Монументальное сближение

Более 15 тысяч человек разных национальностей и вероисповеданий собрались на открытие памятника апостолу Павлу в деревне Каукаб недалеко от Дамаска

0
202
Время на чтение 5 минут
На заре христианства сюда, в Дамаск, прибыла иудейская карательная экспедиция, которую возглавлял Савл, чтобы убить епископа Дамаска Анания. И именно здесь Савлу явился Господь, воин принял крещение и стал называться Павлом. В 1965 году стараниями патриарха Алексия Первого был построен храм. С этого времени святая земля в Каукабе стала местом ежегодных торжеств. По благословению Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия четвертого и Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Фонд духовного наследия апостола Павла принял решение возвести здесь монумент святому.

Трудно себе представить, что все это происходило совсем рядом с Голанскими высотами, откуда за этим людским морем в хорошую оптику наверняка наблюдали израильские солдаты. Православный храм, рядом с которым появился этот монумент, построен на земле, по которой в свое время ходил Иисус Христос, в самом сердце мирового христианства. Скульптор Александр Рукавишников, автор монумента, заметно волновался, одергивал пиджак и поправлял галстук. Драпировка на монументе колыхалась от ветерка, а он вглядывался в складки ткани: художник и под материей видит свое творение в мельчайших деталях. "Монументальные произведения или очищают психосферу планеты, или загрязняют ее. Я надеюсь, что сделал что-то, что сделает жизнь людей и их помыслы чище", - сказал он.

Толпа густела. Люди выходили из подъезжающих машин и шли к храму пешком: припарковаться близко к месту событий было нереально. Около входа на территорию храма переминались с ноги на ногу музыканты оркестра, одетые в яркую униформу, а недалеко от входа в сам храм тихонько распевались и читали партитуру в красных папках, облаченные в черное, хористы Донского монастыря. На обратном пути в Москву один из них, Николай, станет соседом по креслу в самолете. "Напелся, - извиняющимся тоном сказал он, увидев, как я напряженно вслушиваюсь в его тихую речь. - Неделю надо будет связки восстанавливать". Им пришлось несладко за эти четыре дня: в день несколько служб в храмах и монастырях. И если остальным членам российской делегации удавалось отдохнуть и просто посидеть, то хор только и успевал с одной службы на другую.
.
..Никогда бы не подумал, что зрелище открытия монумента может быть таким впечатляющим. Людское море, в котором сирийские солдаты и полицейские с трудом удерживали проход для прибывающих делегаций, выходило за берега территории храма и заползало на голый холм позади памятника. Ровно в семь вечера ударил церковный колокол. Как только замер сильный и чистый звук, загремел оркестр, толпа выдохнула: по центральной аллее пошли архиепископ Курский и Рыльский Герман, депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам ветеранов, Герой Советского Союза генерал армии Валентин Варенников, первые лица Антиохийской православной церкви. Люди вставали на цыпочки, стараясь разглядеть подробности церемонии.

Служба началась в полной тишине. Было такое впечатление, что мощное многоголосие монастырского хора слышно километров за пятьдесят на ближневосточных просторах.

Что сразу бросилось в глаза, так это большое число мусульманских священнослужителей. Перед церемонией нам рассказали, что именно исламские духовные отцы Сирии приняли самое непосредственное участие в подготовке торжеств и приветствовали создание еще одной православной святыни в стране, 80 процентов населения которой - мусульмане. И если кто-то думает, что это своеобразный конфессиональный феномен, то он ошибается. Как раз это в стране со здоровым духовным климатом - нормально. В самой большой мечети самой древней на планете столицы стоит православная святыня, значение которой для всех верующих переоценить невозможно. Это часовня, внутри которой в каменном склепе - голова Иоанна Крестителя. Мы были в мечети во время молитвы. Представьте себе православную делегацию во главе с архиепископом Германом, которая в мечети, во время молитвы, подходит к часовне. Это даже не веротерпимость, это обычный порядок вещей. Мусульмане тоже подходят к православной часовне, тоже молятся Иисусу Христу, для которых он - пророк. И ухаживают за часовней тоже мусульмане.

Торжественное мероприятие закончилось поздно. Фантастическое зрелище: тысячи машин, пытающихся выбраться на шоссе из огромной пробки, огромные автобусы, маневрирующие по миллиметру, чтобы не задеть маленькие трактора, облепленные жителями близлежащих деревень, тонкая пыль, висящая в воздухе. Обычно большое скопление людей пугает. Но в голове слово "толпа" не появилось. Думалось: "Сколько народу"! Людское скопление не пугало: это была не толпа. Это был народ: мусульмане и христиане, сирийцы, арабы из Ливана, Палестины и Иордана, русские, армяне. И даже многокилометровая автомобильная пробка никого не раздражала: по домам разъезжались люди, наполненные чувством общего праздника.

Устройство жизни

Римляне пришли в Дамаск со своим линейным мышлением и безапелляционностью суждений. Их ужасно раздражали маленькие, кривенькие и запутанные улочки Дамаска. Они снесли дома, стоявшие на пути задуманных ими проспектов, и проложили их. Туркам, завоевавшим Сирию много позже, не нравился сложившийся миропорядок в отношениях христиан и мусульман, и они попытались загнать Православие в подполье. Как и любую ключевую точку нашей цивилизации, разные завоеватели приспосабливали Сирию под свои геополитические нужды. Но страна, принявшая на себя удары эпох и войн, уцелела. Целостность древней цивилизации странным образом не пострадала. Воспринимавшимся инородно римским проспектам время округлило края и очертания, нашли свое место и мечети.

С точки зрения простого человека, такое смешанное устройство жизни вообще очень удобно: если в магазинах, которыми владеют мусульмане, выходной в пятницу, то христиане - хозяева магазинов - отдыхают по воскресеньям. Так что с покупками у сирийцев и гостей проблем нет.
Открытость и спокойствие сирийцев сначала удивляют. Но аскетизм существования тут тоже естественный. И беженцы из Палестины и ближайших арабских стран, и коренные жители Дамаска в большинстве своем небогаты. Но и не нищенствуют. Даже мальчишки, требующие у туристов на улице "бакшиш", не оборванцы. Вполне себе умытые пацаны - просто бизнес у них такой. Ну и, конечно, неспешность существования. Пример, который во второй день пребывания в Дамаске привел меня в полный восторг. На вопрос, во сколько мы отправляемся из гостиницы на открытие выставки православной иконописи "Храм Святого Креста", он, подумав, ответил буквально следующее: "Или незадолго до девяти, или примерно через час после девяти". Как показала практика, опоздать ни у кого не получилось ни разу.

Дамаск - это близко

Мы потеряли многих после того, как СССР перестал существовать. В новом мире приходится заново отвоевывать себе позиции. Но Сирия осталась. Нельзя сказать, что наша политика на Ближнем Востоке ошеломляюще успешна. Но этот регион - особый случай. В свое время мы оснастили эту страну отличным оружием, строили здесь заводы и фабрики, присылали специалистов разных профилей. И сегодня сирийская армия покупает оружие только российского производства. И сегодня здесь есть целый российский квартал, где живут инженеры, ученые, вертолетчики, люди, просто приехавшие работать по контракту.

Открытие памятника Апостолу Павлу стало заметным знаком политического и духовного сближения наших государств и народов. Но самое главное то, что понимаешь и чувствуешь сам, за рамками протокольных мероприятий, на просторе жизни, среди обыкновенных людей. Сирийцы - благодарный народ. Здесь живут не только памятью о дружбе советских времен, но и ценят сегодняшнее наше участие в их жизни и рассчитывают на нас.

http://www.tribuna.ru/main.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Лысенков
Культурный код Америки
Или Quod licet iovi, non licet bovi (Что дозволено юпитеру, не дозволено быку)
29.12.2020
Все статьи Дмитрий Лысенков
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:43
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 18:35
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16