Религия и фантастическая литература давным-давно идут рука об руку

0
452
Время на чтение 6 минут
Насколько отражена религиозная тематика в современной российской фантастике, что такое "православное городское фэнтези" и как с его помощью можно в жанре "Ночного дозора" описать борьбу Русской православной церкви против сект и младостарцев, порталу "Интерфакс-Религия" рассказал известный писатель-фантаст Сергей Чекмаев.

- Сергей, Вас считают основателем нового литературного направления, получившего название "православного городского фэнтези". В чем его особенность?

- "Православное городское фэнтези" - это термин литературных обозревателей, которым всегда хочется придумать для каждой новой книги какой-либо свой, совершенно особенный жанр. Про "Анафему" я читал еще и не такое: в одной из сетевых рецензий мою книгу назвали "православным боевиком в стиле хардкор". В принципе суть термина понятна. Городское фэнтези - некоторые иногда путают его с магическим реализмом - описывает борьбу сверхъестественных сил на улицах наших городов в рамках привычной и знакомой нам реальности. Ярчайший пример - цикл "Дозоров" Сергея Лукьяненко, книги о Тайном Городе Вадима Панова. Соответственно, "православное" направление должно по идее выдвигать в первые ряды борцов с силами зла людей верующих. В "Анафеме" примерно так и происходит, только героям приходится сражаться отнюдь не с Мировым Злом, а со вполне земным, обычным и даже повседневным.

В основе сюжета "Анафемы" - новая спецслужба, призванная бороться с засильем тоталитарных сект и культов в современной России. По ходу книги функции службы постепенно расширяются, превращая ее, по сути, в альтернативу МВД. Кроме идеи противостояния сектам, "Анафема" - это еще и попытка нащупать новый способ борьбы с коррупцией в силовых структурах. Я попробовал представить: а что, если работники данной спецслужбы будут людьми верующими? Православными христианами по велению сердца, а не по веянию моды. И от взятки их удержит не страх, не служебная инструкция и даже не честь офицера, а вера? Конечно, не была забыта и идея-предостережение: любая эффективно действующая структура вызывает у власть имущих желание использовать ее для "охоты на ведьм".

- Каким Вы представляете своего читателя? Кого, по Вашему мнению, должны в первую очередь заинтересовать темы, поднятые в "Анафеме"?

- В первую очередь - любителей современной фантастики. Но не только их. Книга может заинтересовать и читателя нереалистической прозы. Ведь в "Анафеме" нет бластеров, звездолетов и драконов, даже оборотень - и тот всего один, да и появляется он в самом конце. Эта роман о том, что происходит здесь и сейчас, вокруг нас. Как и во всех предыдущих моих произведениях, в ткань повествования вплетены реальные события или воспоминания героев о них, кто-то из читателей может узнать в описаниях дом по соседству, пригородный особняк недалеко от собственной дачи, знакомую автозаправку. В книге много фактологического материала об истории и деятельности тоталитарных сект, поданного в виде студенческих конспектов главной героини или газетных статей.

Кроме того, я уверен, что "Анафема" покажется интересной людям верующим и, возможно, даже священнослужителям Русской православной церкви. Когда я собирал материалы для романа, в сети Интернет мне то и дело попадалась полемика о сути сект, о путях борьбы с ними, в которой участвовали и церковные иерархи, и, скажем так, околоправосланые культурологи. Надеюсь, мне удалось взглянуть на данную проблему со стороны, поставить вопрос так, как видит его простой российский обыватель.

- Насколько вообще интересна современным российским фантастам религиозная тематика?

- Чрезвычайно интересна. Религия и фантастическая литература давным-давно идут рука об руку, еще со времен шестидесятых, когда писатели "новой волны" задумывались о божественном, о роли церкви в мире будущего, о сильных и слабых сторонах современных им религиозных течений. Фантастика, несмотря на значительный в последние годы крен в сторону развлекательного чтива, все-таки остается постановщиком проблем, своего рода тревожной сигнализацией. Если что-то где-то идет не так, обязательно найдется автор, который дорисует картинку до совсем уж апокалиптической, утрирует проблему, выставит ее в таком свете, что поневоле задумаешься - а надо ли?

Религия же, как мне кажется, наоборот, призвана давать успокоение, уводить людей от груза проблем в мир возвышенного и светлого. Но на стыке этих двух миров не могут не рождаться удивительные философские концепции и парадоксальные идеи. Фантасты создавали диаметрально противоположные миры - теократическую Землю, вотчину религиозной диктатуры и пришедшую в упадок, бездуховную Солнечную Империю, которая в процессе бурной межзвездной экспансии утратила веру.

И Россия здесь не исключение. В середине девяностых многие писатели задумывались над перспективами развития нашей страны: каков он, новый Путь? Одна из популярных тогда идей - исламизация России - сейчас кажется просто дикой, а ведь о ней размышляли патриархи нашей фантастики Владимир Михайлов и Юрий Никитин. Не стоит забывать и интересный эксперимент авторского дуэта, работающего под псевдонимом Хольм ван Зайчик. В цикле романов об Ордуси перед читателями раскрывается многоконфессиональная и веротерпимая Россия, которая, объединившись в свое время с Золотой Ордой и Китаем, впитала в себя многое из восточной культуры, но при этом сохранила свою.

К сожалению, русская научная фантастика не избежала и многочисленных творений лубочно-православного толка, где главный герой, естественно, "светозарный русич", перекрестившись на церковные купола, берет свой верный бластер (или меч) и идет кромсать врагов. Боюсь, что в таких книгах православие для автора лишь удобная ширма, позволяющая оправдывать очередные зубодробительные подвиги супергероя.

Но, конечно, не они - самые серьезные произведения нашей фантастики на религиозную тематику. Есть еще романы Дмитрия Емца и Кирилла Еськова, есть дилогия Сергея Лукьяненко "Холодные берега/Близится утро". Поклонники творчества писателя немедленно окрестили ее "Евангелием от Лукьяненко". А романы совсем о другом, они значительно глубже, чем кажутся на первый взгляд. Дилогия повествует о тяжести выбора Мессии, о страхе перед возможными испытаниями и смертью и - неожиданно - о том, что не всякий, кто умеет творить чудеса, обязательно Посланник.

- На книгах Стругацких, Ефремова, Беляева и Казанцева воспитывались целые поколения советских людей. Как Вы считаете, какое влияние оказывается фантастика на умы современных россиян?

- Критики сейчас любят порассуждать чуть ли не о смерти научной фантастики. Думаю, что это, по меньшей мере, преувеличение. Научную фантастику принято считать детищем точных наук, но сегодня лишь очень узкий специалист может понять значимость открытия в той или иной области исследований. А верный конек старой фантастики - популяризация - перестала пользоваться спросом. Через телевизор и Интернет рядовой житель Земли ежедневно получает столько непроверенной, а часто и откровенно ложной информации, в том числе и о научных открытиях, что уже давно воспринимает ее скептически.

Фантастика больше не может опираться на точные науки, и многие, привыкшие к такому положению дел, заключили, что наступило время ее заката. Но это не так. Фантасты сегодня пишут о внутреннем мире человека, о его сложных взаимоотношениях с другими людьми, о проблемах и болезнях социума. История, психология, социология - тоже науки. И если в своем романе о недалеком будущем автор исследует последствия модной ныне глобализации, то перед нами, несомненно, научная фантастика. Мир, к слову сказать, получился страшненький.

А вообще фантастическая литература принимает непосредственное участие в создании массовых мифов, в формировании отношения общества к какой-либо проблеме. Правда, по сравнению с телевидением, влияние литературы не слишком велико, но и оно приносит свои плоды. Я всегда привожу один весьма характерный пример: что больше испугало жителей СССР и США в свое время: малопонятные выкладки ученых о "ядерной зиме" или несколько впечатляющих книг и фильмов о ядерном Армагеддоне?

- Расскажите о своих творческих планах. Какие темы Вы предполагаете затронуть в следующих книгах?

- Недавно в серии "Звездный лабиринт" издательства "АСТ" вышла моя новая книга "Носители совести". Трудно отнести ее к какому-то одному жанру. Роман ближе всего к социальной фантастике, но с элементами детектива и созданной Владимиром Васильевым и Александром Громовым "альтернативной географии".

Ушел в печать сборник романтических рассказов "Лебедь на обложке". Странно, наверное, что автор фантастики взялся за "женские" истории, но я давно задумал собрать все свои романтические тексты в одной книге. Фантастика - все-таки мужской жанр, а мне всегда хотелось написать нечто доброе, светлое, может быть, немного наивное и посвятить его всем женщинам. За то, что они просто есть.

К середине осени на прилавках должен появиться роман "Бремя Стагнатора". Книга продолжает полемику вокруг идеологии Прогрессорства, начатую еще Аркадием и Борисом Стругацкими, но с позиций современного "рыночного" человечества.

Ну, и нельзя, конечно, не вспомнить о предмете нашего разговора. Изначально "Анафема" задумывалась как одиночный роман, но собранного материала оказалось столько, что книга грозила перерасти в солидный талмуд за тысячу страниц. Часть историй пришлось оставить на будущее, а роман - закончить ключевой сценой, завершающей одну из сюжетных линий. Продолжение, конечно, последует, и еще до конца этого года я планирую завершить роман с рабочим названием "Анафема: Низвержение". В нем герои столкнутся с самым тяжелым выбором в своей жизни, и выяснится наконец, кто же такой Базиль Тристахин.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=26
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Чекмаев
Форум «Наследники Александра Невского»/
Творчество и видеоигры. Вера и современность
23.03.2021
Роди ихтиандра: как секты губят здоровье людей
Мошенники под видом религиозных гуру могут серьезно навредить
08.02.2021
Все статьи Сергей Чекмаев
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35