Крымский вариант борьбы с ваххабитами

0
138
Время на чтение 8 минут
События последнего полугодия дают основания полагать, что правоохранительные органы и мусульманское духовенство Крыма, осознав опасность дальнейшего распространения на полуострове радикальных форм ислама, перешли в решительное наступление на фундаменталистов. Несмотря на то, что проблема распространения в Крыму ваххабизма не решена окончательно, накопленный опыт светских и духовных властей полуострова заслуживает самого внимательного изучения в России.

Светская власть на страже закона

О появлении в Крыму последователей "Хизб ут-Тахрир" - партии, ставящей своей целью построение всемирного исламского халифата и запрещенной во многих государствах, в том числе в России - стало известно пару лет назад. Долгое время члены этой нелегальной партии оставались эдакой "вещью в себе" - о них много говорили, но "вживую" исламистов мало кто видел. Зато потом увидели все...

В середине октября 2004 года неформальный пресс-секретарь крымских хизбутовцев Абдуселям Селяметов принял участие в передаче "Действующие лица" Черноморской телерадиокомпании. Это стало сенсацией. Он заявил, что целью партии в Крыму является "исключительно просветительская деятельность - просвещаем мусульман и немусульман, возвращаем утраченные истины".

Затем Селяметов дал еще несколько интервью - и "залег на дно", вновь представ перед публикой лишь после недавнего осуждения Балаклавским районным судом Севастополя нескольких членов "Хизб ут-Тахрир" за незаконную политическую деятельность. Им инкриминировалось незаконное распространение на территории Севастополя листовок с различными призывами. Выступивший на суде в качестве свидетеля местный имам заявил, что хизбутовцы неоднократно ему угрожали. 31 марта суд приговорил нарушителей к штрафам в размере от 400 до 500 гривен. Сами они, однако, охарактеризовали процесс как "сведение личных счетов".

Как заявил на Селяметов прошедшей 5 апреля пресс-конференции в Симферополе, "никаких фактов террористической и экстремистской деятельности "Хизб ут-Тахрир" никогда не приводилось, не приводится, и не будет приводиться... Вся наша деятельность носит исключительно идеологический характер".

Однако, вопреки этим уверениям, член Севастопольского регионального меджлиса крымских татар Ленур Османов указывает на то, что деятельность "Хизб ут-Тахрир" ведет к религиозной розни среди крымскотатарского населения и нарушает положения ряда украинских законов.

"Глашатай" крымской "Хизб ут-Тахрир", Селяметов не назвал численности партии (по некоторым оценкам, общее число сторонников "чистого ислама" составляет в Крыму от 3 до 5 тысяч), подчеркнув, что живет она исключительно на добровольные личные пожертвования своих членов. Рассказал он и о планах хизбутовцев - в обозримом будущем, они намерены легализоваться, над чем сейчас "плотно работают".
...Сразу после общения с журналистами пресс-секретарь хизбутовцев был задержан и доставлен в Центральный райотдел милиции Симферополя, где ему предъявили обвинение все по той же статье 158 Административного кодекса Украины ("Незаконное занятие политической деятельностью").

Муфтият изгоняет сторонников "Хизб ут-Тахрир"

Не остались в стороне от борьбы с экстремизмом и представители "официального" ислама. Осенью прошлого года Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) начало увольнять имамов-сторонников "Хизб ут-Тахрир". Вокруг некоторых из них складывались общины, до 70 процентов членов которых, в основном молодежь, были хизбутовцами. "У нас нет ничего общего ни с хизбами, ни с ваххабитами, ни с другими радикалами, - отмечается в обращении ДУМК от 18 августа 2004 г. - Имамы, проповедующие идеи Хизба, не имеют права нести службу в наших мечетях".

В итоге свои посты покинули с десяток имамов (некоторые эксперты увеличивают эту цифру до 30). Одним из последних, в феврале, был уволен имам мечети в Старом Крыму. "Вместо него поставили парня, окончившего учебу в Турции, - рассказал "Росбалту" председатель ДУМК, муфтий Крыма Эмирали Аблаев. - Мы уверены, что он свободен от влияния фундаменталистских организаций". Однако еще полгода-год муфтият будет пристально следить за работой нового имама.

Жесткие действия муфтията по нраву далеко не всем. "Некоторые освобожденные имамы упираются - говорят: "докажите, что мы живем не по исламу", - рассказывает Аблаев. - Но если человек считает себя мусульманином, он должен подчиняться своему руководству".

Отмечены случаи и прямого неповиновения. Так, сторонники уволенного имама симферопольской мечети Кебир Джами Руслана Мустафаева (с него началась борьба с хизбутовцами среди исламского духовенства Крыма) в течение нескольких недель каждую пятницу собирались у мечети и требовали оставить его при должности.

253 члена алуштинской мусульманской общины подписали заявление, в котором, назвав решение ДУМК противоречащим шариату, требовали восстановить в должности уволенного имама Эльвина Кадырова. В случае отрицательного ответа, указали авторы заявления, "мы оставляем за собой право проигнорировать ваше решение".

Уволенные, по словам крымского муфтия, не смогут стать имамами ни в одной мечети до тех пор, "пока не пересмотрят свои позиции". "Если они поменяют свои взгляды, дорога назад всегда открыта, - разъясняет Эмирали Аблаев. - Но они этого не делают. А если открыть им (ваххабитам) двери, дать им ход - они на всЈ способны, им нужна власть. Мы считаем, что они не знают основ ислама. У нас есть Коран и Сунна, и никакой ревизии не надо. Государство не ставит нам, мусульманам, никаких ограничений - почему же мы должны поддерживать организацию, признанную преступной даже в исламских странах?".

У ваххабитов всЈ меньше возможностей

Хотя в крымском муфтияте и надеются, что позиция светских властей по отношению к исламистам меняется к лучшему, предыдущий опыт взаимодействия с ними вызывает серьезные претензии. "Любая партия или организация порождаются со стороны государства, - убежден председатель ДУМК. - Мы призывали власти: не надо поддерживать исламистов, но Комитет по делам религий регистрировал их организации. Если бы они переживали за то, что это приведет к чему-то нехорошему, с ними можно было бы работать. Власти видят опасность, но ваххабиты, хизбы, салафиты не угрожают ни одной другой конфессии. "Хизб ут-Тахрир" создана только для того, чтобы расколоть мусульман".

В результате в Крыму сейчас действует около 30-ти автономных мусульманских общин, не подконтрольных "официальным" духовным властям (в подчинении крымского муфтия - 310 общин). "Какие они - этого никто не знает, - говорит муфтий Аблаев. - У властей была идея создать параллельный ДУМК, но ничего не вышло". Правда, с Комитетом по делам религий Крыма все-таки удалось договориться: автономные общины больше не регистрируют.

И сейчас борьба с ваххабизмом в Крыму идет по всем направлениям. Если еще недавно на полуострове действовали несколько зарубежных - саудовских и турецких - "благотворительных" фондов, в том числе "Бирлик", "Зам-Зам" и ряд других, то теперь остался только "Арраид", подписавший соответствующий договор с ДУМК. Он и спонсирует единственную строящуюся сейчас на полуострове мечеть.

Изгнанные из Крыма фонды "пытались вести свою политику, не согласовывая ее с ДУМК", поясняет Эмирали Аблаев. 3-4 года назад они организовывали на полуострове некие исламские лагеря, не спрашивая разрешения муфтията. "Теперь правоохранительные органы проверяют, есть ли у устроителей подобных акций разрешение ДУМК, - говорит муфтий Крыма. - В отличие от России, процесс находится под контролем. До 2000 года у нас была такая же ситуация - никто не знал, кто чем занимается. Какие-то студенты-арабы ездили по деревням, якобы учили исламу - а когда проверили, выяснилось, что они вообще не имеют права никого обучать".

Теперь ни в одном крымскотатарском селе нет самозваных "учителей ислама". "Если кто и появится, у них везде спрашивают: есть ли разрешение от ДУМК? - с гордостью рассказывает Аблаев. - Земельные участки под строительство мечети выделяются только по нашему письму. Деньги на строительство мы привлекаем сами. Построили мечеть (за счет средств благотворительного фонда) - и до свидания, имама назначаем мы, Духовное управление. Раньше, пока год-два строили мечеть, они ("благотворители") одновременно готовили и своего имама, чтобы он сразу начинал служить. Может быть, у спонсоров и есть намерения сохранить свое влияние - но это у них не получится".

Социальные корни исламского фундаментализма

Как уверял на своей последней пресс-конференции Абдуселям Селяметов, деятельность "Хизб ут-Тахрир" в Крыму и на Украине не предусматривает вхождение во власть. Однако "глас хизбутовцев", похоже, лукавит. Проблема распространения радикального ислама в Крыму имеет явно выраженную социальную подоплеку, следовательно, исламизм здесь неизбежно будет нести в себе мощную политическую составляющую.

"Последние несколько лет отмечается падение рейтинга меджлиса, - комментирует ситуацию "Росбалту" хорошо информированный крымский аналитик, пожелавший не указывать своего имени. - Его лидеры удачно встроились во власть и сидят на хороших деньгах. В меджлисе нет оппозиции - есть мнение Мустафы Джемилева (председателя этой организации - прим.) и неправильное. Рядовые крымские татары чувствуют себя пешками, которых используют для достижения своих целей".

Это порождает у некоторых политически активных татар чувство разочарования, поскольку планы создания крымскотатарской государственности, установления "татарской власти" в Крыму сейчас так же далеки от реальности, как и пятнадцать лет назад.

Как и в России, "в исламисты" нередко идут не нашедшие себя в современном социуме - например, девушка, не поступившая в институт, но считающая себя вполне достойной учебы в нем, становится истовой мусульманкой. "Ислам дает таким людям смысл, стержень жизни, - говорит эксперт. - Это - убежденные ваххабиты. Чужому человеку практически невозможно выйти с ними на контакт. Выхода на исламистское подполье не имеют, кажется, даже спецслужбы". Но, конечно, помимо фанатиков, в исламистских рядах немало молодежи, попросту поддавшейся "модному" веянию.

Росту исламистских настроений на полуострове способствовало серьезное иностранное влияние. В Крым ехали учиться многочисленные палестинцы, иорданцы - в основном, выходцы из небогатых классов, привносящие соответствующие настроения. В свою очередь, молодые крымские татары уезжали учиться в Турцию. Однако бесплатное образование там - прежде всего религиозное. Закончив медресе и вернувшись на родину, они неожиданно почувствовали себя авторитетными людьми - еще бы, к этим двадцатилетним парням обращались за советом даже седые старики. Вокруг таких "учителей" стали складываться исламистские группы.

"В 2003 году ситуация начала развиваться стремительно, - рассказывает наш крымский собеседник. - Сформировались два течения: первое - фундаменталистское, второе - из числа недовольных меджлисом и просто сменивших вывеску на исламистскую". Прошлогодние события вокруг симферопольского бара "Cotton club" и в селе Морском - о которых подробно писал "Росбалт" - выявили как тенденцию к самоорганизации русской и крымскотатарской общин, так и дальнейшее падение авторитета Мустафы Джемилева среди крымских татар. Исламисты быстро набирали вес. Однако октябрьское появление на телеэкранах хизбутовского пресс-секретаря Селяметова, похоже, помогло спецслужбам нащупать ходы к фундаменталистам. Осознав опасность, они предпочли затаиться.

А затем на Украине началась президентская кампания. "Внимание всех было привлечено к этим событиям, и интерес к исламизму заметно упал, - констатирует крымский аналитик. - Ведь фундаменталисты, по сути, были просто клапаном социального протеста. Теперь Джемилев попытается выжать из победы Ющенко как можно больше".

"Произошел резкий спад активности исламистов, - подтвердил "Росбалту" эту оценку сам Мустафа Джемилев. - Правда, во время выборов они твердили, что мусульмане не должны в них участвовать. Я говорил им: вы - провокаторы, объективно работаете на преступную власть. Всем понятно, что крымский татарин будет голосовать за Ющенко... Всерьез мы их сейчас не воспринимаем. А результаты выборов их вообще деморализовали".

Впрочем, в Симферополе многие уверены, что лидер меджлиса делает хорошую мину при плохой игре, тогда как в реальности за Януковича проголосовали не единицы, а около половины крымских татар.

Затишье перед бурей?

"Мы еще услышим об исламистах летом-осенью, когда окончательно схлынет эйфория президентской избирательной кампании, - считает анонимный крымский собеседник "Росбалта". - ВсЈ вернется, когда крымские татары поймут, что получили гораздо меньше, чем им обещали. Сейчас Мустафа Джемилев чувствует себя "на коне", но ситуация с ростом популярности исламизма повторится, и в более серьезном масштабе".

Крайне сомнительно, что "оранжевые" Киев и Симферополь пойдут на уступки в принципиальном вопросе - восстановлении, как говорят меджлисовцы, "того, что было ликвидировано в 1944 году в результате преступного указа Сталина", то есть крымскотатарской национально-территориальной автономии. А значит, у экстремистов вновь появится повод для разжигания протестных настроений среди крымских татар.

Однако, у "альтернативного ислама", в чем признался и хизбутовец Селяметов, - большие проблемы с финансированием. Все средства, перечисляемые из-за рубежа на строительство мечетей и поддержку других проектов крымских татар, в обязательном порядке проходят через меджлис. Поэтому "Хизб ут-Тахрир" ищет иные каналы финансирования. Но найти и отстроить их, как видно, будет непросто.

"У меджлиса и ДУМК хватит сил, чтобы поставить их на место", - уверен муфтий Крыма Эмирали Аблаев. Без массированной поддержки внешних сил фундаменталисты, хотя число их приверженцев и будет расти, не станут в Крыму серьезным политическим фактором. Но этот прогноз, возможно, выглядит слишком оптимистическим...

http://www.rosbalt.ru/2005/05/05/207281.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яна Амелина
​​​​​​​Фантом пантюркизма
Кто мешает активной политике России на Кавказе?
15.06.2022
Аналитический доклад «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России»
К выходу новой книги Кавказского геополитического клуба
22.05.2017
Россия: между «цветной революцией» и сменой элит. Стране нужны идеология и элитозамещение
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
15.05.2017
Все статьи Яна Амелина
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11