itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

А есть ли культура?

0
156
Время на чтение 4 минуты
Публицисту, пишущему о культуре, сегодня приходится непросто. Трудность заключается в том, что не совсем понятно, что сейчас может считаться культурой в собственном смысле слова. Наши книжные магазины полны детективами, книгами о бесконечных унылых поединках драконов и псевдоисторическими исследованиями, полными сенсаций. На теле- и кино- экране в основном разместились американские блокбастеры, предназначенные для просмотра инфантилами всех мастей. В художественных галереях обосновалось так называемое современное искусство, которое обычно представляет собой третьесортные заимствования у модных зарубежных авторитетов (это если не вдаваться в их художественные достоинства). Где-то в параллельной реальности существует академическое искусство, которое постоянно воспроизводит застывшие классические формы для очень узкой группы ценителей. Где же искать то, что мы можем назвать современной отечественной культурой?

Термином "культура" вообще может обозначаться достаточно широкий круг явлений. Прежде всего, в наиболее общем смысле речь может идти о культуре как совокупности человеческих практик. В этом смысле к культуре относятся как, например, навыки возделывания земли и изготовления различных вещей (это так называемая материальная культура), так и разнообразные духовные и художественные практики, такие как написание романов или чтение лекций по теории вероятности. В более узком смысле под культурой понимают художественную культуру. Тогда обычно культура противопоставляется повседневности, обыденным и научным практикам, и определяется как область эстетического.

Первое значение обычно используется лишь в определенных контекстах, связанных или с противопоставлением культуры природе, или с выделением предельно широкого поля национальной культуры в ее своеобразии по сравнению с иными культурами. Именно в этом смысле о культуре говорил, например, Константин Леонтьев, утверждая, что самые сильные государства или цивилизации обладают наиболее самобытными и богатыми культурами "цветущей сложности". Поскольку это значение слишком широко, оно малофункционально. Гораздо чаще говорят о культуре в узком смысле слова. Однако для того, чтобы разобраться в проблеме культуры, нам придется обратиться к обоим значениям термина.

Начнем с художественной культуры. В ней традиционно различается низкое и высокое как две необходимые и взаимодополняющие составляющие. Скажем, в Киевской Руси сосуществовала высокая православная художественная культура, представленная в иконописи и архитектуре, и народная культура, естественным образом сохранявшая в себе черты языческого прошлого, частично ассимилированного христианством. По большому счету, в каждой традиционной культуре мы можем выделить подобную иерархию. При этом следует отметить, что между высоким и низким не существовало непреодолимого разрыва, творцы высокой культуры черпали свои образы и идеи из народного творчества, а народ определенным образом всегда был причастен высокой культуре. Эта причастность осуществлялась через посредничество Церкви, в которой все люди становились равными перед Богом, способными понимать Его замысел творения, выраженный в высоком церковном искусстве.

Ситуация, в которой религия опосредует связь между двумя формами культуры в обществе, не является случайной. Именно религия как учение о смысле бытия и конечных целях человека и мира является центром любой культуры, вокруг которого структурированы все его символические системы, относящиеся как к высокой, так и к низкой культуре. По сути, отличить искусство от не искусства, культуру от антикультуры можно только в том случае, если у нас есть вполне определенный критерий: насколько замысел данного художника соотносится с замыслом Бога, насколько художник есть соработник Бога.

Но то же самое можно отнести не только к художественным практикам, но и ко всей нашей культуре в широком смысле слова. Наша культура является культурой только в том случае, если ее содержание согласуется с тем смыслом, который мы приписываем собственному существованию. Этот тезис в общем виде был прекрасно выражен немецким богословом XX века Паулем Тиллихом. Тиллих утверждал, что религия - это основание или субстанция культуры, а затем с горечью констатировал гибель современной культуры вместе с потерей ее основания. Забвение религии в обществе неизбежно приводит к потере высокой национальной культуры.

В этом контексте наш вопрос, вынесенный в заголовок, имеет вовсе не теоретическое значение. Действительно, где сегодня искать отечественную культуру? И что это вообще такое? О странной государственной политике в отношении распространения и тиражирования чужеземных образов мы уже писали, обсуждая содержания основных каналов центрального телевидения. Что же мы увидим, если обратимся, например, к телеканалу "Культура"? Тут можно найти и репортажи из художественных галерей Москвы и Санкт-Петербурга, и ретроспективы отечественной киноклассики и многие другие вещи. Но кто смотрит этот канал, какова его аудитория, какое отношение показанное в нем имеет к реальной жизни страны? Представляется, что тут очевидна огромная пропасть между взращиваемыми рекламой и низкопробным передачами массовыми вкусами и элитарными вкусами телезрителей "Культуры". Что их объединяет, что вообще позволяет говорить о единстве культуры сегодня? Ответа нет!

При этом мы вовсе не хотим сказать, что элитарная культура в ее нынешнем проявлении имеет какие-то особые преимущества перед массовой. Ее элитаризм во многом является обычной симуляцией, ведь он по сути никак не связан с каким-то реальным содержанием. Сегодня такая культура работает по принципу представления или концерта: вот есть сцена и артисты - а на противоположной стороне публика. Артист лицедействует, публика пассивно воспринимает этот процесс, никак не погружаясь в него. В традиционной высокой культуре все иначе, в ней на первое место выходит принцип живого сотворчества всех участников, среди которых нет посторонних зрителей. Реализацией этого принципа является, в частности, Православное Богослужение. В нем нет разрыва между действием и смыслом, как нет и различия между исполнителем и наблюдателями.

Поэтому на вопрос о том, где искать современное русское искусство, следует отвечать: в храме. А тех наших соотечественников, которые считают возможным менять религии по личному произволу, следует предупредить: отказавшись от Православия, они оставляют за порогом и русскую культуру.

06.06.2005

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=9743
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кирилл Мартынов
Все статьи Кирилл Мартынов
Последние комментарии