Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

От управляющего до проповедника

Владимир  Попов, НГ-Религии

02.06.2005


Василий Фетлер сменил финансовые заботы на духовные …

"Пастора Василия Фетлера знала вся Российская империя, от зеленых Карпатских гор до Черного моря и Кавказа, от Крыма до Уральских гор и Сибири. По всей земле российской он сеял доброе, мудрое, вечное семя правды. Фетлер призывал богатых и бедных к христианской любви и всепрощению. Он столкнулся с преследованиями, тюремным заключением, ссылкой, но ничто не могло поколебать его убеждений", - так оценил жизненный путь знаменитого проповедника Евангелия один из его друзей, православный архиепископ Георгий (Соколов).

Василий Фетлер родился 28 июля 1883 года в Латвии. С детства он узнал о тяжкой доле религиозных инакомыслящих. Его отцу, пастору местной баптисткой общины угрожали ссылкой в Сибирь, за семейством устанавливался строгий полицейский надзор. Мать по вечерам собирала детей и при тусклом свете керосиновой лампы читала им главы из Евангелия и проповеди английского проповедника Чарльза Сперджена.

После окончания школы молодой человек приезжает в Ригу. Способный юноша быстро нашел место в финансовом отделе велосипедного завода. Вскоре Фетлер получил должность управляющего. Он успешно вел торговые и финансовые дела, имел все шансы на выгодное продвижение по службе. Одновременно он попробовал проповедовать в местной церковной общине. Слушатели сочувствовали юному проповеднику, но плохо понимали его сбивчивую речь.

Несмотря на неудачный опыт, Фетлера не оставляли мысли полностью посвятить себя служению Богу и людям. Он решил получить соответствующее образование. Отыскав в библиотеке русско-английский словарь, Василий с большим трудом составил лаконичное послание на почтовой открытке: "Колледж Сперджена, Лондон, Англия. Я хочу учиться, чтобы стать пастором". Вскоре Василий Фетлер получил приглашение на учебу. Он бросил престижную работу и объявил о своем решений родителям.

Колледж дал молодому человеку знание классического богословия, нескольких языков, а поездки в графство Уэльс обогатили опытом практического служения. Блестящему выпускнику предлагали остаться в Англии, но он всем сердцем рвался в Россию. Здесь после революции 1905 года общественно-политический климат резко изменился. В начале XX века в России набирало силу Христианское студенческое движение. Поэтому когда в 1907 году Василий Фетлер прибыл в Санкт-Петербург, он сразу же начал духовную работу среди студентов. Молодой проповедник внедряет новый метод христианского просветительства: он снимает для проповеди огромный концертный зал в доме княгини Тенишевой. Слушать нового проповедника собирались люди из всех сословий, в том числе и представители аристократии.

Баронесса Ясновская и графиня Черткова (урожденная Чернышева-Кругликова) всячески содействовали начинаниям Фетлера. Видные государственные деятели Витте и Столыпин также проявляли интерес и благосклонность к усилиям энергичного миссионера. Жители Петербурга вскоре узнали о необычном нововведении Фетлера. Он начал устраивать ночные духовные собрания, приглашая в зал опустившихся и обездоленных людей.

"Мы были глубоко тронуты проповедями, которые произносил Фетлер", - не раз вспоминала баронесса Ясновская.

Фетлер разрабатывает план сооружения в российской столице Дома Евангелия на две тысячи мест. Император Николай II лично вручил ему разрешение на строительство здания. Большой вклад сделала Елизавета Черткова, продав часть фамильных драгоценностей. Друзья Фетлера в Англии и Америке смогли собрать средства для воплощения этого грандиозного проекта.

На праздник Рождества Христова в 1911 году при огромном стечении народа Дом Евангелия был открыт. При нем впоследствии была открыта воскресная школа на 800 человек, которая стала ядром Общероссийской ассоциации христианских детских учреждений. Фетлер выпускает духовный журнал "Гость", просветительские брошюры, книги известных проповедников и богословов.

Вскоре Фетлер объявил о помолвке со студенткой Петербургского университета Варварой Ковалевской. Она стала его помощницей в житейских и духовных делах.

