Царя подвели под храм

В Москве появился памятник Александру II

Новости Москвы 
0
173
Время на чтение 4 минуты
Фото: Михаил Почуев/Коммерсантъ
Фото: Михаил Почуев/Коммерсантъ
Во вторник в Москве должен был быть торжественно открыт памятник Александру II. Он стоит с 30 апреля, однако московские власти никак не могут найти момента для торжественного открытия, тем более что все время есть надежда на участие президента в этой акции. В ожидании торжеств памятник осмотрел ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.

Александр II стоит с западной стороны храма Христа в откосе, оставшемся от бассейна "Москва", на гранитной площадке. Император опирается на правую ногу, левая согнута в колене, руки по швам, за ним большая мантия, украшенная бронзовыми червячками, изображающими хвостики горностая. Сзади императора полукруглая колоннада, обрушенная по краям, подобно тому, как сделана Чарльзом Камероном колоннада Аполлона в Царском Селе. По сторонам от колоннады - два льва, грозно рыкающие в сторону галереи художника Ильи Глазунова. Сам император стоит на круглом постаменте, на котором поименованы его деяния. "Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провел военную и судебную реформы. Ввел систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 марта 1881 года в результате террористического акта". Сзади памятника тоже есть надпись - "сооружен на средства московского правительства и московских предпринимателей".

В нашей новой истории монументальной пропаганды Александр II занимает особое место. До сих пор в инициативах по возведению памятников у нас в основном были замечены лица государственно-патриотических взглядов от самых радикалов, как Вячеслав Клыков, до патриотических центристов. Новый император - редкое детище праволиберального ваяния. Идея возвести его принадлежит Борису Немцову, он обратился с этой инициативой к Юрию Лужкову в 2002 году, он же собрал группу заинтересованных предпринимателей, которые дали средства на памятник. Первоначально предполагалось, что это будет дар от партии СПС городу Москве, в итоге не обошлось без московского бюджета, выделившего на строительство памятника около $2 млн. Художественную сторону дела утверждали весьма достойные люди: Борис Немцов, Альфред Кох, Эдвард Радзинский, Леонид Парфенов, Максим Соколов, Владимир Соловьев, Алексей Кара-Мурза. Они и выбрали из двух вариантов памятника (один принадлежал Вячеславу Клыкову, другой, победивший,- Александру Рукавишникову, три скульптора - Зураб Церетели, Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин - отказались участвовать в конкурсе).

Интерес Союза правых сил к фигуре Александра II более чем понятен. Реформы - раз, Кавказская война - два, национальная идея - три. Готовая либеральная империя по Анатолию Чубайсу. Плюс погиб от теракта, что актуально. Но вот вопрос о том, как выразить такую кучу значений пластическим языком бронзы, не только не вполне понятен, но даже и как-то рискован.

Сначала даже кажется, что все это не уместилось в одном императоре и из-за этого его пришлось как-то растянуть. Он очень длинно выглядит. Вот лицо, дальше грудь в орденах, дальше живот, и уже пора бы появляться ногам, но живот все длится. Сочетание рук по швам и опоры на одну ногу сообщает фигуре какую-то неуверенность позы в районе бедер, какую-то даже незащищенность, которая бывает у очень долговязых, но каких-то развинченных людей. Кажется, что скульптор, передав в области груди тему военной славы, далее решил сообщить императору некую хрупкую трагичность, как бы намекая на грядущий теракт (ноги Освободителю оторвали революционной бомбой). Впрочем, теракт в основном передан обломанной колоннадой, так что неуверенность позы можно понять как подчеркивание общей человечности императора. Освобождение крестьян в этой ситуации, видимо, следует отнести к лицу, доброму, но экстатически устремленному. С таким выражением некоторые мужчины смотрят на очень понравившихся им женщин, и можно даже подумать, что определенную роль в решении скульптора сыграло изображение любви императора к княжне Долгорукой, переданное средствами телевизионного сериала "Роман императора". Но поскольку перед нами эпоха, когда, по выражению поэта Некрасова, "как женщину, он Родину любил", то это можно, к крестьянству такое лицо тоже подходит. Совершенно, однако же, не ясно, при чем тут львы. Почему они повернулись к императору задом, а к галерее Глазунова передом?

В поисках значения задних львов корреспондент Ъ обошел весь памятник, и тут многое разъяснилось. Дело в том, что император, как ясно видно из задней точки, идет к храму, собственно, к храму Христа. Идет он руки по швам, одна нога у него согнута не в знак покоя, а в знак движения, и вся неуверенность позы проистекает именно отсюда. Потому что он как бы и марширует руки по швам, однако ж маршировать к храму как-то небогобоязненно, так что вместо маршевых движений ноги производят смиренное семенение.

Вот, император, значит, пошел к храму, а львов, которые традиционно играют роль оберегов, Александр Рукавишников трактовал в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Как секьюрити. Очень жизненная ситуация - идет высшее лицо государства в храм помолиться, а на дверях, натурально, остаются два мордоворота и на всех рявкают. На самом деле, конечно, не два, но больше не влезло. А он, значит, как бы весь устремляется к храму, своей долговязой нескладной фигурой как бы выходит из горностаевой мантии, оставляет весь груз государственного величия (мантию и этих львов) и идет как бы один, как простой человек, к алтарю. В последнее время замечено, что высшие лица государства в этом движении действительно приобретают какую-то нелепость в фигуре и неуверенность в движении, а иные даже мельтешат и семенят. Правда, многие считают, что это происходит в силу непривычности для них процедуры, которую ранее, до восшествия на высший пост, им проходить не приходилось.

Будь, конечно, этот монумент возведен по заказу Союза левых сил, я бы еще много что про него сказал. Но как последовательный, хотя и беспартийный, сторонник Союза правых сил, я категорически призываю общественность признать данное произведение большой творческой удачей. Господа, конечно, есть шероховатости. Но положа руку на сердце - кому вообще удавалось убедительно изобразить либерала, идущего в православный храм, чтобы получить благословение проекта реформ в области местного самоуправления, городских дум и земских управ? Да хотя бы в области электроэнергетики или даже в Нижегородской области? Даже самим либералам из самих себя пока не удалось изобразить ничего путного. Что ж тут винить скульптора?

http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=579017&IssueId=23408
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Григорий Ревзин
Все статьи Григорий Ревзин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40