Консерватизм, традиция и онтологическая свобода человека

0
151
Время на чтение 5 минут
Не только в обыденном сознании, но и на более высоких уровнях политической культуры существует ряд стереотипов, касающихся консервативной и либеральной идеологии. Порождены эти стереотипы, по большей части, тем, что Ф. Бэкон называл "идолами рынка" и "идолами театра". Наиболее влиятельный предрассудок, он же и наиболее пагубный, касается отношения консерватизма и либерализма к теме свободы.

Либерализм отождествляется в массовом сознании, а также в сознании самих либералов с утверждением свободы личности, а либеральное понимание свободы личности отождествляется со свободой как таковой.

В силу этого консерватизм, рассматриваемый как полная противоположность либерализму, объявляется противником свободы. Вся сила либеральной идеологии основывается на такой эксплуатации высокой идеи, основывается на присвоении себе исключительного права говорить от имени свободы и на обвинении всех своих противников в покушении на свободу.

Однако сама свобода понимается либерализмом крайне односторонне, если не сказать - искаженно, консерватизм же, с другой стороны, вовсе не равен подавлению личности, - противостоя "свободе" либеральной, он вовсе не противоречит настоящей свободе человека.

Либеральное понимание свободы мечется между двумя противоположными и даже взаимоисключающими, но и взаимосвязанными подходами. С одной стороны свобода представляется как "НЕЗАВИСИМОСТЬ", как отсутствие влияния извне. Нельзя не видеть, что, при условии трезвого и последовательного рассуждения, свобода в этом случае должна быть признана несуществующей: независимости нет вообще нигде и никогда, ее и быть не может. Принцип всеобщей связи явлений, который может быть признан одной из философских аксиом либерализма, означает всеобщую зависимость всего от каждого и каждого от всего. В этой связи можно говорить только о большей или меньшей НЕсвободе от чего-либо, определяемой большей или меньшей степенью зависимости от этого предмета, - свободы как абсолютной независимости попросту нет.

Второй подход к свободе, предполагаемый либеральной идеологией, связан с понятием ВЫБОРА. "Свобода есть возможность и способность выбора", - такова часто встречающаяся формула "либеральной свободы". Однако при минимальном даже продумывании этой формулы выясняется, что такая свобода есть всегда, поскольку всегда есть какой-то выбор, - иногда не тот, который нам бы хотелось иметь, но, тем не менее, вполне реальный выбор. Обстоятельства, в которых человек оказался, он по своей воле прямо здесь и сейчас выбирать уже не может (другое дело, что эти обстоятельства во многом являются результатом некоторых прошлых выборов человека). Но в этих имеющихся налицо обстоятельствах человек не только может, но и реально всегда выбирает самого себя, свой поступок, - то, кем он будет в сложившейся вокруг него ситуации. Эта свобода самоопределения неустранима из человеческого бытия, человек, по выражению Сартра, обречен на такую свободу.

Таким образом, оказывается, что либеральное понимание свободы в обоих своих взаимозависимых вариантах обессмысливает саму идеологию либерализма: нет ведь никакого смысла бороться за свободу, стремиться к ней, если она (понимаемая как независимость) невозможна, так же нет никакого смысла в либеральных лозунгах отстаивания свободы, если она (понимаемая как выбор) неискоренима, если она есть всегда, хочешь ты этого или не хочешь.

Так или иначе, говоря о свободе, либералы, как и все люди, имеют в виду некую настоящую свободу, но только понять ее и обрести ее, оставаясь на позициях либерализма, невозможно. Эта настоящая свобода состоит не во внешних условиях политического режима, не в наличии у человека выбора между некоторыми вариантами поведения и не в отсутствии влияния извне на этот выбор, - то есть не в том, чем озабочены либералы. Эта настоящая свобода представляет собой некоторый способ выстраивания человеческого бытия изнутри, - такой способ, который сообщает бытию человека внутреннюю полноту и открытость мирозданию, такой способ, которым обретается уникальная самобытность личности, и в котором в то же время эта уникальная личность возвышается в своем бытии к сопричастности Бытию абсолютному и вечному.

Такая свобода не сводится уже только к политически обретаемому и социологически фиксируемому благу гражданского общества, в такой свободе заключается высшее онтологическое призвание человека. Обретение этой свободы есть всегда дело личное, такую свободу невозможно дать человеку извне, невозможно гарантировать ее законодательно, однако при этом государство призвано играть важную роль в становлении и реализации этой свободы. В этом моменте состоит принципиальное отличие консервативной идеологии от либеральной в отношении к теме свободы.

Либерализм исходит как раз из возможности и необходимости законодательных гарантий свободы, из возможности "дать свободу", завоевать ее на социальном уровне в качестве социологической характеристики (неизбежно, правда, и скорое разочарование: "к чему стадам дары свободы?!"). Но в то же время либерализм принципиально противопоставляет свободу и власть, гражданское общество и государство. С точки зрения либерализма, лучшее, что государство может сделать в обеспечении свободы граждан, - оставить этих граждан на произвол их собственной пожеланий, уменьшиться в размерах так, как это только возможно, и ограничится наблюдением за тем, чтобы свобода граждан махать руками заканчивалась там, где начинается лицо другого человека.

Настоящая свобода, как мы уже отметили выше, открывается в перспективе онтологического самоопределения человека. Здесь сам язык указывает нам, что всякое свободное проявление человека, чтобы обрести силу настоящей свободы, должно быть укоренено в самобытных основаниях личности. Свобода человека, таким образом, вырастает из корней традиции, - и это единственный способ быть самим собой, быть оригинальным существом, то есть быть оригиналом, а не копией.

"Все, что не в традиции, - то плагиат", - писал Игорь Стравинский, имея в виду значимость укорененности в традиции для акта художественного творчества, мы же считаем возможным применить эти слова и к человеческой жизни вообще.

Человек призван к сотворению себя и своей жизни, - именно в этом заключается смысл его онтологической свободы. И здесь - точно так же, как и в творчестве художественном - действительная новизна рождается только из глубин традиции. Всякий оригинал (не копия) именно постольку оригинален (originalis), поскольку связан с неким началом, первоистоком (origo). Связь же с первоначалами человеческого бытия и человеческой культуры как раз и обеспечивает традиция (от trado - несу), - несение опыта переживания этих первоначал. И единственный способ этот опыт нести, - это его освоение: необходимо войти внутрь традиции, зажить ею, обрести в ней живое единство со смыслообразующими первоосновами человеческого бытия. И все это - для того, чтобы оказаться способным сказать в своей жизни свое - не заемное - Слово, чтобы прожить свою собственную, а не "как у других" жизнь, чтобы дать возможность своим детям, следующему поколению не утратить этой живой связи со смыслом бытия, точнее, - дать возможность этому смыслу дойти до них через мою жизнь.

Смысл консерватизма - именно в хранении и продолжении традиции. Вовсе не реакционность и не сопротивление прогрессу образуют смысл консервативной идеологии. Сопротивление историческому и онтологическому беспамятству, сопротивление безмыслию и легкомыслию, которые ведут к выхолащиванию жизни, - вот ее смысл. Другими словами, творческое созидание и обогащение жизни, глубокая укорененность и живая цветущая сложность всех жизненных проявлений, то есть, - настоящая онтологическая свобода человека - вот смысл консерватизма.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050421105747
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Анисин
Все статьи Андрей Анисин
Последние комментарии