Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

У России - своя "Звезда"

Александр  Лебедев, Красная звезда

23.04.2005

Как только не подается в СМИ открытие на базе Центральной телерадиостудии Минобороны РФ - первого в нашей стране государственного патриотического телеканала "Звезда"."Еще один шаг к милитаризации общества", "навязывание гражданам точки зрения военных", "разбазаривание государственных денег", "шаг в сторону от гражданского общества", "военные вмешиваются в политику"...

Возникает ощущение, что голоса вроде бы разные, но исходят они из одного источника. И возмущение какое-то неконструктивное. Ведь те же СМИ наконец-то заметили, что фонтан неограниченной возможности говорить, что вздумается, открытый в перестроечные времена, предстает все чаще в виде некоей культурной, социальной аномалии. Уж очень много от него грязных брызг. Те же телеэкраны захлестнул вал "жвачных", обыкновенно конъюнктурных сериалов, передач с "лицом" популярного ныне мультяшного уродца. Традиционно святые для нашего Отечества символы, в том числе и патриотизм, искажаются в угоду... И сразу вопрос: кому в угоду? Кому надо, чтобы даже человеческую любовь представляли в "голубом" да "розовом" цветах?

А теперь - о "Звезде". О том, что же это за канал "цвета хаки", рассказывает начальник Центральной телевизионной и радиовещательной студии Минобороны РФ капитан 1 ранга Александр ЛЕБЕДЕВ. Но прежде немного о нем самом. Офицер-подводник с Северного флота. С 1993 года плодотворно сотрудничает с ведущими российскими телерадиоорганизациями. Стал лауреатом многих телевизионных фестивалей за авторские и операторские работы. В 2000 году сформировал на Черноморском флоте первый телецентр в Вооруженных Силах Российской Федерации.

- Александр Алексеевич, в конце февраля "Звезда" взошла на телевизионной орбите, но говорят, что на канал сложно настроиться...

- Его легко можно найти между каналами "Муз ТВ" и "2х2". Пока наше вещание нацелено только на Москву и Подмосковье. Ведь нам досталась последняя незанятая эфирная частота, на которой возможно вещание в Москве. Может, из-за этого в основном и весь ажиотаж в прессе. На разработку 57-й дециметровой частоты ушел год, ведь вещание на этом канале могло создавать помехи радиоэлектронным средствам столичных аэропортов. Надо было установить специальные фильтры на аэродромную аппаратуру, заказать передатчик (у нас хороший, американский "Харрис", это современный передатчик, самый мощный из тех, что установлены на Останкинской телебашне), провести серьезные натурные испытания. Телевизионная антенна располагается на хорошей высоте - 412 метров.
В наших планах - чтобы "Звезду" могли смотреть во всех регионах России. К концу года должна быть построена телевизионная сеть, которая поможет транслировать канал в 51 регион страны.

- Получить этот вроде бы "неудобный" 57-й канал хотели бы многие...

- Конкуренты у нас были серьезные. Федеральной конкурсной комиссией рассматривались медиахолдинг "Совершенно секретно", телекомпания "Мир", "Школьник-ТВ". У некоторых людей наша победа на конкурсе именно с государственно-патриотической концепцией вызвала непонятное раздражение. Хотя есть спортивный канал, музыкальный, ВГТРК. Почему же не должно быть патриотического? Да, у нас присутствует идеологическая направленность, но мы не собираемся сидеть на шее государства. Канал будет работать, как и любой другой, - продавать рекламное время, программы, искать спонсоров. 10 процентов эфирного времени будет отведено информационному вещанию, 10 проц. "Звезда" отдает общественно-политическим программам, 20 - культурно-просветительским, еще 10 проц. будет занято военно-патриотической тематикой, 15 - зарезервировано за музыкальными и развлекательными блоками. 30 - кино, по 2,5 процента мы отвели на детские программы, на пользующиеся любовью и популярностью во всем мире отечественные мультфильмы и на спорт.

- Все перечисленное мы и без того видим на телеэкранах. В чем же особенность "Звезды"?

- Например, иностранных фильмов на 57-й частоте вы не увидите. В этом и будет особенность нашего канала: показ программ и фильмов российского производства. Есть замечательные фильмы о Великой Отечественной войне, документальные ленты - настоящие "хиты СССР". Но "Звезда" не позиционируется как ретроканал. Пользуясь уникальными архивами Министерства обороны, мы планируем производить оригинальные программы. А через детскую аудиторию, которую целенаправленно отупляют, нашими передачами мы постараемся вернуть почти утерянную связь поколений.

- Получается, цель "Звезды" - возрождение военно-патриотического воспитания?

- Разве это плохо? Открытия такого канала потребовало само время. В адрес Министерства обороны постоянно шли обращения ветеранов Великой Отечественной войны, известных политических и общественных деятелей с просьбой, чтобы созданием государственно-патриотического канала занялись именно военные. Во всем мире понимают: чем сильнее армия страны, тем крепче ее рубежи, стабильнее мир. Если сейчас есть цель возрождения могучего некогда Отечества, значит, надо строить сильную армию, мобильную и профессиональную.

- У нас с вами получается разговор в стиле агитации. Кто же возражает, что стране нужна надежная защита? Но почему таким серьезным телевизионным проектом занимается именно Министерство обороны? Разве нет на Центральном телевидении профессионалов?

- Несомненно, есть. И они помогали нам и помогают. Но нельзя забывать, что около трети граждан Российской Федерации так или иначе связаны с армией. Так почему же Министерство обороны не может инициировать открытие "Звезды" и успешно развивать этот телепроект? Для нас это внове, но в том же "образце демократии" - Соединенных Штатах - уже действует телевизионный "Pentagon channel", позиционирующий себя как военно-патриотический. Представители военно-дипломатического корпуса многих стран весьма заинтересовались появлением на теленебосклоне российской "Звезды". Американский военный атташе в России был среди них чуть ли не первым. Информационно-идеологическая война уже идет, и по значимости ее можно сравнить с третьей мировой. Так почему не поддержать пусть и жестко детерминированную государством идеологическую структуру? Мы как с кубиком Рубика играем с поиском национальной идеи, а как только возникает системный подход на этом пути, сразу же кто-то пытается отыскать в нем мифическое закулисье.

- Вы постоянно подчеркиваете, что "Звезда" - не военно-патриотический, а государственно-патриотический канал...

- Да потому что солдат, офицер - это государевы люди. Тот же солдат во время прохождения службы живет и действует по уставу, подчиняется приказам. Но человек - не машина с заданной программой. Поэтому важно показать широкой аудитории "человеческое лицо" наших Вооруженных Сил. Ведь у тех, кто жизнь свою связал с армией, есть отдельная судьба с собственной драматургией: с любовью, дружбой, семьей. Но показывать эти человеческие сердечные проявления можно по-разному. Можно всячески очернять Вооруженные Силы. Но надо помнить, что в армии служат сотни тысяч людей, которые погоны носят не только по долгу призыва. И такое понятие, как верность Родине, слава Богу, еще живет в наших сердцах. Широкие социологические исследования, которые мы провели, готовясь к эфиру в феврале, показали: люди устали от негатива, который медленно действующим ядом разрушает души, вселяет в сердца уныние, заставляет жить "по инерции". Это изощренный элемент идеологической войны против страны, как бы ни хотелось списать это на чье-то недопонимание.

- Не получится ли так, что "Звезда" будет иметь строго черно-белый окрас? Не потеряется ли канал в локальной среде патриотической тематики?

- Я уже рассказал о процентном соотношении вещания. На сугубо военно-патриотические передачи мы отвели 10 процентов. У нас есть четкая концепция приоритетов показа программ. Она выражается в создании таких условий, чтобы ничего не навязывать зрителю. Здесь важна обратная связь, работа с региональными вещателями. В регионах сейчас можно увидеть великолепные передачи, "живые". На Центральном телевидении, в основных "Вестях" региональная тематика подается очень слабо, наблюдается странный уклон: если нет в новостях "крови", то сюжет не ставится, бракуется как "неинтересный". Любая новость уже стала ассоциироваться с количеством показанных трупов. Происходит невидимая подмена, где секс становится аналогом любви, деньги заменяют все, вплоть до души, человеческая кровь превращается в инструмент по созданию кошмарных видений.

- Для того чтобы проект стал успешным, важно работать на разную аудиторию. В том числе и на молодежную, которую очень непросто чем-то заинтересовать. И патриотический подъем возможен лишь при наличии фильмов, которые сразу становятся культовыми.

- Можно снять сериал "Бригада". Или создать что-то типа клипа, где Фоменко поет "Мы парни из стали". Показать: вот они, герои. И красивой стрельбой из автоматов, суррогатом мужской дружбы тонко подменить настоящий героизм. И на этом материале мы думаем поднять у молодежи патриотический дух? Конечно, воспитательный момент не должен быть лобовым и назидательным. Тот же "Рэмбо" снимался ради преодоления "вьетнамского синдрома" и своей цели достиг. Потому что вскрыл проблему и показал некий выход из нее. Все американские картины несут в себе национально-патриотический заряд. Там служить в армии - почетно. А потом уже - выгодно.

У нас тоже есть "Чапаев", "Офицеры", "Они сражались за Родину" и т.д. Появились новые замечательные, сильные фильмы: "Звезда" Николая Лебедева, "72 метра" Владимира Хотиненко, "Война" Алексея Балабанова, "Кукушка" Александра Рогожкина. Молодежная аудитория хорошо приняла "Мужскую работу", "Честь имею", "Спецназ". Режиссеры все чаще стали снимать фильмы, где обращаются к живой и совсем недавней истории. Федор Бондарчук заканчивает съемки "Девятой роты", рассказывающей о драматических событиях афганской войны. Это история про реальную девятую роту, бойцы которой были удостоены множества высших наград Советского Союза. Есть, конечно, и откровенные халтурные поделки, использующие популярную нынче военную тему. Хорошо, что патриотизм становится "модным", но лепить на скорую руку непрофессиональные сценарии - несолидно. А главное - вредно. Здесь тоже прослеживается некая тенденция, снижающая высокую планку важной темы. Вот что еще мне хотелось бы сказать в связи с самим названием канала "Звезда". Недавно Международный астрономический союз присвоил одной из планет Солнечной системы имя "Ивашов" в честь актера, народного артиста России Владимира Ивашова, создавшего яркий образ защитника Отечества в фильме Григория Чухрая "Баллада о солдате". Это очень символично.

- Поговорим о земном. Неужели каналу выделяются деньги исключительно из средств Министерства обороны?

- Финансирование смешанное. Вещание осуществляет ЦТРС Минобороны РФ. Несомненно, часть денег дает государство, так как это федеральное государственное учреждение, сметно-бюджетная организация. И бюджетные зарплаты здесь несопоставимы со столичным телерынком. Но нашлись приемлемые варианты. Пока большую часть вопросов, связанных с технической стороной, берет на себя Министерство обороны. Имея лицензию на вещание, производит затраты, связанные с решением технических вопросов, трансляцией, распространением сигнала по Российской Федерации, техническим обеспечением программ, которые будут готовиться на базе ФГУ ЦТРС.
Для того чтобы наполнить эфир и создать полноценное государственно-патриотическое телевидение, создано ОАО "НТК "Звезда", которое возглавляет Сергей Владимирович Савушкин. Сейчас продолжается работа над созданием команды профессионалов, привлекаются инвесторы в НТК "Звезда". Нагрузку по содержанию передатчика, расходы, связанные с арендой спутниковых каналов, производство оригинальных программ возьмет на себя ЦТРС. Но основная программная нагрузка ляжет на ОАО "НТК "Звезда", которое действует по рыночным законам.

- Основные деньги, как известно, дает реклама. Фильм "Офицеры", как уже бывало на других каналах, тоже будет перебиваться "гигиенической" рекламой?

- Нет, конечно. У канала - своя рекламная политика. Мы будем в основном рекламировать отечественного производителя, продвигать российские брэнды. И вводить рекламу осмысленно и осторожно. За этим будет внимательно следить программная дирекция.

- Александр Алексеевич, на какую аудиторию может рассчитывать государственно-патриотический канал "Звезда"?

- Мы создаем канал, целевая аудитория которого - вся Россия. А завоевать постоянную аудиторию можно только одним: показом программ, по которым истосковался зритель. Телевидение должно давать нравственные ориентиры, когда истинные ценности не подменяются ложными.

Беседовола Ирина Павлюткина

http://www.redstar.ru/2005/04/22_04/3_01.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме