Лик святого мученика Дмитрия, что выписан на стене молдавского монастыря Курки два с лишним века назад, до сих пор умиротворяет верующих. Вопреки тому, что его неоднократно пытались убрать с глаз долой.
Впервые на лик святого покусились в конце 50-х минувшего века. Тогда в Молдавии прошла кампания по ликвидации церквей и монастырей. Их имущество, утварь и иконы увозили неизвестно куда, колокола и кресты низвергались на землю, а добротные, на века построенные помещения приспосабливались для нужд светской власти. Чаще всего - под склады для ядохимикатов.
Монастырю Курки повезло. В склад его не превратили. Здесь открыли лечебницу для душевнобольных и для тех, кто страдал алкоголизмом. В бывшей теперь уже обители ненужным оказался и образ святого Дмитрия, во весь рост изображенного на наружной стене монастыря. Несмотря даже на то, что фреска обладала, по убеждению многих верующих, чудодейственным свойством - излечивала тяжелобольных. И по команде сверху Дмитрия решили "убрать". Пошли по самому простому пути - изображение заляпали толстым слоем черной краски. И вместо росписи в человеческий рост появился на стене двухметровый черный прямоугольник.
Однако победа борцов с "мракобесием" оказалась пирровой - через небольшой срок сквозь "мрак мазни" светских "живописцев" все явственней стал проявляться лик святого. И хотя монастырь уже не действовал, народ продолжал верить, что Дмитрий изгоняет недуг из бренного тела человеческого. И вопреки запретам паломничество к стенам бывшего монастыря не прекращалось.
Власти вновь распорядились извести крамольную роспись, не поскупившись на краски и известь. Но спустя некоторое время неведомо как изображение Дмитрия вновь проявилось на стене...
Так продолжалось до той поры, пока в 90-х годах святая обитель не вернулась в лоно церкви: новые власти решили возродить старинный монастырь. Ведь, как выяснилось, безбожникам, так сказать, противостояли еще два святых лика. Их также пытались извести с помощью красок и извести. И оба они, правда, не столь активно, как cвятой Дмитрий, всякий раз пробивались на свет Божий...
Монах Авраам уверял меня в чудодейственности происходящего. И это означает одно - место святых ликов здесь, в монастыре Курки.
Есть и иное, прагматическое объяснение. Святой Дмитрий, как и подобает живописным работам подобного рода, был написан на сырой штукатурке красками, состав которых практически не известен.
- Если они были созданы на основе водоотталкивающих веществ, воска, например, - сказал мне знакомый художник, - то неудивительно, что изображение появляется через краску на водной основе, которой вероятнее всего и пользовались "малевщики" в пылу борьбы с настоящим творением иконописного искусства.
Мне трудно сказать, кто прав. Но невольно думаешь: не случайно все же святотатствующие мазилы не применили краски, способные навсегда скрыть от глаз эти образы.
А может, таких красок и не существует вовсе?
04.06.2005
http://www.trud.ru/006_Sbt/200506041000707.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна