Бывает так - съездил человек в молодости в какую-нибудь экзотическую страну и подхватил там местную форму лихорадки. Вернувшись домой, он обращается к врачу и с удивлением слышит, что оказывается, новоприобретенная болезнь теперь станет его спутником на всю жизнь, время от времени обостряясь, и на какой-то срок приковывая его к постели. Болезнетворные микроорганизмы навсегда поселились в его теле.
Одна из самых тяжелых духовных болезней - оккультизм. И увлечение им, даже давно изжитое и раскаянное, все равно почти никогда не проходит бесследно. "Микробы" оккультизма очень долго живут в душе человека и время от времени дают о себе знать.
Опубликованная в "Призвании" блестящая по форме статья-лекция "Я и моя душа" талантливого педагога Е. А. Авдеенко, к сожалению, выказывает зараженность оккультизмом. Я лично с Евгением Андреевичем ни разу не встречался и не беседовал, и могу предположить, что в жизни он искренне верующий и воцерковленный православный человек. Но, тем не менее, написанная им статья по своему содержанию глубоко оккультна(1).
Оккультизм, в частности, характерен тем, что совмещает феномены духовные и физические, точнее верит в то, что они жестко управляются одними законами. Вот, скажем, очевидный пример:
Дело в том, что у души есть точка внимания (точка концентрации), которая может перемещаться по телу... Мы можем ее осознанно перемещать, но чаще всего она блуждает.
Вообще-то это из Кастанеды - "блуждающая точка сборки" и проч. Но где в православной литературе автор может найти эту "блуждающую" душу, которая в определенном возрасте у девушек перемещается в область ниже пояса?
Дальше по мысли автора происходит трансформация подростка в инфернального "энергетического вампира" (опять же, заметим, оккультное нью-эйджевское понятие):
"...эта точка концентрации постепенно из головы (если она там была) перемещается вниз... ниже... еще ниже... надо еще ниже... Меняется выражение глаз, из них выходит особое свечение (как у хищника ночью). Вот, эта точка концентрации опускалась-опускалась и ушла под диафрагму. Оттуда, из глубины, выходит облачко, его называют "женское очарование". Девушка подправила это облачко... А вот теперь она - встала... и пошла. Она идет - как бульдозер. А навстречу ей... расслабленный, разобранный... на полусогнутых. Что произойдет?... Да, она его "сшибет"... Мальчики, имейте в виду, девочки часто "сшибают" вас не потому, что вы им нравитесь: им просто интересно, как это делается".
Ну, просто, материал для очередного "Ночного дозора". Интересно, господин Лукьяненко не этой ли статьей вдохновился, когда приступил к написанию своего блокбастера?
Но это еще лишь подступы к теме. Вот - главный смысловой отрывок статьи. Автор считает его неопровержимым доказательством недопустимости внебрачных половых связей. Приведу его со своими краткими комментариями:
"Заповедь Божья говорит кратко и просто - "Не прелюбодействуй", не блуди. Один раз меня спросили, а почему этого нельзя делать? Кому от этого плохо, если люди получают наслаждение и никому не причиняют вреда? Если хотите, я попытаюсь ответить на этот вопрос, почему нельзя. Отвечать? Хорошо, я расскажу вам одну историю. У меня был друг, который был намного старше меня. Он серьезно занимался йогой, и мы с ним часто спорили, потому что он был индуист, а я православный христианин. Мы с ним спорили, но я его и любил и глубоко уважал. Он серьезно работал над собой..."
Заметим, что подспудно в тексте автора проскальзывает идея равноценности двух путей - оккультной йоги (в скобках заметим, вопреки утверждениям автора, не принадлежащей к настоящему индуизму) и Православия. То есть можно спорить, но и в йоге, "серьезно поработав над собой", можно достичь подлинных духовных высот.
"Однажды с ним случилось несчастье: он влюбился. Влюбился в девушку восемнадцати лет".
Для автора чувство любви - несчастье. Вряд ли это оговорка. Все остальное содержание статьи подтверждает такое мироощущение автора.
"Он ей ничего не говорил о своих чувствах, но сильно страдал. Для йога его квалификации такое страстное движение души было крайне опасно, оно могло закончиться сумасшествием или смертью".
Вновь отметим приверженность автора к суевериям. В частности, он верит в оккультные сказки о неких особых йогических магических силах и возможностях. Чего стоит одно только выражение: "Для йога его квалификации"... И сейчас Евгений Андреевич скармливает эти свои суеверия детям.
"Так прошло несколько месяцев. И вот однажды ночью...
Мой друг соединился с любимой девушкой - душой, на невидимом плане... Он был в одном конце Москвы, она в другом. Она ничего не почувствовала... Утром он проснулся от боли в нижней части позвоночника. У него вдруг обнаружилось заболевание, которое называется защемление нерва. Раньше он таким заболеванием не страдал; за одну ночь оно не могло возникнуть. Он начал выяснять, в чем дело. И что оказалось? Оказалось, что он любил эту девушку, а она любила не его, а другого человека. А у этого другого человека было... защемление позвоночного нерва. Таким образом, мой друг соединился с этой девушкой, а через нее - с другим, незнакомым человеком. Причем, обратите внимание, это девушка была девица, физической близости ни с кем не имела".
Итак, оказывается, возможен некий неизвестный ни науке, ни православному богословию "астральный блуд" - соединение с другим человеком "душой, на невидимом плане". Заметим, Е.А. Авдеенко говорит не о блудных помыслах, не о вожделении, а именно о некоем "духовном прелюбодеянии", от которого, однако, получаются вполне конкретные физические результаты. Чем это хуже, скажем учения Муна о том, что праматерь Ева до физической близости с Адамом имела половую связь с сатаной? Разница разве только в том, что в фантазиях Муна эта связь произошла, так сказать, с согласия обеих сторон, а в нашем рассказе, девушка об этом даже не подозревала. Это даже покруче, чем ренессансные страшилки об инкубах и суккубах, ибо те, являясь людям, обретали некое подобие человеческой плоти и путем обманного сходства с мужем (или женой) получали согласие своей жертвы на соитие.
Результатом же во всех случаях оказались физические последствия: Ева приобрела кровь сатаны; жертвы принявших человеческое обличие бесов (инкубов или суккубов) зачинали очередных "детей Розмари", а йог получил прострел позвоночника.
Представляете себе, каким источником заразы являются эти женщины из повествования Евгения Андреевича? Вот девушка, живет себе, вроде, чисто, в блуд не впадает, девство свое соблюдает. И, тем не менее, все время передает болезни влюбленных в нее мужчин от одного к другому. Вот уж, действительно, несчастье - влюбиться в кого-нибудь! Смотрите, юноши, ни в кого не влюбляйтесь, а то сами не заметите, как благоприобретете все болезни какого-нибудь другого неизвестного вам воздыхателя, о котором даже сама девушка может и не подозревать. Ну, скажем, приглянулась она случайному прохожему на улице...
И весь этот оккультный псевдонаучный бред преподносится детям под видом Православия! Непонятно, какую цель преследует автор? Какого результата он желает добиться?
Если он хочет объяснить детям, что случайные связи приводят к нехорошим заболеваниям мочеполового тракта, то это гораздо лучше, квалифицированнее и нагляднее может сделать любой врач из кожно-венерологического диспансера. Задача православного докладчика - не подменять лекции врача, но постараться убедить детей в духовной разрушительности блуда, духовной опасности похоти, духовной поработительности вожделения. Из лекции же православного педагога Е. А. Авдеенко, обычный светский подросток может сделать лишь один вывод: коль скоро, влюбившись, все равно подхватишь чью-нибудь болезнь (кто его знает, какие там "высококвалифицированные йоги" соединяются с его возлюбленной "на невидимом плане"), лучше уж, по крайней мере, получить все удовольствия - ведь болеть все равно придется, а за семь бед, бывает, как известно, всего один ответ...
Но такого очевидного поворота мысли (чуть позже, после осмысления сказанного им) Евгений Андреевич не предвидит, строя свою аргументацию на эксплуатации подростковых суеверий - например о всесилии йогов, которые "все могут".
Хотя и разъяснение опасности блуда и проч. - совсем не главное в беседе с подростками. Эти темы должны прозвучать уже потом, да и то, если понадобится. В самую же первую очередь православный докладчик должен показать детям красоту моногамных брачных отношений, радость деления всего себя с единственной любимой, с которой объединяешься однажды и навсегда, радость несения ответственности за семью для мужа и радость признания над собой главы для жены. Но в лекции г-на Авдеенко нет ни радости, ни красоты. Есть уничижительная насмешка над чувствами неискушенных юношей; есть сведение всех ощущений взрослеющей девушки к половому инстинкту и всех ее стремлений - к "энергетическому вампиризму"; и есть, наконец, оккультная задетерминированность заражения от женщин всевозможными болезнями, передающимися "на невидимом плане".
Все это, выдаваемое за православие, боюсь, может всерьез и надолго отпугнуть детей от Церкви, да и вообще от христианства. Очень жаль, что подобный антимиссионерский материал был опубликован в журнале миссионерского факультета нашего университета.
СНОСКИ:
(1) Насколько я понял, у педагогов и психологов также есть претензии к этой статье. Думаю, что, помимо всего прочего, автор страдает неосознанной мисагинией: его описания женщин и девушек недостойны христианина, да и просто мужчины; отметим, что во всей статье он не дает ни одного положительного образа девушки или женщины. Но здесь я рассмотрю лишь оккультные черты статьи, делающие ее содержание несовместимым с православным мировоззрением.
(2) В моем детстве врачей-венерологов приглашали для профилактических бесед в выпускные классы, и они прекрасно справлялись со своей задачей.
12.05.2005
http://www.fomacenter.ru/prizvanie/index.php?issue=3§ion=32&article=954