Светская власть на страже закона
О появлении в Крыму последователей "Хизб ут-Тахрир" - партии, ставящей своей целью построение всемирного исламского халифата и запрещенной во многих государствах, в том числе в России - стало известно пару лет назад. Долгое время члены этой нелегальной партии оставались эдакой "вещью в себе" - о них много говорили, но "вживую" исламистов мало кто видел. Зато потом увидели все...В середине октября 2004 года неформальный пресс-секретарь крымских хизбутовцев Абдуселям Селяметов принял участие в передаче "Действующие лица" Черноморской телерадиокомпании. Это стало сенсацией. Он заявил, что целью партии в Крыму является "исключительно просветительская деятельность - просвещаем мусульман и немусульман, возвращаем утраченные истины".
Затем Селяметов дал еще несколько интервью - и "залег на дно", вновь представ перед публикой лишь после недавнего осуждения Балаклавским районным судом Севастополя нескольких членов "Хизб ут-Тахрир" за незаконную политическую деятельность. Им инкриминировалось незаконное распространение на территории Севастополя листовок с различными призывами. Выступивший на суде в качестве свидетеля местный имам заявил, что хизбутовцы неоднократно ему угрожали. 31 марта суд приговорил нарушителей к штрафам в размере от 400 до 500 гривен. Сами они, однако, охарактеризовали процесс как "сведение личных счетов".
Как заявил на Селяметов прошедшей 5 апреля пресс-конференции в Симферополе, "никаких фактов террористической и экстремистской деятельности "Хизб ут-Тахрир" никогда не приводилось, не приводится, и не будет приводиться... Вся наша деятельность носит исключительно идеологический характер".
Однако, вопреки этим уверениям, член Севастопольского регионального меджлиса крымских татар Ленур Османов указывает на то, что деятельность "Хизб ут-Тахрир" ведет к религиозной розни среди крымскотатарского населения и нарушает положения ряда украинских законов.
"Глашатай" крымской "Хизб ут-Тахрир", Селяметов не назвал численности партии (по некоторым оценкам, общее число сторонников "чистого ислама" составляет в Крыму от 3 до 5 тысяч), подчеркнув, что живет она исключительно на добровольные личные пожертвования своих членов. Рассказал он и о планах хизбутовцев - в обозримом будущем, они намерены легализоваться, над чем сейчас "плотно работают".
...Сразу после общения с журналистами пресс-секретарь хизбутовцев был задержан и доставлен в Центральный райотдел милиции Симферополя, где ему предъявили обвинение все по той же статье 158 Административного кодекса Украины ("Незаконное занятие политической деятельностью").
Муфтият изгоняет сторонников "Хизб ут-Тахрир"
Не остались в стороне от борьбы с экстремизмом и представители "официального" ислама. Осенью прошлого года Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) начало увольнять имамов-сторонников "Хизб ут-Тахрир". Вокруг некоторых из них складывались общины, до 70 процентов членов которых, в основном молодежь, были хизбутовцами. "У нас нет ничего общего ни с хизбами, ни с ваххабитами, ни с другими радикалами, - отмечается в обращении ДУМК от 18 августа 2004 г. - Имамы, проповедующие идеи Хизба, не имеют права нести службу в наших мечетях".В итоге свои посты покинули с десяток имамов (некоторые эксперты увеличивают эту цифру до 30). Одним из последних, в феврале, был уволен имам мечети в Старом Крыму. "Вместо него поставили парня, окончившего учебу в Турции, - рассказал "Росбалту" председатель ДУМК, муфтий Крыма Эмирали Аблаев. - Мы уверены, что он свободен от влияния фундаменталистских организаций". Однако еще полгода-год муфтият будет пристально следить за работой нового имама.
Жесткие действия муфтията по нраву далеко не всем. "Некоторые освобожденные имамы упираются - говорят: "докажите, что мы живем не по исламу", - рассказывает Аблаев. - Но если человек считает себя мусульманином, он должен подчиняться своему руководству".
Отмечены случаи и прямого неповиновения. Так, сторонники уволенного имама симферопольской мечети Кебир Джами Руслана Мустафаева (с него началась борьба с хизбутовцами среди исламского духовенства Крыма) в течение нескольких недель каждую пятницу собирались у мечети и требовали оставить его при должности.
253 члена алуштинской мусульманской общины подписали заявление, в котором, назвав решение ДУМК противоречащим шариату, требовали восстановить в должности уволенного имама Эльвина Кадырова. В случае отрицательного ответа, указали авторы заявления, "мы оставляем за собой право проигнорировать ваше решение".
Уволенные, по словам крымского муфтия, не смогут стать имамами ни в одной мечети до тех пор, "пока не пересмотрят свои позиции". "Если они поменяют свои взгляды, дорога назад всегда открыта, - разъясняет Эмирали Аблаев. - Но они этого не делают. А если открыть им (ваххабитам) двери, дать им ход - они на всЈ способны, им нужна власть. Мы считаем, что они не знают основ ислама. У нас есть Коран и Сунна, и никакой ревизии не надо. Государство не ставит нам, мусульманам, никаких ограничений - почему же мы должны поддерживать организацию, признанную преступной даже в исламских странах?".
У ваххабитов всЈ меньше возможностей
Хотя в крымском муфтияте и надеются, что позиция светских властей по отношению к исламистам меняется к лучшему, предыдущий опыт взаимодействия с ними вызывает серьезные претензии. "Любая партия или организация порождаются со стороны государства, - убежден председатель ДУМК. - Мы призывали власти: не надо поддерживать исламистов, но Комитет по делам религий регистрировал их организации. Если бы они переживали за то, что это приведет к чему-то нехорошему, с ними можно было бы работать. Власти видят опасность, но ваххабиты, хизбы, салафиты не угрожают ни одной другой конфессии. "Хизб ут-Тахрир" создана только для того, чтобы расколоть мусульман".В результате в Крыму сейчас действует около 30-ти автономных мусульманских общин, не подконтрольных "официальным" духовным властям (в подчинении крымского муфтия - 310 общин). "Какие они - этого никто не знает, - говорит муфтий Аблаев. - У властей была идея создать параллельный ДУМК, но ничего не вышло". Правда, с Комитетом по делам религий Крыма все-таки удалось договориться: автономные общины больше не регистрируют.
И сейчас борьба с ваххабизмом в Крыму идет по всем направлениям. Если еще недавно на полуострове действовали несколько зарубежных - саудовских и турецких - "благотворительных" фондов, в том числе "Бирлик", "Зам-Зам" и ряд других, то теперь остался только "Арраид", подписавший соответствующий договор с ДУМК. Он и спонсирует единственную строящуюся сейчас на полуострове мечеть.
Изгнанные из Крыма фонды "пытались вести свою политику, не согласовывая ее с ДУМК", поясняет Эмирали Аблаев. 3-4 года назад они организовывали на полуострове некие исламские лагеря, не спрашивая разрешения муфтията. "Теперь правоохранительные органы проверяют, есть ли у устроителей подобных акций разрешение ДУМК, - говорит муфтий Крыма. - В отличие от России, процесс находится под контролем. До 2000 года у нас была такая же ситуация - никто не знал, кто чем занимается. Какие-то студенты-арабы ездили по деревням, якобы учили исламу - а когда проверили, выяснилось, что они вообще не имеют права никого обучать".
Теперь ни в одном крымскотатарском селе нет самозваных "учителей ислама". "Если кто и появится, у них везде спрашивают: есть ли разрешение от ДУМК? - с гордостью рассказывает Аблаев. - Земельные участки под строительство мечети выделяются только по нашему письму. Деньги на строительство мы привлекаем сами. Построили мечеть (за счет средств благотворительного фонда) - и до свидания, имама назначаем мы, Духовное управление. Раньше, пока год-два строили мечеть, они ("благотворители") одновременно готовили и своего имама, чтобы он сразу начинал служить. Может быть, у спонсоров и есть намерения сохранить свое влияние - но это у них не получится".
Социальные корни исламского фундаментализма
Как уверял на своей последней пресс-конференции Абдуселям Селяметов, деятельность "Хизб ут-Тахрир" в Крыму и на Украине не предусматривает вхождение во власть. Однако "глас хизбутовцев", похоже, лукавит. Проблема распространения радикального ислама в Крыму имеет явно выраженную социальную подоплеку, следовательно, исламизм здесь неизбежно будет нести в себе мощную политическую составляющую."Последние несколько лет отмечается падение рейтинга меджлиса, - комментирует ситуацию "Росбалту" хорошо информированный крымский аналитик, пожелавший не указывать своего имени. - Его лидеры удачно встроились во власть и сидят на хороших деньгах. В меджлисе нет оппозиции - есть мнение Мустафы Джемилева (председателя этой организации - прим.) и неправильное. Рядовые крымские татары чувствуют себя пешками, которых используют для достижения своих целей".
Это порождает у некоторых политически активных татар чувство разочарования, поскольку планы создания крымскотатарской государственности, установления "татарской власти" в Крыму сейчас так же далеки от реальности, как и пятнадцать лет назад.
Как и в России, "в исламисты" нередко идут не нашедшие себя в современном социуме - например, девушка, не поступившая в институт, но считающая себя вполне достойной учебы в нем, становится истовой мусульманкой. "Ислам дает таким людям смысл, стержень жизни, - говорит эксперт. - Это - убежденные ваххабиты. Чужому человеку практически невозможно выйти с ними на контакт. Выхода на исламистское подполье не имеют, кажется, даже спецслужбы". Но, конечно, помимо фанатиков, в исламистских рядах немало молодежи, попросту поддавшейся "модному" веянию.
Росту исламистских настроений на полуострове способствовало серьезное иностранное влияние. В Крым ехали учиться многочисленные палестинцы, иорданцы - в основном, выходцы из небогатых классов, привносящие соответствующие настроения. В свою очередь, молодые крымские татары уезжали учиться в Турцию. Однако бесплатное образование там - прежде всего религиозное. Закончив медресе и вернувшись на родину, они неожиданно почувствовали себя авторитетными людьми - еще бы, к этим двадцатилетним парням обращались за советом даже седые старики. Вокруг таких "учителей" стали складываться исламистские группы.
"В 2003 году ситуация начала развиваться стремительно, - рассказывает наш крымский собеседник. - Сформировались два течения: первое - фундаменталистское, второе - из числа недовольных меджлисом и просто сменивших вывеску на исламистскую". Прошлогодние события вокруг симферопольского бара "Cotton club" и в селе Морском - о которых подробно писал "Росбалт" - выявили как тенденцию к самоорганизации русской и крымскотатарской общин, так и дальнейшее падение авторитета Мустафы Джемилева среди крымских татар. Исламисты быстро набирали вес. Однако октябрьское появление на телеэкранах хизбутовского пресс-секретаря Селяметова, похоже, помогло спецслужбам нащупать ходы к фундаменталистам. Осознав опасность, они предпочли затаиться.
А затем на Украине началась президентская кампания. "Внимание всех было привлечено к этим событиям, и интерес к исламизму заметно упал, - констатирует крымский аналитик. - Ведь фундаменталисты, по сути, были просто клапаном социального протеста. Теперь Джемилев попытается выжать из победы Ющенко как можно больше".
"Произошел резкий спад активности исламистов, - подтвердил "Росбалту" эту оценку сам Мустафа Джемилев. - Правда, во время выборов они твердили, что мусульмане не должны в них участвовать. Я говорил им: вы - провокаторы, объективно работаете на преступную власть. Всем понятно, что крымский татарин будет голосовать за Ющенко... Всерьез мы их сейчас не воспринимаем. А результаты выборов их вообще деморализовали".
Впрочем, в Симферополе многие уверены, что лидер меджлиса делает хорошую мину при плохой игре, тогда как в реальности за Януковича проголосовали не единицы, а около половины крымских татар.
Затишье перед бурей?
"Мы еще услышим об исламистах летом-осенью, когда окончательно схлынет эйфория президентской избирательной кампании, - считает анонимный крымский собеседник "Росбалта". - ВсЈ вернется, когда крымские татары поймут, что получили гораздо меньше, чем им обещали. Сейчас Мустафа Джемилев чувствует себя "на коне", но ситуация с ростом популярности исламизма повторится, и в более серьезном масштабе".Крайне сомнительно, что "оранжевые" Киев и Симферополь пойдут на уступки в принципиальном вопросе - восстановлении, как говорят меджлисовцы, "того, что было ликвидировано в 1944 году в результате преступного указа Сталина", то есть крымскотатарской национально-территориальной автономии. А значит, у экстремистов вновь появится повод для разжигания протестных настроений среди крымских татар.
Однако, у "альтернативного ислама", в чем признался и хизбутовец Селяметов, - большие проблемы с финансированием. Все средства, перечисляемые из-за рубежа на строительство мечетей и поддержку других проектов крымских татар, в обязательном порядке проходят через меджлис. Поэтому "Хизб ут-Тахрир" ищет иные каналы финансирования. Но найти и отстроить их, как видно, будет непросто.
"У меджлиса и ДУМК хватит сил, чтобы поставить их на место", - уверен муфтий Крыма Эмирали Аблаев. Без массированной поддержки внешних сил фундаменталисты, хотя число их приверженцев и будет расти, не станут в Крыму серьезным политическим фактором. Но этот прогноз, возможно, выглядит слишком оптимистическим...
http://www.rosbalt.ru/2005/05/05/207281.html