Более того, 90-е годы были периодом самой активной промышленной политики в истории России, отсюда беспрецедентное изменение динамики показателей (по данным ЮНИДО, в 90-е годы сходную динамику имела индустрия трех стран в мире - Ирака, Югославии и РФ; в первых двух было воздействие на промышленность бомбами извне, а в РФ - политики своего государства). Только за 1991-1994 гг. объем производства снизился в 2 раза, и причиной этого были политические решения. Результатом промышленной политики стали и структурные изменения - за 90-е годы продукция гражданского машиностроения сократилась в 6 раз.
Начиная с 2001 г. говорится о новой промышленной политике. Мол, прежняя была плохой и ее надо менять. В докладе главы Экономического управления Администрации Президента РФ А.В.Данилова-Данильяна "Основы новой промышленной политики России" (27 мая 2004 г.) даже сказано: "Термин "промышленная политика" многими воспринимается плохо. Виной тому - крайне неудачное наполнение этого термина конкретными мерами в начале и в середине 90-х годов... Если реализуются неразумные меры, то это дискредитирует любую политику".
Тезис о "неудачной" политике и "неразумных" мерах кочует из доклада в доклад, но смысла не имеет. В чем неудача? Каковы были цели реформы? Результат им противоречит? Напротив, идеологи реформы говорят, что "сделано великое дело". Отказ от рефлексии, от структурного анализа политики 90-х годов ведет к беспомощности в выработке новой политики. Под углом зрения методологии рассмотрим главные положения нового подхода.
Наиболее полно они выражены в докладе Торгово-промышленной палаты РФ "О задаче разработки промышленной политики в России" (2003 г.). В последующих докладах лишь оттеняются установки этого документа, а в нем видна суть. О ней и будем говорить, а не о нюансах. Здесь выражено кредо всей политики реформ на новом этапе. Судя по всему, оно в малой степени осознается властной элитой, но устойчиво и потому неадекватно быстро меняющейся обстановке кризиса. Вот, коротко его главные качества.
1. Выведение политики из контекста главных общественных противоречий.
В документе сказано: "Нужно согласованное в обществе решение по целям и ценностям промышленной политики". С какими же общественными силами надо согласовывать самые главные установки политики (ее цели и ценности)? Сил всего две - "Государство" и "Бизнес". Таким образом, в число тех, с кем должны быть согласованы цели, не включаются ни трудящиеся (хотя бы в лице профсоюзов), ни структуры гражданского общества (хотя бы в лице политических партий). В обществе созрело глубокое противоречие, имеет место столкновение интересов и ценностей. Уход от диалога со всеми противостоящими силами неизбежно приведет к очередному провалу и углублению кризиса.
Если и говорят о противоречиях, то о частностях, а от фундаментальной стороны дела уходят. Вот пример: "Решение проблем промышленной политики находится в системе конфликтов интересов. Например, конфликта интересов сырьевого сектора и сектора высокой нормы передела... Это противоречие между задачей создания условий для предельной эффективности бизнеса и задачей его ответственности за стратегию развития, т. е. отчислений на подготовку кадров, обеспечение соответствующей науки...".
2. Резко искажены структура проблемы и "вес" ее элементов и факторов.
Главную задачу документ формулирует как "восстановление государственного правового механизма регулирования проблем промышленной политики". Далее говорится: "Есть и ряд более частных проблем. Изношенность основных фондов, низкое качество продукции и производительность труда, неприемлемая фондоемкость, технологическая отсталость. Они ведут к низкой конкурентоспособности российской промышленной продукции и на внутреннем, и на внешнем рынках... Слаб и не имеет стимулирующего характера спрос на внутреннем рынке... Российская промышленность всЈ больше теряет инновационный характер, утрачивается научно-технический потенциал ее воспроизводства. По каждой из этих частных проблем необходимо и, конечно, существует свое конкретное решение".
Неполадки в "правовом механизме" представлены как приоритетная проблема, а массивные и "неумолимые" процессы, происходящие в социальной и материально-технической сфере, считаются частными. Эта позиция ошибочна. То, что "слаб спрос на внутреннем рынке" - фактор первого ранга, правовым механизмом его не устранить. Сказать, что здесь "конечно, существует свое конкретное решение", - блеф. Перед нами - глубокое социальное противоречие, которое может быть решено только изменениями социального же масштаба, право может лишь закрепить их. "Низкая конкурентоспособность" - также проблема фундаментальная, а не частная.
Более того, всЈ это вместе составляет даже не порочный круг, а систему порочных кругов, которые в совокупности имеют характер исторической ловушки. О расчленении этих проблем и поиске "своего конкретного решения" для каждой из них не может быть и речи. Речь идет именно о решении системном, то есть о решении масштаба исторического выбора.
3. Неверная трактовка природы данного исторического периода.
Первая цель промышленной политики видится так: "Устойчивое экономическое развитие, для чего необходимо создание механизма государственного правового и экономического регулирования промышленного развития".
"Устойчивое развитие" - задача не чрезвычайного периода, а далекого стабильного будущего. Сейчас перед РФ стоит задача запуска хозяйства, как заглохшего зимой двигателя. Это иная задача, ее аналог - восстановительный период после войны в СССР, ФРГ и Японии. Сейчас, благодаря ценам на нефть, закрутился малый двигатель ТЭК, но это всего лишь стартер народного хозяйства, а основной двигатель пока что чихает.
Неадекватны и предлагаемые меры. За ориентир предлагают взять опыт Запада: "В истории на примерах целого ряда индустриально и постиндустриально развитых стран было видно, что... Значит, говоря серьезно о промышленной политике, мы должны иметь в виду...". Связи с реальностью РФ это не имеет. РФ находится в состоянии деиндустриализации, перехода от имевшейся промышленности к чему-то совершенно иному, с прохождением глубокого спада производства и НИОКР. Надо не брать за образец опыт "постиндустриально развитых стран", а исходить из реальной ситуации и тенденций в РФ.
И как можно вообще не сказать о сути выбора! Ведь мы на распутье: или возрождаем ядро индустриальной системы, которое внешними связями достраивается до целостного народного хозяйства - или интегрируемся в зону периферийного капитализма. Это и предопределяет всЈ остальное в промышленной политике, к чему ходить вокруг да около!
Документ отвергает государственный "дирижизм" и предлагает "понимание промышленной политики как усилий, направленных на перелив капитала из одной отрасли в другую". Это средство несоизмеримо с масштабом проблемы, оно вне времени и не тянет на то, чтобы стать основой промышленной политики. Перелив капитала может быть достаточен лишь в положениях вблизи равновесия. Для него нужны запасы капитала, готового к "переливу". А сегодня в РФ до предела изношен капитал всех отраслей. Локального избытка ресурсов, которые можно было бы "перелить" хотя бы в критические подсистемы хозяйства, нет.
Необходим новый период первоначального накопления, новый виток индустриализации, но это отвергается разработчиками промышленной политики РФ. Они хотят "отрегулировать" хозяйство действиями в сфере обращения (правовые нормы, налоги, стимулирование и пр.), а момент, когда можно было остановить деградацию хозяйства такими мерами, упущен.
4. Утопический тип мышления.
Либеральная утопия, почти изжитая в обществе, довлеет над сознанием экспертов правительства. К целям промышленной политики документ относит: "Стимулирование и включение рыночных механизмов промышленного развития, таких, как обеспечение опережающей разведки месторождений полезных ископаемых, финансирования прикладной и фундаментальной науки, НИОКР, разработки новых технологий, подготовки кадров".
Но за 15 лет мы убедились и обязаны принимать как эмпирический факт, что рыночные механизмы в наших условиях не могут взять на себя финансирование науки, образования и геологоразведки. Это вытекает не из теории, а из практики.
В докладе сказано: "Межсекторальный перелив капитала из банковского в промышленный сектор неэффективен и не работает... Это и есть задача номер один". Но какими средствами располагают банки и каковы потребности в инвестициях? Эти величины несоизмеримы. И почему же банки не делают крупных инвестиций в промышленность РФ? Вкладывать деньги в промышленность РФ невыгодно. Здесь велики издержки производства. Более того, говорят, что вкладывать деньги в РФ вредно.
17 апреля текущего года Герман Греф объяснял, что надо делать с деньгами: "Первая функция (стабилизационного фонда) очень малопонятна - это функция стерилизации избыточных денег". Да, функция малопонятная - для здравого смысла, а не для утопии. Стерилизовать деньги - как бродячих собак! Реформа такова, что в РФ "деньги не плодоносны".
Греф объясняет, что деньги "должны изыматься из экономики и не тратиться внутри страны", и продолжает: "Все профессиональные экономисты утверждают в один голос - стабилизационный фонд нужно инвестировать вне пределов страны для того, чтобы сохранить макроэкономическую стабильность внутри страны. Как это не парадоксально, инвестируя туда, мы больше на этом зарабатываем. Не в страну!".
Вот это и есть кредо промышленной политики РФ на "этапе Грефа-Кудрина" после радикальной деиндустриализации на "этапе Гайдара-Чубайса".
http://www.contr-tv.ru/common/1156/