Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Узбекский узел

Владимир  Жарихин, Литературная газета

24.05.2005

Города Ферганской долины последовательно берутся под контроль центральной властью Узбекистана. До полного спокойствия, конечно, очень далеко. Спорадические выступления продолжаются. Но в Ферганской долине полного спокойствия не было никогда - ни при царской, ни при советской власти.

Мне кажется, что, когда по горячим следам пытались анализировать произошедшие трагические события, многие аналитики делали серьЈзную ошибку.

ВсЈ время стремились выделить главную и единственную причину нападений, столкновений, народных волнений в Андижане и других городах юго-востока Узбекистана.

Одни говорили о том, что тут задействован исключительно фактор исламского экстремизма, что это была чуть ли не агрессия со стороны талибов из Афганистана. Некоторые легко всЈ сваливали на заокеанского "дядю Сэма", который дотянулся своими грязными лапами до мирного цветущего Узбекистана и таким образом отомстил за его выход из любимого ГУУАМа. Другие напирали на борьбу различных кланов наркобаронов, что, мол, и привело к столкновениям.

Многие пытались всЈ объяснить исключительно малоземельем, перенаселЈнностью, отчаянной бедностью населения. И, наконец, "мировая демократическая общественность", как, впрочем, и всегда, когда дело касается постсоветских стран, видела главную и единственную причину в "недопустимой авторитарности президента И. Каримова, в подавлении демократических свобод и преследовании оппозиции".

Но в том-то всЈ и дело, что в Ферганской долине оказались завязанными в трагический узел одновременно все перечисленные факторы. Другое дело, что развязывание таких сложных проблем не терпит простых и однозначных решений.

События и в Киргизии, и в Узбекистане ещЈ раз продемонстрировали, что за годы независимости в странах Центральной Азии, в условиях клановой структуры общества, при неизжитых даже за 60 лет коммунистической власти корнях феодальных отношений так и не удалось найти стабильно работающую модель светского государства, в котором реально необходимая сила центральной власти так сочеталась бы с гражданскими свободами, чтобы это не приводило бы ни к хаосу и анархии, как в Киргизии, ни к вынужденному, но излишне жЈсткому подавлению недовольства, как в Узбекистане.

По крайней мере, те модели, которые предлагаются всевозможными западными фондами и общественными организациями, явно неадекватны реальным отношениям в этих государствах.

Кланы, наркосиндикаты и экстремистские религиозные секты с удовольствием принимают форму партий с красивыми демократическими названиями, используют формальную систему выборов для сведения счЈтов друг с другом и борьбы за власть. А если власть не удаЈтся взять легальным путЈм, легко переходят к таким непарламентским формам борьбы, что мало не покажется.

Местная бюрократия тоже вносит свой посильный вклад в "демократизацию", путая собственных баранов с общественными и с удовольствием записывая своих бизнес-конкурентов в исламские фундаменталисты.

И тем не менее надо остро понимать, что на смену авторитарной, но светской власти Каримова может прийти совсем не демократия, а ещЈ более авторитарная, но уже теократическая власть исламских фундаменталистов, создав неисчислимые проблемы соседней России.

Пока что, к сожалению, Россия не готова предложить свой рецепт решения всех этих проблем.

Ситуация на Северном Кавказе, да и некоторые события в Башкирии показывают, что у нас самих серьЈзные проблемы с формированием устойчивых моделей власти "с кавказским и восточным акцентом".

А на ферганский вызов пора пытаться отвечать. Ведь "Восток дело тонкое, Петруха".

Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg212005/Polosy/1_2.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме