Кажется, что наиболее разочарованной подобным исходом была либеральная часть мировых масс-медиа - они хотели бы увидеть продолжение, "вторую серию" богатейшего на события понтификата Иоанна Павла II. После победителя коммунизма - реформатора, после антивоенного консерватора родом из Восточной Европы - кого-нибудь радикального выходца из иной части света, латиноамериканца или даже африканца. Задним числом очевидно, что рассчитывать на что бы то ни было подобное не стоило. В конце концов, Иоанн Павел назначал кардиналами именно тех людей, которые были близки ему по убеждениям. А из представлявших 52 страны (невиданная в истории цифра!) 115-ти участников конклава им были назначены все, кроме двух - в том числе самого Ратцингера. В этом смысле быстрая, а потому убедительная победа ближайшего помощника покойного папы стала его посмертным политическим триумфом. В числе высказавших свое огорчение оказался и один из наиболее ярких оппонентов Ватикана - швейцарец Ханс Кюнг, много лет назад рекомендовавший Ратцингера на кафедру теологии в Тюбингене (последний же в конце 70-х был среди тех, кто запретил Кюнгу преподавать теологию от имени церкви). Однако быстрый выбор Ратцингера показывает - среди кардиналов царит догматическое единогласие.
Консерватизм нового папы сомнению не подлежит - он неоднократно озвучивал непреклонную позицию своего предшественника: нет абортам, контрацепции, отмене целибата для священников и тем более - рукоположению женщин или какого-то облегчения церковной риторики в отношении гомосексуализма (ужасно важной для прессы проблеме - кстати Ратцингер в то же время выступал и против гомофобии, а также сыграл главнейшую роль в установлении отношений Ватикана с Израилем и изменению католических воззрений на неприятие христианского учения иудеями, объявив последнее частью "плана Господня"). Выступал он и против допущения разведенных прихожан к причастию, совместных с протестантами богослужений, называл иные христианские, и уж тем более нехристианские деноминации "ущербными", и даже покусился на необходимость принятия Турции в Евросоюз. На что многие предпочли не обращать внимание - именно приверженность всем этим положениям (точнее - почти всем) и делает церковь церковью. Как заметил по сходному поводу Г. Гессе, именно благодаря подобному традиционализму великие христианские конгрегации "просуществовали по нескольку веков и после всех этих веков, несмотря на всякие перемены, на всякое вырождение, приспособленчество и насилие, сохраняют свое лицо, свой голос, свою повадку, свою индивидуальную душу".
Смеем предположить, что европейцы, которых многие комментаторы считают в массе своей утратившими веру, скорее вернутся к Богу, которого им станет проповедовать опирающийся на Писание традиционалист, нежели желающий подстроиться под моду "реформатор". И отрицать возможность религиозного возрождения - ренессанса Европы мы, в противоположность многим, не решились бы.
Впрочем, правда и то, что многие кардиналы, вступив на папский престол, удивляли своими действиями искушенных наблюдателей. Что логично. Ведь предвыборная кампания, особенно за такое место - это одно, а царствование - совсем другое. И не полностью невероятно, что католическая церковь под руководством Бенедикта XVI-го пойдет на сдержанные изменения в двух вопросах, по которым с ней трудно согласиться.
Первый - это проблема механической контрацепции в Африке и ряде азиатских стран, которая, как это многократно доказано, играет ведущую роль в предохранении от заражения СПИДом. Странно было бы ожидать, что церковь развернет свою позицию на 180 градусов - но если бы она хотя бы воздержалась от активной борьбы с контрацепцией (в данном конкретном случае), это можно было бы только приветствовать.
Второй вопрос - безбрачие священничества. Напомним, что именно в этом аспекте православная традиция отличается от католической, причем в лучшую сторону (не говоря уж о ее большей древности). Настолько, что русский священник, наоборот, не мог получить приход, не будучи женатым и даже (внимание, феминистики!), как правило, терял его в случае смерти супруги. В редчайших случаях пожилому и уважаемому священнику могли оставить приход, да и то, если его взрослая дочь соглашалась принимать на себя обязанности попадьи (также можно было заключить брак с вдовой другого священника). Что и привело к появлению в русском языке поговорки: "Последняя попа жена". Такой обычай нам кажется правильным по очень многим причинам. Но в данном случае важно, что благодаря этой традиции православие никогда не знало того половодья сексуальных проблем, которое затопило католицизм, нет, не недавно - которое было ему присуще всегда: достаточно только внимательно изучить соответствующую литературу. Другое дело, что в современном мире, а особенно американском - все эти развлечения с мальчиками (и девочками) не удалось удержать под спудом, хотя теперь очевидно, с каким искусством церковь многие десятилетия прятала концы в воду. Ратцингер недавно высказался в том смысле, что и в церкви достаточно "грязи" и "грешников" - если новый папа решит не ограничиваться наказанием виновных, а рискнет заглянуть в самый корень проблемы, это будет громадным шагом вперед.
Что ему может помешать - или помочь? Возраст - в минувшую субботу Бенедикту XVI-му исполнилось 78 (и он сам обещал бывшим коллегам-кардиналам недолгий понтификат). Убеждения - в крепости которых он пока не давал никому усомниться? Отсутствие харизмы своего учителя-предшественника? Но ведь нельзя исключить, что осознание того, что отпущенный ему срок может оказаться кратким, подвигнет нового папу на какие-то серьезные шаги. Кроме того, опыт показывает, что все серьезные (и удавшиеся реформы) предпринимаются именно консерваторами. В данном случае, теми людьми, которые до самых глубин души пронизаны культурой и традициями "христианства, которое столько раз за века отставало от современности, устаревало, окостеневало и все-таки снова и снова вспоминало о своих источниках и обновлялось с их помощью, опять оставляя позади себя все, что было современным и одерживало победы вчера" (Г. Гессе).
Сможет ли вынести эту ношу Бенедикт XVI-й? Неизвестно. В первом послании "Urbi et Orbi" он назвал себя "простым и скромным работником виноградника Господня". Аллюзия на Евангелие от Матфея прозрачней прозрачного. Напомним, что притча о работниках в винограднике говорит о том, что все пришедшие в него, независимо от времени и обстоятельств прихода получают равную плату - воздаяние, и что вовсе не очередностью определяется место души человеческой в Царстве Небесном. "Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных" (Мат. 20:16). Знаменательно, что новоизбранный папа римский задумался именно об этих словах Спасителя.
21.04.2005
http://www.globalrus.ru/comments/140933/