Исторический очерк. Московской Духовной Академии - 320 лет

Новости Москвы 
0
140
Время на чтение 5 минут
В 2005 году году Московской Духовной Академии исполняется 320 лет. Основанная в 1685 г. как Славяно-греко-латинская академия Московская духовная академия является первой высшей школой России и центром развития православной науки и образования Русской Православной Церкви. История еЈ основания и развития неразрывно связана с историей России на протяжении более трех столетий.

У истоков создания Славяно-греко-латинской академии стояли ученые братья-монахи Лихуды - Иоанникий и Софроний. Первоначально академия располагалась в зданиях Спасского монастыря. Сохранились воспоминания современника об учащихся академии: "инии суть священницы, иеродиакони и монаси, инии же князи, спальники, стольники и всякого чина сего царствующего града Москвы". Учеников обучали читать, писать по-гречески, риторике, логике, естественной философии (физика), пиитика.

С 1701 г. при деятельном участи в судьбе Академии митрополита Стефана Яворского, она становится сословным учебным заведением, "кузницей кадров" для государственного аппарата Петра I.

Особый период в жизни Академии связан с именем митрополита Платона (Левшина), который был назначен в 1775 году ее "полным директором и протектором". При нем значительно повышается значение родного языка в преподавании богословских дисциплин.

К концу XVIII века возникает вопрос о новых зданиях для Академии: "так как Московская академия стоит в крайне неспособном для училищ месте, то к переведению оной сыскать другое место". После захвата Москвы французами в 1812 г. и последовавшего затем пожара было выбрано новое место для размещения Академии - в 1814 она переводится в Троице-Сергиеву Лавру.

На новом месте в Академии принимается и новый устав духовных школ, введение которого возлагается на митрополита Филарета (Дроздова), при котором Академия становится научным богословским центром. Будучи переведена в Лавру, высшая школа переименовывается в Московскую духовную академию.

Единомышленник святителя Филарета протоиерей Александр Горский продолжил богословскую научную традицию духовной школы. И сам Московский святитель принимал деятельное участие в жизни Академии. К 1864 году за полстолетия Академия дала Русской Церкви 26 иерархов, всего окончило Академию за это время 1164 студента. При Горском был открыт Академический храм, посвященный Покрову Божией Матери. При нЈм же в 1869 г. вошЈл в действие новый Устав Академий, предоставивший высшим духовным школам России возможности развития богословской науки и образования.

Значительной событием в истории Академии стало ректорство архимандрита Антония (Храповицкого; 1900-1895). В 1892 г. при молодом ректоре, тогда ему не было еще и тридцати лет, появляется "Богословский вестник", ставший одним из лучших богословских журналов.

Начало первой мировой войны совпало со столетием перемещения Академии в Троице-Сергиеву Лавру. Последним событием того тяжелого периода для Академии стало в 1917 году была память пятидесятилетия со дня кончины митрополита Филарета, отмеченная 18 и 19 ноября, на которой присутствовал нареченный Патриарх Тихон и члены Всероссийского Церковного Собора. Вскоре после революции 1917 года Московская духовная академия была закрыта.

Лишь в 1944 году, благодаря трудам Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) в России было возрождено богословское образование. 14 июня 1944 года в Москве был открыт Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы. Это были первые высшее и среднее учебные заведения РПЦ при советской власти. Местом первоначального размещения возрождающихся Духовных школ стал Новодевичий монастырь. В 1946 г. Учебный комитет при Священном Синоде постановил преобразовать Московский православный богословский институт в Московскую духовную академию

29 ноября 1947 года Совет Министров СССР передает Московской Патриархии ряд зданий в Троице-Сергиевой Лавре, но перевод Академии в Лавру не состоялся из-за новой волны гонений на Православную Церковь со стороны государства под руководством секретаря ЦК КПСС М.А.Суслова.

1949 год принес утешительное и радостное событие - перемещение МДАиС в Троице-Сергиеву Лавру. В 1950 году по желанию преподавателей МДА был организован Церковно-археологический кабинет (ЦАК) как база для преподавания церковной археологии в Академии.

С приходом к власти Н.С. Хрущева (1953-64 гг.) наступает новая волна гонений на Церковь. На XXII съезде КПСС ХрущЈв провозгласил, что к 80-м годам в Советском Союзе будет построен коммунизм и все увидят "последнего советского попа", однако "пророчество" не оправдалось. А Академия в день отстранения Хрущева от власти отпраздновала 150-летие своего пребывания в Троице-Сергиевой Лавре. В 1969 году при Московской академии появляется регентский класс, преобразованный в 1985 году в Регентскую школу, в которой занималось около 100 воспитанниц. В те времена это была единственно возможная форма женского религиозного образования. К концу 80-х годов Московская духовная академия, или как еще ее называли Московские духовные школы, включали в себя академию (как II-й уровень высшего образования), семинарию, регентскую и иконописную школы.

Восшествие на первосвятительский престол Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по воле Божией совпало с изменением общественно-государственного положения Русской Православной Церкви. В новых условиях Церковью получила возможность свободной проповеди о Христе народам населяющим наше Отечество. Открылось необозримое поле для миссионерской деятельности. С начала 90-х годов перед Священноначалием остро встал вопрос о подготовке пастырей отвечающих задачам современности. Вместе с тем на академию легла особая ответственность по подготовке преподавательских кадров для повсеместно открывающихся духовных семинарий. Уже с 1994 года по благословению Святейшего Патриарха начинается подготовка к реформе системы духовного образования Русской Церкви.

В 1995 году ректором Московской духовной академии назначается епископ (ныне архиепископ) Верейский Евгений (Решетников), соединивший ректорство с исполнением обязанностей председателя Учебного комитета при Священном Синоде. В 1997 году владыка Евгений докладывает Святейшему Патриарху и затем Архиерейскому Собору об основных направлениях реформы духовного образования.

2 октября 1997 года Священный Синод утвердил новый типовой Учебный план Духовной семинарии, а также проекты типовых Академического и Семинарского уставов. Согласно принятому направлению реформы семинария была преобразована в пятилетнее высшее учебное заведение. В учебный план Семинарии были возвращены гуманитарные дисциплины, удаленные из него в годы хрущевских гонений.

Особое внимание в процессе разработки нового образовательного стандарта было уделено объему и месту гуманитарных предметов в образовательном процессе. Был учтен дореволюционный опыт духовного образования, а также учебные планы зарубежных православных богословских учебных заведений. Главной целью совместной работы церковных ученых и педагогов-методистов стала разработка такого учебного плана духовной школы, который позволит Церкви за пять лет подготовить образованного и вместе с тем укорененного в православной традиции кандидата к принятию священного сана.

Согласно новому учебному плану с 1998/99 учебного года в Московской семинарии стали вновь изучать традиционные для высшей школы и духовного образования гуманитарные предметы (например: педагогика, литература, правоведение, философия, риторика, стилистика) при этом количество часов по богословским предметам было увеличено. Также благодаря реформе в семинарскую программу были введены такие предметы богословского и церковно-исторического круга как Миссиология, Церковное искусство, Апологетика и Пастырское богословие.

В 2003 году первые выпускники пятилетней семинарии поступили в реформированную академию. Академический курс обучения теперь стал трехлетним. Обновленная академия стала готовить четырех отделениях: библейском, богословском, историческом и церковно-практическом. Был введен ряд новых дисциплин и спецкурсов, при этом особое внимание стало уделяться исследовательской деятельности.

Итогом проводимой по благословению Святейшего Патриарха реформы системы духовного образования стало существенное повышение уровня образования и научной работы в Московской духовной академии и входящих в ее структуру учебных подразделениях. Своевременно и адекватно отвечая на вызовы современности, как и в далекий XVII век, академия прочно удерживает за собой звание флагмана церковной науки и образования.

Безусловно Московская духовная академия является национальным научным и культурным достоянием России. Академия внесла неоценимый вклад в развитие российской науки и образования, во все времена оставаясь верной своему призванию - служить делу нравственного воспитания и духовного просвещения в нашем Отечестве.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1084
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40