itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Новый левый

0
195
Время на чтение 5 минут

Кристофер Хитченс, известный публицист и журналист, профессор Университета Беркли и Питтсубргского Университета, автор многих книг, в том числе, "Долгая короткая война: откладываемое освобождение Ирака" (2003), "Почему Оруэлл прав" (2002), "Процесс Генри Киссенджера" (2001). Автор многих статей, опубликованных в ведущих газетах и журналах США и Великобритании. На протяжении многих лет Хитченс принадлежал к числу наиболее ярких и известных представителей левого движения США. Однако после терактов 11 сентября 2001 года Хитченс переменил свои взгляды и стал яростным критиком левой идеи, утверждая, что левые интеллектуалы не считают нужным противостоять "исламо-фашизму" (термин Хитченса).

Вопрос: Почему Вы столь резко пересмотрели свои взгляды?

Хитчнес: Террористические атаки 11 сентября на Нью-Йорк и Вашингтон - это один из очень редких в истории моментов. Аналогичные по важности события произошли, например, в 1933 году в Германии (приход Гитлера к власти - WashingtonProFile), в 1969 году в Испании (конец диктатуры и восстановление монархии - WashingtonProFile). В подобные моменты требуется занять определенную позицию и понять, за что и против чего ты выступаешь. Левые провалили этот экзамен. Вместо того, чтобы однозначно выступить против нигилистических убийц, левые мыслители, такие как Ноам Чомски (профессор Массачусетского Технологического Института, один из крупнейших лингвистов современности, также приобрел всемирную известность благодаря своим политическим статьям и книгам - WashingtonProFile), стали искать оправдания их поступкам, открыто утверждая, что Бен Ладен в некотором смысле исповедует "теологию освобождения". С моей точки зрения, это моральный и политический коллапс.

Кроме того, эти события - упущенные возможности для левых. Вдумайтесь: группа теократических негилистов направляет набитые людьми самолеты в небоскребы, в которых находятся тысячи людей, не предлагая никакой политической программы, кроме своего нигилизма. Эти люди пользовались покровительством двух государств - Саудовской Аравии и Пакистана, которым благоволят США и американский военно-промышленный истэблишмент. Я называю именно эти страны, поскольку только они признали режим "Талибана" в Афганистане. События 11 сентября 2001 года стали полным сюрпризом для республиканцев, а рабочий класс - полицейские, пожарные, спасатели Нью-Йорка - оказался на переднем крае борьбы. Для меня это означает, что левые имели возможность добиться пересмотра всех принципов, которыми руководствовались США во внешней политике после окончания Холодной войны.

Мы были атакованы религиозной диктатурой, и рабочий класс обрушился на американские элиты, которые продемонстрировали тотальный провал своей политики и кошмарные ошибки своих разведывательных служб. Но если левые упустили подобный момент, то возникают вопросы: для чего они?, для чего их секуляризм?, что такое интернационализм?, что такое классовое чутье?, для чего нужна демократия?

В жизни каждого из нас происходит не так много исторических событий, поэтому мы обязаны распознавать их и отличать от будничной рутины. Но левые ограничились болтовней. В результате, левое движение частично сдвинулось в сторону сотрудничества с правящим в США режимом, и я горд, что участвую в этом процессе.

Вопрос: Это означает, что американские левые более позитивно восприняли войну в Афганистане, чем войну в Ираке?

Хитченс: Это правда, однако для твердолобых левых - это неправда. Они также выступали против отстранения "Талибана" от власти. Когда США приняли решение об использовании силы, то самое большее, что сделали левые - предсказали, что война в Афганистане окажется "болотом", в котором завязнут американские военные. Они писали, что, как минимум, Афганистан превратится во "второй Вьетнам". Это достаточно серьезное обвинение, поскольку его делают люди, которые убеждены, что война во Вьетнаме была несправедливой. Однако левые не были одинокими в этих прогнозах. То же самое писала, например, газета New York Times.

Теперь посмотрим, что говорят левые о войне в Ираке. Стоит спросить их: что они думают о правителе, который неоднократно обвинялся в проведении геноцида, атаковал соседние страны, милитаризировал общество и создал полицейское государство, приватизировал экономику страны в своих личных интересах и интересах своей семьи, кто отвергал саму идею нераспространения оружия массового уничтожения, использовал химическое оружие для убийства мирного населения, кто отвергал саму возможность существования соседнего арабского государства?! По-моему, с Ираком давно надо было что-то сделать. Когда я ознакомил левую общественность с моей точкой зрения, ее посчитали эксцентрической позицией душевнобольного.

Я также должен добавить, что с начала 1990-х годов у меня много друзей - иракцев и курдов. Поддержка войны в Ираке - это проявление элементарной солидарности с этими людьми. Поэтому я говорю: " Я на вашей стороне и буду на вашей стороне до тех пор, пока Вы не сочтете, что мы должны отойти в сторону".

Вопрос: Если бы в США избрали президентом члена Демократической партии, то изменились бы взгляды американских левых на войну в Афганистане и Ираке?

Хитченс: Ничего не изменилось бы для людей, наподобие Майкла Мура (известный кинорежиссер-документалист, лауреат многих профессиональных премий, яростный критик президента США Джорджа Буша - WashingtonProFile) или Ноама Чомски. Для них это стало бы лишним подтверждением старой теории, что у правящего класса США есть два лица - то есть, Демократическая и Республиканская партии по сути своей, являются одной партией. Однако я думаю, что среди сторонников демократов и республиканцев произошли бы некоторые подвижки. В любом случае, я помню, как члены администрации президента Билла Клинтона (демократа) рассуждали о неизбежности столкновения с Саддамом Хусейном. Эта идея отошла на периферию дискуссий потому, что демократ Гор проиграл выборы республиканцу Джорджу Бушу.

Все это просто постыдно. Это постыдно также и потому, что множество американцев в 2000 году голосовали за республиканцев, исключительно потому, что придерживались принципов изоляционизма. Единственные люди, которые считали необходимым что-то сделать с Саддамом - часть левых и те, кто известны, как неоконсерваторы. Многие неоконсерваторы в прошлом интересовались марксизмом и верят, что некоторые идеи и принципы должны работать всегда: кто бы ни был у власти - демократы или республиканцы.

Вопрос: Но честны ли неоконсерваторы: они, с одной стороны, поддерживают строительство свободы и демократии на Ближнем Востоке, а с другой - отказываются поддерживать позицию палестинцев, выступающих за создание независимого государства?

Хитченс: Политическая культура США обладает одной особенностью - не беспокоиться о палестинцах. Мы привыкли думать о палестинцах, как о неудобных людях, которые постоянно вставляют палки в израильские колеса. Я потратил три десятилетия, публикуя статьи и книги о палестинцах. Все политические фракции в США ведут себя отвратительно в этом вопросе и отвратительней всех ведет себя Демократическая партия. Эта партия полностью подконтрольна произраильскому лобби. Они не меняют своей позиции только по двум вопросам - Палестине и отношению к абортам. А неоконсерваторы серьезно расколоты: к примеру, Пол Волфовитц (ныне президент Всемирного Банка, до этого - заместитель Министра обороны США - WashingtonProFile) весьма критично относится к идее Великого Израиля. А Ричард Перл (научный сотрудник Института Американского Предпринимательства, имеет прозвище "ястреб ястребов", играл важную роль в американской внешней политике еще при президентах Рональде Рейгане и Джордже Буш-старшем, находится в тесных дружеских отношениях с нынешним министром обороны США Дональдом Рамсфелдом и вице-президентом США Ричардом Чейни.- WashingtonProFile)считает часть палестинских земель частью будущей территории Израиля. Я могу предположить, что раскол будет принимать все больше масштабы.

Вопрос: На Ваш взгляд, может ли современный политик руководствоваться в своих действиях исключительно моральными принципами?

Хитченс: Это зависит от того, каковы эти принципы. Если это принцип, что все люди равны и созданы равными, то с моей точки зрения, его очень трудно реализовать на практике. Но если принципы более расплывчаты, то ситуация может быть иной. Например, можем ли мы сосуществовать с агрессивными интернационалистическими тоталитарными идеологиями? Уверен, что любой политик посчитает, что мы должны что-то делать, чтобы противостоять им. История учит нас, что если мы не будем сражаться с ними сегодня, то мы вынуждены будем сражаться с ними завтра.

Исламистские радикалы не предлагают нам мира, и мы не должны предлагать мира им. Мы не сможем жить на одной планете. И я рад этому, потому что я не хочу этого. Я не хочу дышать одним воздухом с исламо-фашистами, как я не хочу дышать одним воздухом с психопатами, убийцами, палачами, насильниками и совратителями малолетних. Это наша обязанность - нанести им поражение. Но в то же время, это еще и удовольствие.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кристофер Хитченс
Все статьи Кристофер Хитченс
Последние комментарии