Василий Фетлер часто совершал миссионерские путешествия в Прибалтику, в отдаленные и центральные губернии России. В Москве его служению препятствовало православное духовенство. Как только евангельские собрания стали разрастаться, в газетах появились угрожающие статьи о том, что "Москва подверглась нападению заклятого еретика".

После начала Первой мировой войны по России прокатились волны антизападной истерии. Чиновники с подозрением относились ко всем иностранцам. В ноябре 1914 года Фетлер был арестован прямо во время богослужения. Через несколько дней суд постановил отправить неугомонного проповедника в Сибирь. Однако специальным распоряжением властей ссылку заменили пожизненным изгнанием за пределы Российской империи.

Фетлеру дали всего десять дней на сборы. Он использовал это время, чтобы провести десять больших духовно-просветительских собраний. На исходе последнего дня Фетлер покинул русскую землю. Миссионера-изгнанника принял на свой борт корабль, идущий в Стокгольм.

Шведский королевский двор заинтересовался проповедником из России, его пригласили участвовать в больших миссионерских кампаниях по Скандинавии. Фетлер не отказывался, но состояние глубокой депрессии то и дело овладевало им. Он хотел служить славянским народам.

Друзья сообщили Фетлеру о тысячах русских военнопленных, размещенных в лагерях на территории Германии. Меньше, чем через год Фетлер организовал Комитет по работе среди русских военнопленных в Европе. К середине двадцатых годов он стал генеральным директором Русского миссионерского общества, которое он основал вместе со своими друзьями-англичанами в Лондоне. Филиалы миссии открылись в Берлине, Стокгольме, Торонто, Чикаго и Сиднее. Штаб-квартиру Общества Фетлер учредил в Варшаве.

В 1923 году Василий Фетлер с группой миссионеров приезжает в Латвию, ставшую независимым государством. Здесь он принимается за строительство большого молитвенного дома в Риге, названного им Храмом спасения. 12 июля 1925 года был заложен первый камень. А через два года состоялось открытие, на котором присутствовали послы США и Великобритании.

Летом 1939 года Фетлер с семьей приезжает в Америку на Всемирный конгресс баптистов и остается здесь навсегда, поскольку в июне 1940 г. Латвию оккупировали войска Красной армии. От былой свободы ничего не осталось. Храм спасения был превращен в казармы. Тысячи латышей новая власть отправила в Сибирь. В числе многих других погибла и семья брата Василия Фетлера.

Вторая мировая война привела в Западную Европу тысячи беженцев из Латвии, Эстонии, Литвы, Польши и других восточноевропейских стран. Фетлер всюду ищет для них помощи и поддержки. Он добивается встреч с лидерами Конгресса США и просит содействия для организации и отправки регулярных пособий нуждающимся. Помощь, налаженную Фетлером, получали и русские беженцы, осевшие в Китае и Гонконге.

В конце 1940-х годов Фетлера планирует издание Библии на русском языке. Вскоре в Вашингтоне начинает работать штаб-квартира Русского библейского общества. Над новым переводом Библии трудится его жена, а также несколько американцев и шведов. Первый экземпляр был вручен тогдашнему президенту США Эйзенхауэру, другой - известному проповеднику-евангелисту Билли Грэму.

Сотрудники Общества доставляли Библии в Западную Европу в колонии русских беженцев. Из Европы Библии попадали в Советский Союз. К новому изданию прилагался обширный "Путеводитель" с объяснением основных библейских истин и сборник русских духовных песнопений.

Свою последнюю проповедь Василий Фетлер произнес в канадском городе Виннипег 11 августа 1957 года. Через несколько дней он скончался от сердечного приступа в госпитале города Беркли.

Неподалеку от Сан-Франциско у подножия невысокой горы находится уютный городок Эль-Серрито. Там на округлой вершине, опоясанной высокими эвкалиптами, прячется кладбище. Из-под ярко-зеленой травы ровными рядами стоят маленькие надгробия. Много финских, эстонских, русских имен... Тут же виднеется и памятник Фетлеру, сделанный из черного мрамора. На нем изображена раскрытая Библия со словами апостола Павла: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил". Эти слова, пожалуй, как нельзя лучше определяют жизненный путь русского проповедника.

Владимир Александрович Попов - преподаватель истории и теологии Московского богословского института Российского Союза евангельских христиан-баптистов

http://religion.ng.ru/style/2005-06-01/8_pravliaushi.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме