяния. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются в объекте своих чувств и сравнительно легко с ним расстаются. В этом несовершенство этого чувства. Такая любовь может стать причиной беды и в результате привести к непредсказуемым, а порой и трагическим последствиям. Безусловно, одновременно мы можем испытывать и другой вид любви, что и является нормой для большинства.

Слово филиа с греческого языка тоже переводится как любовь. Филиа является составной частью таких слов как философия - любовь к мудрости, или филология - любовь к слову. Соответственно, "филией" также можно назвать, например, преданную любовь ученика к своему учителю, единомышленников к товарищу, разделяющих одинаковую с ними жизненную позицию или мировоззрение. Но опять же, мы испытываем любовь-филию, как правило, к людям, в которых чувствуем потребность, зависимость. Если кто-либо со стороны пытается вторгнуться в эти взаимоотношения, то такой противник изгоняется и становится нашим недругом. Таким образом, мы сами ограничиваем это чувство и помимо духа любви взращиваем в своей душе семя надменного духа.

Слово пофос тоже переводится как любовь, но являет собой не более чем сильное желание обладать чем-то или кем-то. Сторги - естественная любовь родственников: матери - к ребенку, детей - к родителям, брата - к сестре.

...Когда Святой Апостол Иоанн взял перо, чтобы начертать свое знаменитое уравнение Бог есть Любовь, ему необходимо было сделать выбор между несколькими греческими словами... "Бог есть Агапи", - вдохновенно написал Апостол. Почему агапи? Потому, что через призму именно такой любви распятый Христос взирал с Креста на ненавидящих Его врагов и молился о них, словно о своих верных апостолах. Потому, что от избытка такой любви Бог сотворил мир и человека... и стал его Отцом - Отцом, для которого всепрощение есть способ Его бытия. На мой взгляд, ни один из философов или поэтов не выразил в своих творениях значение агапи прекраснее и точнее, чем это сделал Апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит... Любовь никогда не перестает.

Заметьте: мы, как правило, дружим с теми, кто нам симпатичен. Мы влюбляемся в того, кто красив, счастлив и умен, и отворачиваемся от безобразного, слабого или больного человека; к дворнику относимся не так учтиво, как к банкиру и т.д. Выходит, мы полны любви, но убогих людей спокойно можем вынести за скобки нашей повседневной жизни (чтобы "не мешали любить"). А любовь ли это? Очевидно, что такая человеческая "любовь" основывается, прежде всего, на чувстве необходимости. Живя без Бога и ощущая свою внутреннюю пустоту и одиночество, человек стремится "обогатить" себя теплотой из внешнего мира. Он ищет себе партнера, спутника, товарища - кого-нибудь, кто способен утолить его душевный голод, дополнить собой его недостаточность. И находя такого человека, начинает дорожить им, боится его потерять - но не потому, что его любит, а потому, что видит в нем свою жизненную надежду и опору...

Но агапи принесла в мир новую безусловную логику: Ударившему тебя по щеке подставь и другую. "Это удел лишь слабых и убогих людей!", - скажете вы. Неужели христианство - религия слабых? Чтобы ответить на этот вопрос, следует понять, что самым мощным оружием христиан, оружием, против которого нет противодействия, является именно любовь.. И чем вообще можно напугать человека, для которого умереть - значит встретиться с Богом, для которого смерть - не поражение, а победа? Христианская любовь, агапи - это рассудок безумцев, сила немощных, сокровище нищих, оружие беспомощных. Она дарит прощение всему живому и отворяет врата бессмертия. Такая любовь не подвластна пытливому человеческому разуму. Она выходит за рамки рационального понимания и привычных норм поведения. Это тайна, видимая лишь очами души, воспринимаемая лишь зеницей нашего сердца. Она делает людей самоценными и равнозначащими. Агапи не испытывает нужды, не зависит от красоты или каких-либо других внешних факторов. Она свободна. Агапи - это образ мышления и жизни... беспрерывный, направленный в окружающий нас мир импульс абсолютной доброты, преодолевающий все невзгоды и несчастья; это грань, переступая которую, необходимо переступить через себя. Может ли это сделать слабый человек? Нет, не может. Человек слаб не потому, что любит, а потому, что просто боится любить. В любви нет страха; совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение.

Сегодня для многих Тайная вечеря и Пасха стали не больше чем символом старого доброго обычая, милой традицией, данью пыльной истории... Редко кто вспомнит в этот вечер евангельские строки, повествующие о познании людьми неведомой ранее жертвенной любви:

Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. И Я открыл им имя Твое и, любовь (агапи), которою Ты возлюбил Меня, да будет в них.

К великому сожалению, современный человек утратил связь не только с прошлым, но и с самим собой. Ритмы нашего времени не оставляют ему возможности хотя бы на мгновение остановиться, взглянуть на небо, вздохнуть полной грудью и услышать зов животворящей Агапи. В повседневной жизни человек не успевает найти место для вечного, оставляет это на какое-то неопределенное "потом", словно живет жизнь на черновике...

Яркий пример тому - молодежные вечеринки: новый стиль жизни, новые формы общения. В общем, играем по новым правилам: "Пей пиво, ешь мясо...", "Целуй меня везде, восемнадцать мне уже...", "Я сошла с ума" и т.д. Уместно вспомнить слова Бориса Гребенщикова: "Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть"...

Может, кто-то сидит в кафе и барах, обретая мир в душе своей? Кто-то посещает ночные клубы с целью свидания с вечностью? Вряд ли. Теперь в моде персональная, свободная и независимая "любовь" - free love. Возникает вопрос: независимая от кого? От Бога, который Сам есть любовь? Вполне возможно. А любовь ли это?

Пребывающий же в любви (агапи) пребывает в Боге, и Бог в нем.

05.05.2005

http://otrok.n-t.org/pb/rz/ol.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артемий Стельмах-Назарчук
Все статьи Артемий Стельмах-Назарчук
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09