Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

350 лет "врозь"? Взгляд через приоткрытую катапетасму

Михаил  Тюренков, Правая.Ru

17.05.2005

Что сегодня мешает нам забыть все обиды и начать конструктивный диалог о возможностях сближения? В первую очередь, это нарочитое обоюдное непонимание, преодолеть которое можно не в жарких баталиях и никчЈмных спорах, а только через взаимную заинтересованность, преодоление застарелых мифологем

В перспективе столетий ничтожными покажутся все нынешние различия "юрисдикций", но все более будет расти тень того великого церковного преступления, с которого началась гибель России.


А.И. Солженицын

Полемика вокруг Великого Раскола XVII столетия вот уже четвЈртый век будоражит русское общество. К сожалению, сколько бы копий по этому вопросу ни было сломано, сколько бы усилий к преодолению раскола ни было приложено с обеих сторон, всегда находились достаточно могущественные силы, стремящиеся сохранить порочный "status quo". Подтверждением тому слова одного старовера, услышанные мною вчера: "Да как же эти консервативные "никонияне" не поймут: нам не надо идти друг другу навстречу! У нас же разный менталитет! Нам нечего делать вместе!" Подобные "благоглупости" доводилось мне слышать и в новообрядческой среде: "Наша Церковь признаЈт старообрядческую иерархию? Нет? Так зачем нам тогда они вообще нужны? Давайте забудем о старообрядцах, сами вымрут!" А ещЈ - безчисленные призывы старообрядцев к покаянию, напоминающие спекуляции на ужасах Холокоста. Вот разговорились в маршрутке две православные: девочка-новообрядка, мало что знающая о событиях XVII века, и тЈтенька-старообрядка, знающая чуть больше, но исключительно со своей колокольни. "Ах, ты - "никониянка"!? Вам всем надо перед нами покаяться!" -совершенно искренне негодовала старшая. Младшая осталась в лЈгком недоумении. Очень уж мне это напоминает иудейское "Не забудем, не простим!" Но ничего христианского, а уж тем паче древлеправославного, лично я здесь не вижу... Также, как, с другой стороны, не вижу христианского начала в статье моего коллеги С. Фомина, крайне тенденциозной как по подбору источников, так и по большинству выводов. Тем не менее, подобная антистарообрядческая позиция существует и с ней тоже приходится считаться. А потому, пользуясь случаем, открыто предлагаю историкам-старообрядцам принять участие в дискуссии и выступить на страницах "Правой.Ру" со своей точкой зрения.

А пока, как это ни прискорбно, диалог зачастую продолжается на уровне взаимных упрЈков. И именно поэтому "воз и ныне там". Дистанция же между русскими православными людьми, к сожалению, с годами всЈ увеличивается и увеличивается. Радует лишь то, что вот уже ровно 100 лет прошло с тех пор, как полемика по этому вопросу в целом вошла в мирное русло, и старообрядцы перестали чувствовать себя гонимыми со стороны "господствующей" Русской Православной Церкви, а сама наша Церковь перестала ощущаться как орудие правления, утверждения, наказания и казнения. Более того, в годину гонений старообрядцы и новообрядцы вместе терпели от безбожников одинаковые ужасы и мучения, лагеря и тюрьмы. Наши общие мученики вместе легли в сырую землю Бутовского полигона и многих других кровавых могил, появившихся на карте нашей общей Родины в прошлом столетии. Казалось бы, что сегодня мешает нам забыть все обиды и начать конструктивный диалог о возможностях сближения (намеренно оговорюсь: речь о "воссоединении" в обозримой перспективе никто не заводит)? Думается, что, в первую очередь, это нарочитое обоюдное непонимание, преодолеть которое можно не в жарких баталиях и никчЈмных спорах, а только через взаимную заинтересованность, преодоление старые мифологем, сложившихся у обеих сторон. И лучшим помощником в данном делании должна стать церковная история, способная приоткрыть для православных нового обряда "тайну старой веры".

"Тайна старой веры". Какова она? Неужели нас со старообрядцами разделяет не только обряд и застарелые обиды, но и что-то большее? УбеждЈн, что нет! Несмотря на поток взаимных обвинений в ереси, понимаемой как расхождение в догматах, православные христиане старого и нового обряда сохранили единство святоотеческой веры. При этом, по словам выдающегося историка Церкви Антона КарташЈва, именно в старообрядчестве наиболее полно отразилась русская религиозная ментальность. А потому стоит признать, что среди "новообрядцев", действительно, во многом ослаблены "древлее благочестие" и "каноническое сознание", о чЈм радикалы от старообрядчества готовы раз за разом упрекать Русскую Православную Церковь (хотя и в современном старообрядчестве эти добродетели давно уже не так уж сильны, как в былые века). На самом деле, упрекнуть легче всего, сложнее же попытаться разъяснить суть и причину этих упрЈков.

Отчасти попыткой подобного разъяснения могут стать мероприятия, проводимые в эти дни Русской Православной Старообрядческой Церковью в ознаменование 100-летнего юбилея распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. Этот юбилей связан со значительным событием в истории Российской Империи - объявлением Высочайшего указа "Об укреплении начал веротерпимости" 17/30 апреля 1905 г., когда впервые за два с половиной века, прошедших с церковной реформы патриарха Никона, старообрядцам были дарованы равные с другим населением Империи религиозные и гражданские права. Накануне этого дня, 16 апреля 1905 г., была исполнена воля Императора, выраженная в Высочайшей телеграмме:

"Повелеваю в сегодняшний день наступающего Светлого праздника распечатать алтари старообрядческих часовен московского Рогожского кладбища и предоставить впредь стоящим при них настоятелям совершать в них церковные службы. Да послужит это столь желанное старообрядческим мiром снятие долговременного запрета новым выражением моего доверия и сердечного благоволения к старообрядцам, искони известным своею непоколебимою преданностью Престолу. Да благословит и умудрит их Господь с полною искренностью пойти навстречу желаниям и стремлениям Русской Православной Церкви воссоединить их с нею и прекратить Соборным решением тяжЈлую историческую церковную рознь, устранить которую может только Церковь".

Наиболее яркими событиями, связанными с означенным юбилеем, в первый день торжеств стали: конференция "Новые материалы по истории и культуре старообрядчества", прошедшая 12 мая в стенах Государственного Исторического Музея (ГИМ), и открытие организованной этим же музеем замечательной выставки "Тайна старой веры", которая будет проходить в его стенах до 13 июня сего года. Стоит отметить, что в экспозицию выставки вошло около 150 предметов XV - начала XX вв.: документы, рукописные книги, иконы, предметы мелкой пластики, портреты, облачения и т.д. Словом, всЈ, что способно погрузить нас в историю трагедии Русского Раскола, в историю русского старообрядчества. Открытие выставки было сопряжено с другим знаменательным событием: презентацией книги-альбома "Древности и духовные святыни старообрядчества", также позволяющего более подробно проникнуть в "тайну старой веры". Затем, 13 мая, на территории самой "Рогожки" (так ласково именуют белокриницкие старообрядцы-поповцы свой духовный центр) состоялось открытие целых двух экспозиций: историко-краеведческой выставки "Москва старообрядческая" и интереснейшей книжной выставки, собравшей коллекцию уникальных старообрядческих (и не только) церковных изданий.

А 15-го мая в высокоторжественный день Святых Жен-Мироносиц состоялся традиционный крестный ход, собравший несколько тысяч старообрядцев со всего мiра. В этот же день состоялся грандиозный вечер духовных песнопений, на котором выступили наиболее знаменитые старообрядческие церковные хоры. Хотелось бы надеяться, что перечисленные мероприятия не стали внутренним и сугубо личным торжеством староверов, но и позволили многим сторонним на первый взгляд людям приобщиться к духовной культуре наших общих предков.

В заключение хотелось бы добавить, что православные христиане различных упований, искусственно разделЈнные из-за грандиозной исторической ошибки, не имеют морального права обособляться, мотивируя это неприятием экуменизма. Уверен, что стоит разделять пагубные контакты с еретиками и благотворные попытки налаживания конструктивного диалога с братьями по вере, в значительной степени по вине наших же церковных и государственных правителей оказавшимися вне молитвенного и евхаристического общения с нами. А ведь именно таковыми для нас являются старообрядцы. Так пусть же это общение для начала станет просто дружественным, но для этого всем нам сегодня нужно приоткрыть "Тайну старой веры".

P.S. Редакция сайта "Правая.Ру" искренне поздравляет старообрядцев Белокриницкой иерархии с высокоторжественным 100-летним юбилеем распечатания алтарей Рогожского кладбища. Спаси вас всех Христос!

http://www.pravaya.ru/look/3263



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме