Промышленная политика в России: утопии и результаты

0
104
Время на чтение 6 минут
В лексиконе реформ есть ритуальное словосочетание - "промышленная политика". Все кивают на то, что она "нужна", скептики говорят, что "ее нет". Термин, имевший ясное и ограниченное значение, превратился в клише, которое должно маскировать реальность. Уже сам тезис, что в 1990-е годы "не было промышленной политики", выпадает из рациональности. Не может такого быть, поскольку в РФ промышленность существовала. А отношение власти к существующим объектам всегда есть политика. Вспомним, что преступлением может быть как действие, так и бездействие.

Более того, 90-е годы были периодом самой активной промышленной политики в истории России, отсюда беспрецедентное изменение динамики показателей (по данным ЮНИДО, в 90-е годы сходную динамику имела индустрия трех стран в мире - Ирака, Югославии и РФ; в первых двух было воздействие на промышленность бомбами извне, а в РФ - политики своего государства). Только за 1991-1994 гг. объем производства снизился в 2 раза, и причиной этого были политические решения. Результатом промышленной политики стали и структурные изменения - за 90-е годы продукция гражданского машиностроения сократилась в 6 раз.

Начиная с 2001 г. говорится о новой промышленной политике. Мол, прежняя была плохой и ее надо менять. В докладе главы Экономического управления Администрации Президента РФ А.В.Данилова-Данильяна "Основы новой промышленной политики России" (27 мая 2004 г.) даже сказано: "Термин "промышленная политика" многими воспринимается плохо. Виной тому - крайне неудачное наполнение этого термина конкретными мерами в начале и в середине 90-х годов... Если реализуются неразумные меры, то это дискредитирует любую политику".

Тезис о "неудачной" политике и "неразумных" мерах кочует из доклада в доклад, но смысла не имеет. В чем неудача? Каковы были цели реформы? Результат им противоречит? Напротив, идеологи реформы говорят, что "сделано великое дело". Отказ от рефлексии, от структурного анализа политики 90-х годов ведет к беспомощности в выработке новой политики. Под углом зрения методологии рассмотрим главные положения нового подхода.

Наиболее полно они выражены в докладе Торгово-промышленной палаты РФ "О задаче разработки промышленной политики в России" (2003 г.). В последующих докладах лишь оттеняются установки этого документа, а в нем видна суть. О ней и будем говорить, а не о нюансах. Здесь выражено кредо всей политики реформ на новом этапе. Судя по всему, оно в малой степени осознается властной элитой, но устойчиво и потому неадекватно быстро меняющейся обстановке кризиса. Вот, коротко его главные качества.

1. Выведение политики из контекста главных общественных противоречий.

В документе сказано: "Нужно согласованное в обществе решение по целям и ценностям промышленной политики". С какими же общественными силами надо согласовывать самые главные установки политики (ее цели и ценности)? Сил всего две - "Государство" и "Бизнес". Таким образом, в число тех, с кем должны быть согласованы цели, не включаются ни трудящиеся (хотя бы в лице профсоюзов), ни структуры гражданского общества (хотя бы в лице политических партий). В обществе созрело глубокое противоречие, имеет место столкновение интересов и ценностей. Уход от диалога со всеми противостоящими силами неизбежно приведет к очередному провалу и углублению кризиса.

Если и говорят о противоречиях, то о частностях, а от фундаментальной стороны дела уходят. Вот пример: "Решение проблем промышленной политики находится в системе конфликтов интересов. Например, конфликта интересов сырьевого сектора и сектора высокой нормы передела... Это противоречие между задачей создания условий для предельной эффективности бизнеса и задачей его ответственности за стратегию развития, т. е. отчислений на подготовку кадров, обеспечение соответствующей науки...".

2. Резко искажены структура проблемы и "вес" ее элементов и факторов.

Главную задачу документ формулирует как "восстановление государственного правового механизма регулирования проблем промышленной политики". Далее говорится: "Есть и ряд более частных проблем. Изношенность основных фондов, низкое качество продукции и производительность труда, неприемлемая фондоемкость, технологическая отсталость. Они ведут к низкой конкурентоспособности российской промышленной продукции и на внутреннем, и на внешнем рынках... Слаб и не имеет стимулирующего характера спрос на внутреннем рынке... Российская промышленность всЈ больше теряет инновационный характер, утрачивается научно-технический потенциал ее воспроизводства. По каждой из этих частных проблем необходимо и, конечно, существует свое конкретное решение".

Неполадки в "правовом механизме" представлены как приоритетная проблема, а массивные и "неумолимые" процессы, происходящие в социальной и материально-технической сфере, считаются частными. Эта позиция ошибочна. То, что "слаб спрос на внутреннем рынке" - фактор первого ранга, правовым механизмом его не устранить. Сказать, что здесь "конечно, существует свое конкретное решение", - блеф. Перед нами - глубокое социальное противоречие, которое может быть решено только изменениями социального же масштаба, право может лишь закрепить их. "Низкая конкурентоспособность" - также проблема фундаментальная, а не частная.

Более того, всЈ это вместе составляет даже не порочный круг, а систему порочных кругов, которые в совокупности имеют характер исторической ловушки. О расчленении этих проблем и поиске "своего конкретного решения" для каждой из них не может быть и речи. Речь идет именно о решении системном, то есть о решении масштаба исторического выбора.

3. Неверная трактовка природы данного исторического периода.

Первая цель промышленной политики видится так: "Устойчивое экономическое развитие, для чего необходимо создание механизма государственного правового и экономического регулирования промышленного развития".

"Устойчивое развитие" - задача не чрезвычайного периода, а далекого стабильного будущего. Сейчас перед РФ стоит задача запуска хозяйства, как заглохшего зимой двигателя. Это иная задача, ее аналог - восстановительный период после войны в СССР, ФРГ и Японии. Сейчас, благодаря ценам на нефть, закрутился малый двигатель ТЭК, но это всего лишь стартер народного хозяйства, а основной двигатель пока что чихает.

Неадекватны и предлагаемые меры. За ориентир предлагают взять опыт Запада: "В истории на примерах целого ряда индустриально и постиндустриально развитых стран было видно, что... Значит, говоря серьезно о промышленной политике, мы должны иметь в виду...". Связи с реальностью РФ это не имеет. РФ находится в состоянии деиндустриализации, перехода от имевшейся промышленности к чему-то совершенно иному, с прохождением глубокого спада производства и НИОКР. Надо не брать за образец опыт "постиндустриально развитых стран", а исходить из реальной ситуации и тенденций в РФ.

И как можно вообще не сказать о сути выбора! Ведь мы на распутье: или возрождаем ядро индустриальной системы, которое внешними связями достраивается до целостного народного хозяйства - или интегрируемся в зону периферийного капитализма. Это и предопределяет всЈ остальное в промышленной политике, к чему ходить вокруг да около!

Документ отвергает государственный "дирижизм" и предлагает "понимание промышленной политики как усилий, направленных на перелив капитала из одной отрасли в другую". Это средство несоизмеримо с масштабом проблемы, оно вне времени и не тянет на то, чтобы стать основой промышленной политики. Перелив капитала может быть достаточен лишь в положениях вблизи равновесия. Для него нужны запасы капитала, готового к "переливу". А сегодня в РФ до предела изношен капитал всех отраслей. Локального избытка ресурсов, которые можно было бы "перелить" хотя бы в критические подсистемы хозяйства, нет.

Необходим новый период первоначального накопления, новый виток индустриализации, но это отвергается разработчиками промышленной политики РФ. Они хотят "отрегулировать" хозяйство действиями в сфере обращения (правовые нормы, налоги, стимулирование и пр.), а момент, когда можно было остановить деградацию хозяйства такими мерами, упущен.

4. Утопический тип мышления.

Либеральная утопия, почти изжитая в обществе, довлеет над сознанием экспертов правительства. К целям промышленной политики документ относит: "Стимулирование и включение рыночных механизмов промышленного развития, таких, как обеспечение опережающей разведки месторождений полезных ископаемых, финансирования прикладной и фундаментальной науки, НИОКР, разработки новых технологий, подготовки кадров".

Но за 15 лет мы убедились и обязаны принимать как эмпирический факт, что рыночные механизмы в наших условиях не могут взять на себя финансирование науки, образования и геологоразведки. Это вытекает не из теории, а из практики.

В докладе сказано: "Межсекторальный перелив капитала из банковского в промышленный сектор неэффективен и не работает... Это и есть задача номер один". Но какими средствами располагают банки и каковы потребности в инвестициях? Эти величины несоизмеримы. И почему же банки не делают крупных инвестиций в промышленность РФ? Вкладывать деньги в промышленность РФ невыгодно. Здесь велики издержки производства. Более того, говорят, что вкладывать деньги в РФ вредно.

17 апреля текущего года Герман Греф объяснял, что надо делать с деньгами: "Первая функция (стабилизационного фонда) очень малопонятна - это функция стерилизации избыточных денег". Да, функция малопонятная - для здравого смысла, а не для утопии. Стерилизовать деньги - как бродячих собак! Реформа такова, что в РФ "деньги не плодоносны".

Греф объясняет, что деньги "должны изыматься из экономики и не тратиться внутри страны", и продолжает: "Все профессиональные экономисты утверждают в один голос - стабилизационный фонд нужно инвестировать вне пределов страны для того, чтобы сохранить макроэкономическую стабильность внутри страны. Как это не парадоксально, инвестируя туда, мы больше на этом зарабатываем. Не в страну!".

Вот это и есть кредо промышленной политики РФ на "этапе Грефа-Кудрина" после радикальной деиндустриализации на "этапе Гайдара-Чубайса".

http://www.contr-tv.ru/common/1156/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Кара-Мурза
Все статьи Сергей Кара-Мурза
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16