И, тем не менее, "Гибель Империи" производит тяжелое впечатление. Это фильм об украденной и, одновременно, потерянной русской победе в первую мировую войну. Он и заканчивается капитуляцией Германии в 1918 году и общими сожалениями о том, что "мы не попали на пир победителей". И с точки зрения фактологии к этому действительно не придерешься. Ну да, в самом деле, не попали, причем по своей вине, нечего было революции устраивать. По большему счету, мы войну проиграли - тем, что не выиграли ее. Однако в том то и дело, что сам факт поражения можно подать по-разному. Можно сказать, что в 1918-м году мы все упустили, все проиграли, попали под тиранию большевиков, дальше - темная дыра советчины. А можно сказать и так - не победив в 1918 году, мы победили в году 1945-м. Тем самым была бы проведена соединительная линия между поражением и победой, причем значение последней явно преобладало бы над первой.
Вот это уже было бы русское киноискусство, которое берет свое начало в таких фильмах, как "Александр Невский". Вспомним, что в "Александре" все начинается с "пораженческих" моментов - по Руси бродят хищные татарские баскаки, а на Новгород еще и наседают германцы. Казалось бы - полный мрак. Но далее сюжет фильма раскручивается от поражения к победе и заканчивается словами князя: "На том стояла и стоять будет Русская Земля!" Тем самым утверждается, что победа - абсолютна, в то время как поражения относительны и являются чуть ли не обязательным условием для будущего триумфа. Это полностью вписывается в рамки русского отношения к войне. Достаточно вспомнить Петра Великого, который на пиру, утроенном в честь победы в Северной войне, предложил тост за "учителей-шведов".
Но создатели сериала "Гибель Империи" пошли по пути абсолютизации поражения. Даже те успехи, которые достигают по ходу действия "положительные" герои сериала выглядят весьма условными и, в конечном счете, оборачиваются против России. Русский контрразведчик Костин скручивает шею немецкому шпиону, пробравшемуся в Петросовет. Но "друзья" и "коллеги" погибшего только довольны этому развитию событий: "Ну и хрен с ним!". Видать сильно им мешал этот кайзеровский живчик. Получается, что герой, убив одного врага только поспособствовал другим врагам!
Тот же самый контрразведчик, уже в 1918 году, сумел достать у гетмана Скоропадского оружие для деникинской армии. Казалось бы, успех? Ан нет, гетман убеждает немцев позволить дать оружие деникинцам с тем, чтобы белые и красные русские продолжали колошматить друг друга: "Ни вам, ни нам не нужна сильная Россия!".
Вот эти моменты и ставятся на первый план. Победы русских подаются как их поражения, которые закономерно заканчиваются главным Поражением - в войне. И вот такой фильм нужно было показывать в преддверии юбилея Великой Победы в войне над гитлеровской Германией! Складывается такое впечатление, что наше родимое ТВ захотело подпортить праздничное настроение, лишний раз макнув телезрителя головой в нечистоты - дескать, на, вот твое место - и тогда, и сейчас!
Это впечатление особенно крепнет, когда сталкиваешься с многочисленными случаями очернения и обесценивания Победы. Нам постоянно напоминают о тех жертвах, которые мы понесли. Причем в таком контексте, что жертвы то эти не так уж и оправданны, слишком уж высока цена. Победили, НО... Вот в этом самом НО и все дело, вот оно то и обесценивает Победу! И не только Ту Победу - в Той Великой Войне, а Победу как таковую. (Количество жертв упорно преувеличивается, тогда как давно уже есть вполне точные и обоснованные подсчеты.)
И "Гибель Империи" не является каким-либо исключением. Примерно такие же подходы наблюдается в еще одном "историческом" блокбастере наших дней - фильме "Турецкий гамбит". Там успех русских также сопровождается их постоянными поражениями, что подметил в своей блестящей рецензии Ю. Нерсесов: "Эпизод за эпизодом нелепое российское воинство расстреливают из пушек, толпами берут в плен и вообще делают с ним все что хотят. Коли бой заканчивается в пользу османов, его демонстрируют до конца. Если по сюжету парням в красных фесках приходится проигрывать, картинка меняется, и об итогах баталии зрителям сообщают скороговоркой. Турки победили бы везде, не спасай положение повизгивающая несимпатичная Варвара. Шутка ли, болтаясь среди ночи в корзине полусбитого воздушного шара, разглядела расположение турецких укреплений и тут же доложила в штаб! Более того, не предупреждай она регулярно тупых соотечественников о грядущей беде - конец! Армия Осман-паши из Плевны прорвется, Анвар Фандорину свернут шею, а "белого генерала" Соболева, списанного с реального Михаила Скобелева, турки зарежут как барана". И ладно еще фильм, книга то будет покруче! Здесь турецкий шпион Анвар "спасает" мир от реакционной России: "Я сам разработал рисунок этой шахматной партии и в самом ее начале подставил России соблазнительную фигуру - жирную, аппетитную, слабую Турцию... Мне удалось продержать вашу армию под Плевной гораздо дольше, чем я надеялся. Вы попусту растратили силы и время. За двадцать лет Европа уйдет далеко вперед. России же отныне уготована роль второстепенной державы. Ее разъест язва коррупции и нигилизма, она перестанет представлять угрозу для прогресса". В результате и сам победитель, доблестный Фандорин признает: "Анвар отлично п-провел свой гамбит, а я проиграл. Мне дали орден, а надо бы под суд".
Вот так и получается - кино вроде бы патриотическое, вроде бы сочувствует "нашим" (не путать с одноименным движением!), а сами "наши" выставляются этакими историческими "лузерами", неудачниками.
Примерно также выглядят русские и в сериалах "Диверсант" и "Штрафбат", о которых мне приходилось уже писать. Горы трупов и "начальники-сволочи", за которые эти кучи положили. Возникает вопрос - стоило ли воевать? И победой ли является Победа?
Ну, и, конечно же, мощно прозвучала антисталинская тема. После "штрафбатов-диверсантов" зрителям показали "Детей Арбата" и "Московскую сагу". В них были художественно описаны все ужасы сталинизма - подлинные и мнимые. Сталинский СССР подвергся демонизации, что, опять-таки, подводит зрителя к мысли - а стоило ли проливать кровь за такую "бяку усатую"?
Все это подозрительным образом совпадает с атакой либеральных СМИ на Победу, попыткой, так или иначе, уравнять тех, кто противостоял Гитлеру, и тех, кто воевал на его стороне. Наиболее излюбленный прием - поговорить о равнозначности двух "тиранов" - Гитлера и Сталина. Вот, например, что пишет К. Харатьян, заместитель главного редактора "Московских новостей": "Конечно, Гитлер был кровавый палач, и Сталин тоже был кровавый палач. Вместе они погубили не менее 50 млн. человек, из которых не менее 7 млн. были евреи. Они, каждый по-своему, преследовали эту нацию, и не было евреям спасения".
Вот и получается, что наш кинематограф, вольно или невольно, обесценивает Победу, делая это под маской "правдивого освещения исторических событий". И такое кино нам, конечно же, не нужно. Его "правда" слишком уж однобока. Да и что там говорить, полную правду о войне донести невозможно. Для того, чтобы ее узнать нужно на войне быть, причем быть именно на той войне, о которой идет речь.
Представляется, что нам не помешали бы фильмы оптимистические, и я бы даже сказал, бравурные, которые отражали бы свою сторону пресловутой "правды". В этих фильмах воспевалась бы Победа, как сущность русского стиля жизни. Именно таковым фильмом был "Александр Невский", таким был и киношедевр сталинского времени "Падение Берлина". Бесспорно, тогдашний кинематограф затушевывал многие отрицательные "моменты", но ему удавалось схватить высшую правду - правду Победы.
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=8730