"На секунду остановись и почувствуй - Господь близко"

0
164
Время на чтение 3 минуты
В беседе иерея Димитрия Карпенко с Майей Кучерской писательница делится своими соображениями о Церкви, творчестве, современной литературе, проблемах молодежи

о. Д.: Сказать честно, Ваша последняя книга в православной среде была встречена неоднозначно. Некоторые истории показались достаточно шокирующими для обывателя, и многие люди еще оказались явно не готовыми к такой критической самооценке. Ожидали ли Вы подобной реакции?

М.К.:Честно говоря, о реакции на книжку я думала мало. Писала, как писалось. Выплескивала этот распиравший меня опыт. Литературный текст, как и любой факт искусства, это слоеный пирожок, обернутый в... ну, положим, газетку. Можно остановиться на обертке - сказать, вот гадость-то этот пирожок. Можно попробовать тесто, а можно добраться и до начинки. Самые внимательные читатели сказали мне: "Книжка написана с большой любовью". Скромно замечу - мне кажется, именно они и добрались до сердцевины.

о. Д.: Писать о батюшках всегда не просто. Каков для Вас главный критерий в написании Ваших историй?

М.К.:Критерий чего? У меня к батюшкам давняя и глубокая приязнь. Оттого-то так ревниво к ним отношусь. Так что критерий отношения к батюшка у меня очень простой - я к батюшкам неровно дышу.

о. Д.: "Современный патерик", когда со слезами от смеха, когда - от плача, рассказывает о жизни нашей Церкви. Каковы на Ваш взгляд основные проблемы современной церковной жизни?

М.К.: Почему-то как только я начинаю говорить о проблемах современной церкви не в художественной форме, а в публицистической, прямо и в лоб - я тут же жутко надуваюсь и извергаю банальности. Так что, если можно, избавьте меня от этого позора. Тем более, что книжка моя - вся об этих самых проблемах церковной жизни, и пересказывать ее снова смешно, правда ведь?

о. Д.: Кто для Вас является ориентиром в мире литературы, на чей опыт Вы стараетесь опираться?

М.К.: Люблю, когда у писателя сильная дыхалка. Когда писатель может написать толстенную книгу, и ты ее прочитываешь без отрыва в один присест, потому что есть тяга, есть это внутренне эпическое дыхание. У кого оно есть сегодня? Вот у такого южно-африканского писателя, как Дж. Кутзее, например; полтора года назад он получил Нобеля и его всего перевели на русский. Это великий писатель. У нас таких, с дарованием подобного масштаба, я, к сожалению, не вижу. Хотя занятных, любопытных, профессиональных - сколько угодно.

о. Д.: Долгое время говорили, что современная литература умерла, но тиражи выпускаемых книг говорят об обратном. Кого бы из пишущих авторов Вы могли назвать своими соратниками или единомышленниками?

М.К.: Современная литература, конечно, не умерла. Может быть, она не отвечает чьим-то ожиданиям - это дело другое. Но она есть, и она живая, может быть, не гениальная, но в отдельных случаях очень талантливая. Я люблю прозу Марины Вишневецкой, Петра Алешковского - у него временами как раз появляется это самое эпическое дыхание. Еще Михаила Шишкина, ныне живущего в Швейцарии, автора романа "Взятие Измаила", только что написавшего новый роман. Шишкин работает с языком, как никто, и это никогда не пустые лингвистические игры - за этим стоит и страдание, и мысль. И русскую жизнь он понимает глубоко, видит ясно, оценивает трезво - видимо, для этого иногда стоит уехать.

о. Д.: Когда Вы почувствовали себя церковным человеком?

М.К.: Я до сих пор не почувствовала себя церковным человеком. Хотя в церковь хожу уже ровно полжизни - страшно сказать сколько! Семнадцать лет хожу - понимаете, за столько лет можно было, как кажется, продвинуться намного дальше, действительно, стать более церковным человеком, жить с церковью одной жизнью, дышать ее дыханием - но это не про меня. Я, скорее, забегаю разок-другой в неделю, вдыхаю этой красоты, этой силы, и опять на улицу - в суету, в вечный бег - по работам, по событиям - на жизнь ведь я зарабатываю журналистикой.

о. Д.: Наш журнал является молодежным. Что, на Ваш, взгляд сегодня мешает молодежи прийти в Церковь?

М.К.: Во-первых, мешает сама церковь, земная ее проекция. Нас ради хулится имя Божие. Мы, мы, так называемые церковные люди, идем в этот мир без снисхождения к нему, совсем с другими чувствами, чем Христос в него пришел. Конечно, я совсем не за то, чтобы играть в церкви на гитаре, как это случается в других конфессиях, я не за огрубление и оглупление Слова Божьего на потребу молодежной моде, но я за то, чтобы с современным молодым человеком говорить на внятном ему языке. Не бить его по голове обухом - туда не ходи, этого не делай! Попробовать с ним, очень мягко, очень тепло, разобраться - почему ему тяжело принять ту или иную заповедь, почему так дороги, положим, походы в бар или на дискотеку? Что он находит там - и почему думает, что не найдет в церкви чего-то еще лучшего, более важного, именно ему необходимого? Молодые люди обычно внутренне очень одиноки, и прямой путь преодолеть одиночество - прийти в церковь, жить с Богом. Вот что важно объяснить.

Во-вторых, прийти в церковь мешает невежество. Молодые люди, как правило, толком ничего не знают о Церкви, их отпугивают внешние вещи - насупленные бабульки, епископы на "мерседесах" - и до внутренней красоты церкви они уже не добираются, судя поверхностно и поспешно. Молодой человек и жить торопится, и чувствовать спешит. На секунду хоть остановись, послушай, почувствуй - Господь близко, Он тебя видит, Он на тебя смотрит. И пусть волосы у тебя от этого зашевелятся на голове.

Опубликовано на сайте Правая.Ру

http://www.pravaya.ru/word/586/3134
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Майя Кучерская
Все статьи Майя Кучерская
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59