Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 2

Юрий  Крестников, Православие.Ru

30.05.2005

Женская Община "Отрада и Утешение", Вознесенская Давидова Пустынь, Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь, Серпуховский Введенский Владычний Монастырь, Серпуховский Распятский Монастырь, Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь


ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА "ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ"

Женская Община Отрада и Утешение
Женская Община Отрада и Утешение
Расположена в поселке Добрыниха, в двух километрах от села Щеглятьево, близ города Чехова. Основана графиней М.В. Орловой-Давыдовой и ее матерью О.И. Орловой-Давыдовой на территории их имения. В 1898 г. община получила официальный статус. На устроение и содержание общины графинями было пожертвовано 103 десятины земли с постройками и лесом и капитал в 200 тыс. руб., из них 600 руб. назначалось на содержание священника.

Еще в 1893 г. здесь был освящен храм Иконы Божией Матери "Отрада и Утешение". Второй храм - во имя Успения Божией Матери, с приделом во имя Всех Святых, возведенный по проекту арх. С.У. Соловьева, был освящен московским митр. Владимиром 22 авг. 1904 г.

Общину возглавила сама Мария Владимировна Орлова-Давыдова, в 1902 г. принявшая постриг с именем Магдалина. К этому времени относится описание общины: "на месте ранее глухого леса сейчас красуется прекрасный общинский обширный дом с храмом во имя иконы Богоматери, именуемой "Отрада и Утешение". Близ этого дома, как бы детеныши, ютятся: церковно- приходская школа для девочек, приют для сироток малолетних, приют для пристарелых женщин, рукодельная, больница; далее- строения для причта, гостиница, водокачка и службы. Венцом же человеческого творчества в этой местности вот уже второй год является величественный пятиглавый собор... сейчас он отделан только еще вчерне и ждет внутренней своей отделки. Глубокая мысль вложена строителями в означенное здание. Низ собора во внутренней своей части темен; свет дневной падает в него сверху. Такая особенность архитектуры наводит на мысль, что наша греховность, наша загрязненная душа, лежащая долу, присутствуя в сем храме, невольно должна будет искать себе просветления горе...".

Предположительно, около 1917 г. в общине был освящен третий больничный храм во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного в Капернауме.

В начале 30-х гг. монастырь был закрыт. С 1938 г. здесь разместилась Московская городская психиатрическая больница.

В 1991 г. здесь была создана православная община, а на Рождество 1992 г. состоялось первое богослужение. Ныне службы совершаются в домовом храме "Отрада и Утешение" (приход на территории больницы), Успенский храм реставрируется.

Настоятель храма - иеромонах Антоний (Семкин).

Храмы:

1. в честь ик. Божией Матери "Отрада и Утешение"(1893 г.)

2. Успенский с приделом во имя Всех Святых (1904 г.)

3. больничный во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного в Капернауме

Проезд:

1. от ст. м. Южная, авт. N 432 (8.30, 14.30, 19.15)

2. от ст. Столбовая Курской ж.д., авт. N 37

3. от ст. Барыбино Павелецкой ж.д., авт N 40 (интервал 1,5 ч.) до пос. Добрыниха.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)

Вознесенская Давидова Пустынь
Вознесенская Давидова Пустынь
Расположена на высоком правом берегу р. Лопасни (приток р. Оки), на территории древней Хатунской волости. Она основана 31 мая 1515 г. прп. Давидом, происходившим, согласно преданию, из рода князей Вяземских и носившим в миру имя Даниил.

Даниил родился в начале 50-х гг. XV в., а в начале 70-х гг. поступил в Боровский Пафнутьев монастырь, где принял постриг с именем Давид у основателя обители прп. Пафнутия, после кончины которого прп. Давид вручил себя руководству прп. Иосифа (Санина), будущего основателя Волоцкого монастыря, также постриженника прп. Пафнутия Боровского. Среди сподвижников Давида известны прп. Даниил Переяславский, великий иконописец Дионисий, иеромонах Макарий (Леонтьев), будущий митрополит Московский и всея Руси.

Земли, на которых прп. Давид основал пустынь, принадлежали кн. Василию Стародубскому, куму Василия III. Основание обители призвано было укрепить духовный авторитет Москвы и самодержавной власти. Согласно монастырскому преданию 15 августа 1515 г. обитель посетил прп. Иосиф Волоцкий. Он благословил основание монастыря и, разделив трапезу с прп. Давидом и братией, наставлял и поучал их слову Божию. Знаменательная встреча произошла за три недели до смерти прп. Иосифа. Точная дата преставления прп. Давида неизвестна. В документах упоминаются 19 сентября 1528 г. и 18 октября 1520 г. Многочисленные чудотворения у гроба святого подвижника издревле были известны местным жителям. Уже в монастырском синодике 1608 г. Давид именуется Преподобным.

Вознесенская Давидова Пустынь. Рака с мощами прп. Давида
Вознесенская Давидова Пустынь. Рака с мощами прп. Давида
Совершенно разоренная в годы Смуты, пустынь в 1657 г. была приписана патр. Никоном к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю. В 1712 г. ее приписали к Чудову монастырю, а в 1764 г. она стала заштатной. Лишь с конца XVIII в. благосостояние обители стало расти и каменное строительство возобновилось. Складывавшийся в течение столетий архитектурный ансамбль монастыря окончательно сформировался к началу XX века с постройкой величественного собора Всемилостивого Спаса. На монастырской территории были похоронены: выдающийся полководец Д.С.Дохтуров († 1816 г.), представители дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

Давидову пустынь посещали великие церковные иерархи: митр. Платон (Левшин), святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири. Здесь подолгу жил митр. Владимир (Богоявленский), будущий новомученик Российский. В 1915 г. в Москве и Серпухове широко отмечалось 400-летие монастыря. В это время здесь проживало более 100 монахов.

В 1937 г. пустынь была закрыта, а монахи изгнаны. Последний настоятель архим. Валентин, управлявший обителью 44 года, остался жить в поселке у одной благочестивой женщины, но через некоторое время был убит неизвестными, забравшими тело с собой с целью сокрытия преступления. Вскоре рядом с монастырем забил источник. Его появление связали с мученической кончиной настоятеля и в народе за ним прочно закрепилось название "Валентиновский". Последние десятилетия на территории пустыни обосновался Чеховский механико-технологический техникум, занимающий часть зданий до сих пор.

В 1992 г. жителями поселка Новый Быт была образована православная община и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 г., в первую субботу Великого поста, была совершена первая Божественная Литургия, 1 июня оглашено решение Св. Синода о возобновлении монашеской жизни, а ранее назначенный настоятель иером. Герман (Хапугин) был возведен в игумена обители. 24 мая 1997 г. были обретены св. мощи прп. Давида (местночтимый святой Московской епархии). Сегодня службы совершаются в Знаменском храме (остальные реставрируются).

Храмы:

1. соборный - во имя Вознесения Господня (1584 г., 1682 г.)

2. во имя Успения Божией Матери (1740 г.) - надвратный

3. во имя Свят. Николая Чудотворца (1804 г.)

4. во имя Иконы Божией Матери "Знамение" (1865-1870 гг.) - на месте первоначального захоронения Прп. Давида.

5. соборный - во имя Всемилостивого Спаса (1900 г.)

6. во имя Всех Святых (1913 г.) - в трапезной

Святыни:

1. св. мощи прп. Давида (почивают открыто)

2. часть св. мощей прп. Моисея Угрина

3. глава Вифлеемского младенца (из 14 000 избиенных от Ирода)

4. часть св. мощей мч. Евстафия Плакиды, ковчег-мощевик (154 частицы)

5. частица Гвоздя Господня.

