История почитания Солунских братьев в католическом мире

0
190
Время на чтение 3 минуты

Первая церковная служба на славянском языке

В настоящее время почитание святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Католической Церкви почти столь же развито, как и в Церкви Православной. Но путь к прославлению и отданию должного Солунским братьям на Западе был не прост. Судьба их складывалась трудно еще во время их жизни на территории Великой Моравии.

Литургия на славянском языке, которую свв. Кирилл и Мефодий с миссионерскими целями вводили среди славян, встречала жестокое сопротивление служащего на латыни немецкого духовенства, подчинявшегося епископии в недалеком Регенсбурге. Поэтому святые братья направились в Рим, где в 863 г. папа Адриан II официально разрешил им служить на славянском языке. Несмотря на это высочайшее благословение, столкновения сторонников и противников славянской литургии продолжались. Поэтому неудивительно, что после смерти епископа моравского Мефодия в 885 г. (его брат умер еще в Риме, в 869 г.), деятельность "славянского" духовенства была насильственно прекращена.

Период местного почитания

Великоморавский князь Сватоплук (его чешское имя соответствует русскому име-ни Святополк) прогнал сторонников славянского обряда; часть из них покинула страну и направилась на Балканы, другая часть пряталась от властей в труднодоступных местах. На Балканах, в Болгарии, ученики Кирилла и Мефодия были тепло приняты, заложили осно-вы древнеболгарской письменности и - в более широком масштабе - феномена славян-ского православия.

В западной части Церкви, под юрисдикцией римского престола, судьбы сторонников Солунских братьев были другими. Существование Великой Моравии прекратилось в 907 году. Центром "славянского" духовенства после этого стало формирующееся чешское государство. Здесь на протяжении нескольких столетий славянская служба сохранялась и, вероятнее всего, сосуществовала со службой латинской. Оплотом славянской традиции в Чехии был, например, Сазавский монастырь и его настоятель св. Прокопий Сазавский. В западной части церкви существовал по крайней мере еще один центр славянской литургии - Далмация, где монахи пользовались не только церковнославянским языком, но и изначальным кирилло-мефодиевским письмом - глаголицей, от чего и произошло их название "глаголаши".

Эти две области - Чехия и Далмация - впоследствии стали основными территориями, на которых почитался в Католической Церкви свв. Кирилл и Мефодий. Они были канонизированы папой Иоанном IX (914-928) уже спустя 50 лет после своей смерти, но всего лишь как "местночтимые святые", почитание которых не обязательно для всей Церкви. Их память праздновалась 9 марта. Славяне добивались общецерковного почитания равноапостольных братьев, но уже следующий папа Иоанн Х (914-928) в 924 г. упрекал хорватов в том, что они ссылаются на Мефодия, имя которого не зафиксировано ни в одном своде святых. Папа Александр II (1061-1073) даже называл Мефодия еретиком. Со временем память о Солунских братьях иссякала.

Почитание в новое время

Дискуссии о почитании Кирилла и Мефодия в Католической Церкви возобновились лишь в ХIХ веке в связи с общим подъемом национального самосознания малых на-родов, в том числе народов славянских. В свете идей служения литургии на славянском языке и культурной самобытности славянских народов фигуры равноапостольных братьев не могли остаться незамеченными. Инициатива снизу в конце концов встретилась и с интересом католического духовенства и епископата.

Это было время больших усилий, направленных на модернизацию Церкви, столь нужную, но чреватую опасностью протестантизации и ухода от традиционных устоев. Необходимо было противопоставить этим стремлениям что-то новое, но в то же время тра-диционное, связанное с собственными корнями.

Одним из значительнейших сторонников почитания Кирилла и Мефодия был хорватский епископ из города Дяковар Иосиф Штроссмаер (1850-1905). Он был защитником славянской письменности, поддерживал тесные отношения со славянским движением, отличался небывалой открытостью в отношении к православному миру. На Первом Ватиканском Соборе Штроссмаер выступал против принятия догмата о папской непогрешимости. Известны его связи с выдающимся русским философом Владимиром Соловьевым.

Почитание солунских братьев постепенно возобновилось. Большую роль в этом сыграл папа Лев XIII (1878-1903), одна из наиболее значительных фигур на папском престоле в новое время. Этот понтифик стал проводить новую политику не только в отношении "восточных католических церквей", но и в отношении Православной Церкви. Он определил отношение Католической Церкви к современным политическим и культурным движениям. В энциклике Rerum novum он, в частности, сформулировал резко отрицательную позицию католиков по отношению к социализму.

Выражением церковного традиционализма и заодно шагом навстречу славянской пастве Католической Церкви и Восточным Церквям стало прославление Кирилла и Мефодия как общечтимых католических святых в энциклике Grande Mundus в 1880 году. Одно-временно была назначена новая дата празднования их памяти - 5-ое июля. Считается, что этот день был определен в связи с тем, что 6-го июля чехи отмечают память сожжения Католической Церковью (1415) чешского национального героя, священника и проповенка Яна Гуса. Необходимо было найти "по соседству" другой значимый праздник, чтобы чехи забыли о своем национальном мученике. В настоящее время память солунских братьев празднуется католиками 14 февраля.

С конца XIX века почитание Кирилла и Мефодия широко распространено в католическом мире, особенно в тех странах, которые были связаны с их деятельностью (Чехия, Словакия, Польша, Хорватия). Самые пышные торжества ежегодно проходят в городе Влеград в Моравии, где находится могила св. Мефодия, которая стала святыней для всех паломников и верующих.

http://www.patriarchia.ru/db/text/16427.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16