Пасхальный звон

0
593
Время на чтение 3 минуты
В пасхальную неделю традиционно в храмах каждый православный колокольным звоном может выразить радость о воскресшем Христе. Многие при этом впервые поднимаются на звонницу и не могут различить благовеста от перебора. За разъяснением мы обратились к Андрею ДЬЯЧКОВУ, председателю Международного центра колокольного искусства и руководителю Архангельской школы звонарей, - и он подготовил такую памятку.

О колоколах и билах

Как появился колокольный звон? Во времена гонения христиан (I-III века по Р.X.) призыв к богослужению производился через особых лиц из низших клириков, называвшихся народособирателями. Позже призывали в храм возглашением перед дверьми каждого дома "аллилуйя" или употребляли молоток, ударяя им в дверь монастырской кельи, а где-то с конца IV века вошли в употребление так называемые била и клепала. Вначале это были ручные била, представляющие собой сухую доску длиной 1,5-3 метра. Держа это било в руке и ударяя в него деревянным молотком, звонарь выстукивал различные ритмы. В зависимости от места удара менялся немного и тембр звука.

В VI веке появляются большие деревянные била, которые подвешивались перед входом в храм или около трапезной. VIII - IX вв. - время появления металлических бил самой различной формы. Обычно они делались из железных и медных сплавов, но, например, в Соловецком монастыре они делались из камня.

В домонгольский и монгольский периоды на Руси колокола использовались очень редко и в основном в великокняжеских или митрополичьих храмах. Позже ими повсеместно стали заменять била, державшиеся в некоторых монастырях и старообрядческих храмах вплоть до Октябрьской революции. Русские мастера разработали свой "русский" профиль церковных колоколов и довели технологию их литья до совершенства, ими были отлиты самые большие колокола в Европе и во всем мире.

Виды звонов

Различают канонические и традиционные звоны (например, Ростовские звоны, звоны Псково-Печерского монастыря и Троице-Сергиевой лавры). Ниже сказано только о канонических звонах.

БЛАГОВЕСТ - один из наиболее древних звонов Православной Церкви, называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения. Этот звон также оповещает о совершении Таинства Евхаристии на литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов. Осуществляется он мерными ударами в самый большой колокол на звоннице. Начинается обычно тремя редкими ударами (до полного затухания звука), а затем идут более частые мерные удары.

ПЕРЕБОР - погребальный звон, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует жизнь человека от его рождения и до смерти. Звон состоит из двух частей: непосредственно канонической (перебора как такового) и свободной (трезвона).

Перебор осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол от малого до большого, после чего следует аккорд во все колокола, что символизирует окончание земной жизни. При переборе одиночные удары обычно совершаются после того, как звук от предыдущего удара полностью (или почти полностью) прекратится.

ПЕРЕЗВОН - звон более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической и свободной. Это печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого маленького, и символизирует собою искупительные страдания Спасителя на Кресте и Его смерть.

Исполнение: перезвон по одному разу в каждый колокол с ударом "во вся" совершается только два раза в году: на Великую пятницу и Великую субботу в дни Крестной Смерти Господа и Его погребения. В отличие от перебора, перезвон обычно исполняют более быстрыми и равномерными ударами. Перезвон по несколько раз в каждый колокол (обычно 3, 5 или 7 раз, символизирующие соответственно Святую Троицу, крест и полноту веры) совершается многократно, и одновременный удар в несколько колоколов выполняется, как правило, один раз в конце перезвона. Этот вид считается более торжественным и осуществляется различно в зависимости от праздника, местных традиций или по указанию настоятеля.

ТРЕЗВОН - наиболее сложный по исполнению канонический звон. Название он имеет по количеству частей, так как исполняется в три приема (все три звона должны быть одинаковыми по продолжительности с небольшой паузой между ними). Он является более ярким в музыкальном отношении, так как ограничен уставом лишь по форме, но не по содержанию и поэтому различен как по количеству используемых колоколов, так и по форме исполнения. В трезвоне обычно участвуют все группы колоколов, каждая из которых имеет свою партию. Он выражает собой христианскую радость и торжество. Колокола возглашают на весь мир: "Христос воскресе! Воистину воскресе!"

http://www.vera.mrezha.ru/489/11.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Дьячков
Все статьи Андрей Дьячков
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Игорь Бондарев
19.04.2024 20:12
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 19:49
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35