Источники:

1. т.н. Валентиновский - около монастыря (не оформлен)

2. во имя Прп. Давида - в с.Талеж (в 12 км от монастыря, проезд: от ст.м. Южная или от ст. Чехов Курск. ж.д. автобусом до пос. Нерастанное)

Подворья:

1. в Серпухове (не сохранилось)

2. в Москве - с серед. XVII в. на Ордынке, в приходе ц. св. Георгия Победоносца на Всполье (не сохранилось)

3. в Москве - с 1691 г. у Смоленских (Арбатских) ворот Белого города за ц. свв. Бориса и Глеба (не сохранилось)

4. в с. Талеж рядом с источником, здесь же храм-часовня во имя прп. Давида (в настоящее время).

Часовни:

1. на территории монастыря

2. во имя Всемилостивого Спаса близ Москворецкого моста. Передана пустыни в 1765 г. Закрыта в 1920-е гг. Снесена в 1966 г. при завершении строительства гостиницы "Россия".

Настоятель игумен Герман (Хапугин).

Принимаются паломники (необходимо наличие паспорта).

Адрес: Московская обл., Чеховский р-н, пос. Новый Быт, монастырь "Давидова пустынь".

Проезд:

1. до ст. Чехов Курской ж.д., далее авт. N 36 до пос. Новый Быт (14 км). Варшавское, Симферопольское шоссе

2. от ст. м. Южная автобус до пос. Новый Быт в 12.00 и 19.15.

СЕРПУХОВСКОЙ ВЫСОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь
Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь
Основан в 1374 г. серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению прп. Сергия Радонежского. Название монастыря связано с местом, на котором он был устроен - это холм близ слияния рек Оки и Нары, в древности прозванный "Высоким".

Монастырь скоро устроился, число братии стало быстро возрастать и в 1381 г. обитель украсилась большим каменным собором во имя Богоматери, в честь Ее зачатия (первоначально храм был деревянным). Построен же он был в память победы над татарами на Куликовском поле и освящен митр. Киприном. Павшие воины Серпуховского ополчения, составлявшие засадный полк под командованием своего князя Владимира Андреевича, двоюродного брата блг. кн. Димитрия Донского, были погребены в братской могиле в стенах Высоцкого монастыря.

Серпухов являлся южной оборонительной границей Московского княжества и часто подвергался нападениям врагов земли русской. В 1571 г. обитель сильно разрушили татары, а в Смутное время пострадала от шаек поляков и разбойников. Во время правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича монастырь процветает, но с сер. XVIII в. благосостояние начинает падать. После введения Екатериной II штатов для монастырей, от него по указу отошли все вотчины и осталось существовать только на государственное содержание, положенное по штату, и на пожертвования верующих. С XIX в. обитель становится очень известной, и к началу XX века - одной из самых благоустроенных во всей России.

С приходом к власти большевиков братии было предложено покинуть монастырь и там расположился полк латышских стрелков. В Покровском храме совершались богослужения, за которыми пели престарелые монахини, переведенные из соседнего Владычнего монастыря, но после ареста в 1931 г. остававшегося настоятеля, архимандрита Пантелеймона, всех разогнали, монастырь же превратили в тюрьму, где производились массовые расстрелы. После ВОВ помещения обители использовались под жилье и склады. В это время многое было разрушено, лишь начатые реставрационные работы спасли его от полного разрушения.

25 мая 1991 г. принято решение об открытии и возрождении древней обители. Разоренная и оскверненная, она была открыта в среду Светлой Седмицы и вновь началась молитвенная и трудовая жизнь.

Храмы:

1. соборный - во имя Зачатия Праведной Анны (сер. XVI в., с северной стороны придел Рождества Пресвятой Богородицы, XVI в., реставрируется, с южной стороны во имя свт. Николая - на первом этаже, на втором - соборная ризница, на третьем - храм в честь прп. Сергия Радонежского, XVI в., освящен 06.09.1996 г.)

2. во имя Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной (XVI в.) с приделом во имя Похвалы Пресвятой Богородицы (1872 г., вновь освящен 9.07.93),

3. храм в честь свв. Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (1697г., перестраивался в 1878г.) - "как неимеющий исторической и художественной ценности" уничтожен во время реставрации в 1967 г. (находился на месте погребения прп. Афанасия Младшего, где ранее была часовня, ныне здесь крыльцо в русском стиле с маковкой и крестом),

4. храм свт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в колокольне, второй ярус (1840 г., освящен вновь в 1991 г.),

5. с восточной стороны, за стенами монастыря храм во имя Всех Святых (1896 г., арх. Р.И. Клейн, иконостас был мраморный, Царские Врата бронзовыми, ныне почти в разрушенном виде, все могилы в усыпальнице были вскрыты и осквернены),

6. в настоящее время в гостинице строится храм в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

Часовни:

1. при реке Нара1771 г.(ныне нет),

2. на Тульском тракте во имя "Иверской" иконы Божией Матери (ныне)

Подворья:

1. в Москве на Пятницкой ул. (было)

2. в настоящее время при Спасской церкви на кладбище в Серпухове (Занарское клад.).

Источник:

у р. Нара, близ монастыря, ископанный прп. Сергием Радонежским (ныне городской отстойник).

Список чудотворной иконы Неупиваемая Чаша. Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь
Список чудотворной иконы Неупиваемая Чаша. Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь
Святыни:

1. мощи прп. Афанасия Младшего в Покровском храме

2. ковчеги с частицами мощей более 200 святых.

3. чудотворная икона "Неупиваемая Чаша" (список с иконы, чудесно явленной в соседнем Владычном монастыре)
4. иконы-мощевики, старинные иконы.

Монастырь принимает паломников (необходимо наличие паспорта).

Настоятель игумен Кирилл

Адрес: 142200 Московская обл., г. Серпухов, Высоцкий мужской монастырь.

Проезд:

1. ст. Серпухов Курск. ж.д., далее авт. N 3, 8 или маршрутное такси до ост. "Монастырь" или авт.N3 от ст. Ока.

2. авт. N 458 от м. Южная до ж.д. ст. Серпухов, далее см. пункт 1.

СЕРПУХОВСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ВЛАДЫЧНИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский монастырь)

Серпуховский Введенский Владычний Монастырь
Серпуховский Введенский Владычний Монастырь
Расположен на правом берегу р. Нара, напротив Высоцкого монастыря. Основан в 1360 г. митр. Алексием по повелению Божией Матери, Которая явилась московскому святителю. Первым настоятелем и строителем мужского монастыря был ученик митрополита, его келейник прп. Варлаам. Он также удостоился чудесного видения. "Видех Ангелы держим монастырь, и Захарию во дверех церковных стояща, и Богородицу с рождшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим и посадив Ю на третией ступени".

Монастырь никогда не выделялся ни количеством братии (не более 30 насельников), ни богатством. В XVI-XVII вв. обитель превратили в крепость, снабдив боевыми орудиями и припасами. В XVIII в. монастырь пережил период упадка; его приписывали то к Высоцкому, то к Заиконоспасскому монастырям. К началу XIX в. древней обители грозило закрытие. Но в 1806 г. по благословению московского митр. Платона Владычний монастырь был обращен в женский, в результате чего к концу века он пришел в цветущее состояние, а количество насельниц возросло до 400.

Особенную память в монастыре оставила блаженная Евфросиния, юродивая Христа ради. Бывшая фрейлина Имп. Екатерины II тайно скрылась из двора и по благословению митр. Платона поселилась во Владычней обители. Неоднократно приезжая в монастырь, свт. Филарет (Дроздов) первым долгом посещал блаженную старицу и беседовал с ней. 3 июня 1855 г. Евфросиния преставилась, имея 120 лет от роду и погребена в приделе церкви село Колюпаново (близ города Алексина).

В 1869 г. игуменья Владычнего монастыря Митрофания основала в Москве Владычне-Покровскую епархиальную общину сестер милосердия. Община была учреждена при храме Покрова Пресвятой Богородицы с приделами прп. Сергия и св. царевича Димитрия (храм построен в 1619 г.).

В 1867-72 гг. в обители подвизалась прп. Рахиль (1833-1928 гг.). Именно здесь она была пострижена в рясофор свт. Филаретом.

В 1878 г. в монастыре явилась икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", которая имеет особую благодать исцеления от недуга пьянства и других вредных привычек.

Вскоре после революции монастырь был закрыт. В 1919 г. здесь разместилась школа "красных военлетов", а сестрам пришлось покинуть обитель. Богослужение во Введенском соборе совершалось до 1928 г. Военное училище находилось здесь до 1978 г. Последующие семнадцать лет монастырь оставался бесхозным, местные жители разбирали его по кирпичикам на свои нужды.

В мае 1995 г. превратившуюся в руины обитель передали Церкви. Здесь возрожден женский монастырь. 18 мая 2000 г. восстановлено почитание в лике местночтимых святых прп. Варлаам (место его захоронения около Введенского собора).

Храмы:

1. соборный - во имя Введения Пресвятой Богородицы (нач. XVI в реставрируется) с приделом во имя св. Филарета Милостивого (1867 г., не сохранился).

2. во имя вмч. Георгия Победоносца с приделами блгв. царевича Димитрия ((XVII в.), Вознесения Господня (1819, действующий), свт. Николая Чудотворца (1840 г., реставрируется)

3. во имя мч. Феодота Анкирского (1599 г., в 1834 г. переосвящен в честь Спаса Нерукотворного) - над Св. вратами

4. во имя свт. Алексия (XVII в., отреставрирован и освящен в 1995 г.)

Святыни:

1. список с чуд. иконы Введения Богородицы во Святая Святых (подлинник в музее, откуда выдается в монастырь на престольный праздник 4 декабря);

2. икона мч. Иоанна Воина (список с утраченной чуд. иконы XIV в.);

3. икона вмч. Георгия Победоносца (список с чуд. иконы XIV в., местонахождение которой неизвестно. При угрозе нападения на обитель перед иконой сама собой возжигалась свеча);

4. икона свят. Николая Чудотворца (список с иконы, чудесно явленной в хлебопекарне);

5. чуд. икона блгв. царевича Димитрия (подарена царем Василием Шуйским в 1607 г., находится в музее; на день принесения, 5 июля, и на престольные праздники выдается в монастырь. (Зафиксированы случаи исцеления от зубной боли перед фотографией с подлинной иконы);

6. чудотворный список с иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" (ик.-подлинник чудесно явлена в 1878 г., местонахождение неизвестно) - помогает в исцелении от пьянства, наркомании, курения, а также в жилищных трудностях;

7. Крест-Голгофа, с июня 1999 г. регулярно мироточит, зафиксировано мироточение ик. Божией Матери "Всецарица" и еще восьми икон (осень 2000 г.)

Источники:

1. на территории монастыря (закопан, место неизвестно);

2. в с.Дракино при ц. свв. Бориса и Глеба (иссякший в советские годы, он вновь забил после возобновления храма)

3. 14 ключей близ монастыря

Часовни:

1. т.н. "Семи отроческих головок" рядом с монастырем (не сохранилась);

2. у моста через р.Нару (1664 г.)

3. на выезде из г. Серпухова по Московскому шоссе (1863 г., не сохранилась);

4. в Москве на Б.Калужской ул. (принадлежала монастырю с 1891 г., не сохранилась, на ее месте дом N 35 по Ленинскому проспекту).

Подворья:

1. в Москве на Татарской ул., при ц. вмц. Параскевы Пятницы в Проще (не сохранилось; ныне здесь вестибюль ст. м. Новокузнецкая)

2. в Москве на углу Зацепского вала и Строченовского пер. (не сохранилось)

3. в дер. Дракино (бывшее с. Тишково) при ц. свв. Бориса и Глеба (1684 г., в 1882 г. храм был перестроен: возведены симметричные приделы и трапезная). Дер. Дракино стоит на месте бывшего г. Лобынска (1146 г.), разоренного в годы монголо-татарских нашествий.

Настоятельница игумения Алексия (Петрова).

Монастырь принимает паломников (необходимо наличие паспорта).

Адрес: 142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40. Владычний женский монастырь. т.72-46-25, код 27 из Москвы и Московской обл.; код 0967 - из других городов.

Проезд:

1. до ст. Серпухов Курской ж.д., далее авт. N 4 или маршрутным такси N 71 до ост. "Октябрьская"
2. от ст.м. Южная авт. N 458 до вокзала г. Серпухова, (далее см. пункт 1)

СЕРПУХОВСКИЙ РАСПЯТСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский монастырь)

Серпуховский Распятский Монастырь
Серпуховский Распятский Монастырь
Первоначально здесь, на пересечении Тульской дороги с р. Нарой стояла деревянная церковь во имя Рождества Христова. В 1695 г. по жалованной грамоте патриарха Адриана был открыт Новорождественский девичий монастырь, позже переименованный в Распятский. В 1701 г. в обители подвизалось 25 стариц, стояла деревянная церковь с "шатровыми главами" и двумя престолами: Рождества Христова и св. Иоанна Предтечи.

По устному преданию, существующий ныне собор во имя Распятия Господня возведен в 1719 г. тщанием княжны Назареты Матвеевны Гагариной. Она была дочерью сибирского губернатора М.П. Гагарина, казненного в Петербурге в 1721 г. "за многие провинности".

Посвящение престола Распятию Господню очень редко, но не уникально (к примеру, храм в первом ярусе колокольни Успенского девичьего монастыря в г. Александрове Владимирской обл.).

Монастырь был упразднен в 1764 г. Храмы закрыты в 30-е гг. ХХ в. Ныне на территории бывшего монастыря расположено Серпуховское медицинское училище.

Адрес:
142200 Московская обл., г. Серпухов, Высоцкий мужской монастырь.

Проезд:


1. ст. Серпухов Курск. ж.д., далее авт. N 3, 8 или маршрутное такси до ост. "Монастырь" или авт.N3 от ст. Ока.

2. авт. N 458 от м. Южная до ж.д. ст. Серпухов, далее см. пункт 1.

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ БЕЛОПЕСОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
(ранее мужской, ныне возобновлЈн как женский монастырь)

Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь
Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь
Основан около 1498 г. игум. Владимиром на месте, называемом Белые Пески (близ г. Кашира, на другом берегу р. Оки). Согласно монастырскому преданию еще прп. Сергий Радонежский, направляясь из Серпухова в Коломну, проходил через Белые Пески. Водрузив здесь крест, он благословил это место и сказал: "Быть тут монастырю". В 1380 г. на этом месте останавливались русские полки, идущие в Коломну - пункт сбора войск перед Куликовской битвой.

Прп. Владимир был иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря. Основав обитель на важнейшем южном рубеже государства, он получил самую широкую поддержку Ивана Ш и Василия Ш. Московские государи были заинтересованы в укреплении южных границ, поэтому небольшая пустынь превращается в монастырь-крепость.

Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь
Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь
В 1520 г. в обители подвизался известный в то время старец Феодосий (Ковеля). В 1564 г. был заложен Троицкий собор, а к 1578 г. почти все монастырские строения были уже каменными.

В XVI в. обитель не раз подвергалась нападению крымских татар. В Смутное время монастырь был разорен и запустел. Границы государства в XVII в. отодвигаются все дальше к югу и монастырь теряет свое оборонное значение. В 1681 г. по указу Феодора Алексеевича монастырь перешел в ведение Коломенского архиерейского дома. Указом Петра I обитель была приписана к Троице-Сергиеву монастырю, а с 1764 по 1800 гг. она вновь во владении Коломенских архиереев. С XIX в. монастырь обрел самостоятельность, но числился заштатным. В XIX в. окончательно формируется архитектурный ансамбль монастыря, в обители ремонтируются старые и возводятся новые храмы.

Перед революцией в монастыре проживало 50 насельников. По рассказам очевидцев, в 1918 г. монахов вывели из Св. ворот и расстреляли у восточной стены. В 20-е гг. здания обители были переданы музею, но богослужение еще совершалось иером. Киприаном, чудом оставшимся в живых.

В середине 30-х гг. в келейных корпусах устроили общежитие для рабочих (затем заключенных), строивших мост через Оку.

Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе, и в нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса ген. П.А. Белова, а поблизости разместился дивизион первых "катюш". 16/29 н. ст. ноября, в день, который, согласно летописи, считается днем рождения обители, было остановлено наступление немецких танковых частей, разбитых здесь и отброшенных от Москвы на многие километры.

В послевоенные годы некоторые здания использовались под склады, остальные пустовали и постепенно разрушались. В конце 80-х гг. монастырь начали реставрировать, в 1993 г. в неделю жен-мироносиц он возобновлен, как женский.

Настоятельница
игумения Мария (Баранова).

Храмы:

1. Троицкий собор (кон. XVII в.)

2. во имя прп. Сергия Радонежского (построен в 1804 г. на белокаменных подвалах трапезной XVI в.)

3. св. Иоанна Предтечи (первая пол. XIX в.)

4. свт. Николая Чудотворца-надвратная (1578 г., перестраивалась в XIX в.).

Подворье:

Древнее село Голочелово упоминается как "Маковец" еще в грамотах князей Ивана Калиты и Димитрия Донского. В XVIII в. здесь усердием помещиков Бутурлина и Татищева были выстроены два храма: Троицкий и Никольский. Однако, в 1872 г. обветшавшую Троицкую церковь разобрали, употребив кирпич на колокольню Никольской церкви. При этом Никольский храм переосвятили как Троицкий, пристроив к нему придел свт. Николая Чудотворца.

После ВОВ в храм пришел служить о. Сергий Минервин, бывший военный. Много лет отдал он этому отдаленному приходу, а скончался 28 января 1979 г. во время службы, в последнем поклоне перед Всевышним. Похоронен о. Сергий возле храма.

Из-за удаления от больших дорог, храм нередко становился объектом ограбления. Вместо похищенного Иерусалимского образа, ныне в храме поставлен образ Богоматери Троеручицы.

Церковная жизнь в селе никогда не замирала, но приход был очень мал. К 1993 г. в селе остался один коренной житель. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия приход определили в качестве подворья Белопесоцкого монастыря. Подворье считается монастырским скитом и устав здесь строже, чем в самой обители. На посещение больших праздников, даже на ночные службы, местная администрация выделяет автобусы для окрестных жителей и паломников.

Проезд до подворья:

1. до ст. Михнево Павелецкой ж.д., далее авт. до с. Малино (16 км), далее авт. до ост. Аксиньино (9 км), пешком 5 км.

2. до пл. 88 км Казанской ж.д., далее авт. до ост. Мещерино (31 км), далее пешком 4 км. (Рязанское шоссе).

Источник:

Сергиевский, около ж.д. ст. Акри (был изведен ударом посоха о землю самим прп. Сергием на сухом месте).

Святыни:

1. икона Утоли моя печали - чудотворная (находится в Тихвинском храме г. Ступино)

2. ковчег с частицами св. мощей

3. икона-мощевик и другие иконы.

Адрес: 142800 Россия, Московская обл., г. Ступино, ул. Белопесоцкая, монастырь.

Проезд: Ст. Акри Павелецкой ж.д., далее автобус до Крутышки (ост. "Монастырь").

27.05.2005

http://www.pravoslavie.ru/put/050527111000



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме