itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Альтернативы либерализму - состоялся международный семинар

0
99
Время на чтение 7 минут
26-го апреля в конференц-зале гостиницы Марко-Поло состоялось 5-е заседание Евразийского экономического клуба. Участием семинар почтили представители интеллектуальных элит, экономисты, политологи, представители действующей власти, журналисты центральных СМИ: Михаил Леонтьев - руководитель отдела авторских программ Первого канала, ведущий российский экономист Михаил Делягин, Сергей Марков - директор Института политических исследований, Александр Дугин - лидер Международного "Евразийского движения", Михаил Малютин - зам. директора Экспертного института при РСПП, сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин, Виктор МилитарЈв и другие.

Александр Дугин, открывая семинар, прочитал интерактивный доклад, посвящЈнный "Коррекциям и альтернативе либерализма в России"."Мы слышим много критики и вариантов изложения доктрин либерализма, но по сути дела разговор почти никогда не заходит о существе того, с чем мы имеем дело. С одной стороны все, по умолчанию, знают, о чЈм мы говорим, с другой - каждый подразумевает что-то своЈ." Дугин представил общую дискуссионную платформу и метаязык, на основе которых экспертной аудитории было предложено "думать и говорить на эту тему".

"Сегодня существует фундаментальная смена парадигм - и в российском обществе и в западном, и в обществе стран Востока происходит революция, по своему содержанию сопоставимая с тем, что произошло на заре "нового времени", когда начался распад традиционных обществ и становление новой просвещенческой парадигмы. В "новом времени" мы жили, не задумываясь, где мы живЈм, у нас было ясное представление о смысле истории - что было до этого, и что последовало. Сегодня всЈ стоит под вопросом. И следует заново обратиться к представлениям о фундаментальных циклах истории, с которыми мы сталкиваемся.

Можно выделить три уровня, фундаментальных для нашего понимания либерализма и места в нЈм российской экономики и еЈ перспектив развития, которые принипиально затрагивают суть вопроса. Три основные парадигмы цивилизации таковы. Первая - цивилизация премодерна или традиционного общества. Это форма существования человечества, основанная на религиозных принципиальных архаических основах. Большая часть нашей истории, с совторения мира до сегодняшнего дня, существовала именно в премодерне, в рамках традиционного общества.

На рубеже эпохи Просвещения, в XVI-XVII в.в. и до конца XX в. мы жили в эпохе "нового времени", который обычно называют модерном. Это была совершенно отдельная цивилизация, с совершенно иными идеологиями и мировоззрениями, которая была прямым отрицанием премодерна. Между модерном и премодерном соотношение примерно как между плюсом и минусом, всЈ, что утверждалось в традиционном обществе, картина человеческой антропологии, теологии, хозяйства, общества, политики, быта, этики - всЈ это отрицалось в модерне, и отрицание этого было главным стимулом перехода к модерну.

Но в конце XX в., буквально несколько десятилетий назад, человечество, которое спокойно существовало в модерне, вдруг стало осознавать, что происходит нечто странное, и повестка модерна, программа модерна в своЈм отрицании премодерна исчерпала себя. И возникает феномен, который условно был назван постмодерном. Это актуальный западный мир, посл. четв. XX - нач. XXI в.в. Это довольно условное представление и условная конструкция, но многие исследователи в этой области вскоре стали осознавать, что между модерном и постмодерном существует почти такая же разница, буквально пропасть, как между модерном и премодерном. Вся повестка дня модерна в постмодерне была по сути дела отменена."

В докладе спикера Клуба следовало раскрытие параллельных уровней технологического развития, в соответствии с тремя моделями цивилизации: "Речь идЈт не о случайной периодизации, а о очень серьЈзных сдвигах в структуре экономики, промышленности и технологического уклада. Премодерну соответствовала прединдустриальное общество, модерну индустриальное, постмодерну - подстиндустриальное. Очень любопытна манера современных экономистов делить экономику на три сектора - первичный, вторичный и третичный. С т.з. наложения этих трЈх парадигм друг на друга возникает интересная взаимосвязь. Премодерну соответствует первичный сектор экономики - аграрное хозяйство, ремЈсла, модерну соовтетствует вторичный сектор - это промышленность, и постмодерну соответствует третичный, который включает в себя сферу услуг, в том числе финансовые, юридические, консалтинговые и т.д...

Здесь невероятно важно, что в смене парадигм затрагиваются глубинные основы человека. Речь и о технологии, и экономическом укладе, но одновременно и о таких фундаментальных вещах человеческого существа, как представлении о времени. Премодерну, сельскому обществу, аграрному сектору соответствует представление о вечности или цикличности. Отсюда культы, связанные с циклами сельскохозяйственных работ. Модерну и промышленному сектору соответствует представление о истории, о том, что имеет начало и конец. Промышленное производство не связано с естественным природным сезонным циклом - отсюда возникает концепция линейного времени, одномерного прогресса, который полностью доминирует исключительно в промышленном индустриальном укладе. Для рабочего сезонные циклы это акциденция, в то время как для крестьянина это фундаментальные основы бытия.

В постмодерне этому соовтетствует фукуямовский "конец истории" или бодрийяровская концепция "пост-истории". Меняется представление о реальности: на месте сакрального, после реального приходит виртуальное, на место науки - игры и ирония, на место рационализма - пародия. Речь идЈт не просто о стиле, о моде, о постановке в большом театре оперы Сорокина "Дети Розенталя" и т.д., но о совершенно специфической форме восприятия реальности. И поскольку человеческое сознание практически и формирует ту реальность, в которой оно живет, соответственно речь идЈт об изменении реальности как таковой."

От технологического развития и экономики Александр Дугин перевЈл тему доклада в идеологическую плоскость: "Любопытно, что в эпоху модерна существовало три основных идеологии, которые соответствовали каждый своей парадигме в рамках модерна. У каждой было своЈ представление, как следует относиться к премодерну, к самому модерну и каким они бы желали видеть постмодерн.

Первая из идеологий, которая потерпела поражение - идеология фашизма. Фашизм в своей основе был модернистическим явлением, но которое стремилось сочетать премодерн с модерном. В т.ч. такие вещи как гиперборейская языческая традиция (даже в несколько большей степени, чем крестьянская) и модернизацию экономики и промышленности. Фашизм видел в премодерне гиперборейскую традицию, которую воспринимал как позитивную реальность, сам модерн он воспринимал как идеологию национал-социализма, Германию времЈн правления Гитлера и "страны оси", а в качестве постмодернистической модели был выбран "тысячелетний планетарный Райх", там должна была закончиться история, пройдя необходимый этап модернизации. Это была первая альтернатива модерну, где архаические элементы брались как нечто позитивное.

Вторая модель - идеология коммунизма. В ней тоже было своЈ специфическое представление о премодерне и исторической диалектике - от "пещерного коммунизма", через классовое общество и капитализм. Это было премодерном для коммунизма, а социализм, СССР и советский лагерь это был коммунстический модерн, здесь присутствовала и модернизация, которая тоже была альтернативной, также было и своЈ представление о утопической постмодернистической перспективе - наступление всеобщего планетарного коммунизма после свершения мировой пролетарской революции. Эта идеология также потерпела крах, но, в отличие от фашизма, уже совсем недавно.

Модель третья - либерализм, который относится к премодерну как архаическим обществам и феодализму, относится, рассматривая феодализм, как отрицанием чего стала капиталистическая формация и проект модернизации либерализм видит в либерал-капитализме, буржуазной демокртии. Это единственная идеология модерна, которая не проиграла в XX в. - в отличие от фашизма и комунизма, - но выиграла. И это единственная идеология, которая смогла реально сформировать постмодерн - не только как проект, которому не суждено было осуществиться, но как реальность, в который мы с вами живЈм: это "информационное общество", one world, "мировое государство", "глобализм" и т.д. Постмодерн это конец истории, о котором говорил Фукуяма, с торжеством либеральной демократии в самом глобальном смысле... После краха предшествующих альтернативных форм модернизации либерализм остался единственной идеологией, которая перешла в модерн."

Спикер клуба остановился на современной ситуации в России и состоянии российской экономики в целом, в которой "последние 14 лет доминируют либеральные представления, люди, которые осуществляют проекты в российской экономике или по крайней мере руководят экономическим сектором в правительстве - они являются сторонниками либерализма. Как так получилось? Я думаю, что это абсолютно закономерная вещь.

Когда стало ясно, что экономика советского цикла в постмодерн попасть не может, а это значит, что хрущЈвское предсказание коммунизма в 80-е годы не сбылось, и соответственно в этот момент люди приходят в состояние помешательства, забрезжил страшный вопрос в сознании позднесоветской элиты и ГорбачЈва - что делать? ВсЈ рушится, и рушится не в экономике, а прежде всего в сознании. И возникает идея, что можно попасть в постмодерн "нахаляву", что можно попроситься туда, не в качестве конкурента, а интегрироваться в пояс западного либерального мира на сослагательной основе. Ясно, что полноценному коммунисту, стороннику альтернативного модернизационного проекта это в голову прити не может. Но старому коммунисту, выжившему из ума, такая мысль могла показаться приемлемой."

О соотношении либерализма и модернизации высказался Михаил Леонтьев: "Нет ни одной страны мира, кроме Великобритании, где бы модернизация была проведена преимущественно либеральными средствами. В Британии это происходило на фоне абсолютного господства в мировой торговле и на морях - маленькое субъективное обстоятельство. Все остальные страны модернизировались вне этого обстоятельства, так или иначе в "некорректной" с их позиции форме, с использование нелиберальных инструментов. Другого типа модернизации история человечества не знает. Поэтому навязывание либерализма является отрицанием возможности серьЈзных модернизационных перспектив."

Политолог Сергей Марков заявил, что необходима культурная абсорбция экономики, как наиболее антагонистичной и антиобщественной среды: "Я всегда говорил - люди, которые имеют большие финансовые накопления, это несчастные люди, они функционируют как машины по 12 часов в сутки. Но необходимо развести экономику и культурное развитие, первое не никоим образом должно влиять на второе. Обратная зависимость - только приветствуется.

И о современных политических альтернативах в России, которых, по его мнению три, где "первая - квазилиберальная деградирующая маргинальная субкультура в либерализме; второй вариант - промышленная политика, отраслевые группы, которые пытались создать гражданское общество, но все эти годы терпели поражение; третья группа - социалисты, которые так и не выдвинули внятной экономической программы; четвЈртая - институционалисты, которая толком пока не оформлена. В чЈм сила правительства - в том, что ему пока так и не создана реальная альтернатива в нашей стране. Я считаю, что такой альтернативной идеологией должна быть трансформация институциональных идей в аутентичной российской версии".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25