Национальная идея для старших классов

Марина Князева: "В основе русской цивилизации лежат особого рода ценности - эмоциональные"

Последний раз учебник под названием "Отечествоведение" выходил ровно 90 лет назад, в 1915-м. С тех пор у нас не появлялось пособия, которое рассматривало бы историю, философию и литературу страны в совокупности. Неудивительно, что выход этой книги вызвал вопросы и споры. Людей, написавших учебник под названием "Отечествоведение" (Отечествоведение: Учебник для старших классов. - М.: Захаров, 2004, 336 с.), легко заподозрить в целом ряде грехов. Например, в угарном патриотизме. Или в выполнении госзаказа на внедрение в умы националистической идеологии. Наконец, в возвеличивании титульной нации. Так ли это? Попробуем разобраться.

О том, зачем и кому нужен новый предмет, мы беседуем с автором раздела "Словесность" Мариной Князевой, кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.


- Марина Леонидовна, идея научить молодых людей любить родину приходит обычно в голову либо российским военным, спецам по политподоготовке, либо особо ретивым чиновникам, глядящим в сторону православия, самодержавия и народности... А как додумались до этого профессиональные культурологи и филологи?


- Мы лишь встраиваемся в тот процесс, который годами идет и во Франции, и в Швеции, и в Швейцарии. Не говоря уже об Америке. Все видят необходимость создать предмет по изучению своей страны обитания, ее культуры и менталитета. Цель - элементарное выживание в мире унифицированных сущностей. У унификации немало плюсов. В материальном плане она однозначно полезна. Но есть и отрицательные моменты. Самый главный - неинтересно жить. Ведь человек может существовать лишь в условиях поливариантности. Так устроена наша хрупкая психика. Варианты - это и есть национальные идентичности, которые находятся сейчас на грани исчезновения. Не надо только путать идентичность с оголтелым национализмом.

- Вернемся к учебнику. Почти год с его помощью ведутся уроки отечествоведения в калининградских школах. Можно ли подвести промежуточные итоги?


- Тут надо уточнить, что изначально мы готовили вузовскую программу, но по просьбе калининградского департамента образования решили ее адаптировать. Почему именно Калининград - понятно. Там проблема идентичности стоит очень остро. Границы с Россией нет. Кругом Европа. Да и сам город, во время многочисленных войн переходивший из рук в руки, многие предпочитают называть прусским именем Кенигсберг. Россияне ли эти люди? Я думаю, да. И наш учебник для них - еще одна нить, связывающая с отечеством.

Первый опыт показал, что преподавать наш предмет в средних школах можно и нужно.

- А вам не кажется, что школьный курс и без того перегружен? Мало того что ваш предмет будет дублировать историю и литературу, он ведь еще наверняка предполагает экзамены?


- Поскольку речь идет о последнем классе школы, с экзаменами там ситуация непростая. Пока мы остановились на рефератах и семинарах. А литературная часть курса, которой я занималась, вообще построена как система творческих заданий. В конце курса проводим тестирование. К учебнику прилагается целый комплект сопутствующей литературы: анкеты, хрестоматия, методички, поурочные планы.

Что касается дублирования предметов - категорически не согласна. Отечествоведение - попытка рассмотреть культуру не с исторической точки зрения, не с социологической, не с литературной, а с точки зрения цивилизации.

- Рассуждая на тему "Россия и цивилизация", никак не уклониться от традиционной дилеммы "западничество-славянофильство". Нейтрального разговора тут в принципе не получится. В чью пользу сделали выбор авторы "Отечествоведения"?


- Да? А вот я убеждена, что выбор этот надуман и неактуален. Мы живем в эпоху очередного переселения народов. Европейские нации стремительно вымирают. По прогнозу демографов, к 2025 году европейцы составят менее 10% жителей Земли. Это принципиально другая планета, чем была двести или даже пятьдесят лет назад. Неинтересно и бесполезно таскать на ногах вериги старых споров. Мне ближе точка зрения Пушкина о том, что аристократы всего мира составляют одну семью. Аристократы не по происхождению, а по духу. Если же говорить о генетической русскости, в культуре не останется никого. Ни молдаванина Кантемира, ни Пушкина, ни украинца Гоголя, ни турка Жуковского, ни Лермонтова, в жилах которого текла шотландская кровь... Надо просто тогда уничтожить цивилизацию, если ставить во главу угла этнический принцип.

- Вы сказали "ментальный тип". И какой же тип у русской цивилизации?


- Я много лет развиваю гипотезу, что в основе русской цивилизации лежат особого рода ценности - эмоциональные. Это единственная страна, в которой главным оправданием поведения человека может быть переживание.

Ян Шенкман

http://www.ng.ru/education/2005-05-13/8_idea.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Князева:
Национальная идея для старших классов
Марина Князева: "В основе русской цивилизации лежат особого рода ценности - эмоциональные"
13.05.2005
Все статьи автора