itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Гибель Империи": апология пораженчества

0
97
Время на чтение 5 минут
Что и говорить, фильм снят на высоком уровне. Артистов подобрали великолепных, и это соответствующим образом сказалось на качестве. Вообще, сегодня очень многие, даже совершенно плохие фильмы выезжают на артистах. Но "Гибель", несомненно, к плохим фильмам не относится. Здесь - и лихо закрученный сюжет, и масса великолепно поставленных трюков, и политическая "многозначительность".

И, тем не менее, "Гибель Империи" производит тяжелое впечатление. Это фильм об украденной и, одновременно, потерянной русской победе в первую мировую войну. Он и заканчивается капитуляцией Германии в 1918 году и общими сожалениями о том, что "мы не попали на пир победителей". И с точки зрения фактологии к этому действительно не придерешься. Ну да, в самом деле, не попали, причем по своей вине, нечего было революции устраивать. По большему счету, мы войну проиграли - тем, что не выиграли ее. Однако в том то и дело, что сам факт поражения можно подать по-разному. Можно сказать, что в 1918-м году мы все упустили, все проиграли, попали под тиранию большевиков, дальше - темная дыра советчины. А можно сказать и так - не победив в 1918 году, мы победили в году 1945-м. Тем самым была бы проведена соединительная линия между поражением и победой, причем значение последней явно преобладало бы над первой.

Вот это уже было бы русское киноискусство, которое берет свое начало в таких фильмах, как "Александр Невский". Вспомним, что в "Александре" все начинается с "пораженческих" моментов - по Руси бродят хищные татарские баскаки, а на Новгород еще и наседают германцы. Казалось бы - полный мрак. Но далее сюжет фильма раскручивается от поражения к победе и заканчивается словами князя: "На том стояла и стоять будет Русская Земля!" Тем самым утверждается, что победа - абсолютна, в то время как поражения относительны и являются чуть ли не обязательным условием для будущего триумфа. Это полностью вписывается в рамки русского отношения к войне. Достаточно вспомнить Петра Великого, который на пиру, утроенном в честь победы в Северной войне, предложил тост за "учителей-шведов".

Но создатели сериала "Гибель Империи" пошли по пути абсолютизации поражения. Даже те успехи, которые достигают по ходу действия "положительные" герои сериала выглядят весьма условными и, в конечном счете, оборачиваются против России. Русский контрразведчик Костин скручивает шею немецкому шпиону, пробравшемуся в Петросовет. Но "друзья" и "коллеги" погибшего только довольны этому развитию событий: "Ну и хрен с ним!". Видать сильно им мешал этот кайзеровский живчик. Получается, что герой, убив одного врага только поспособствовал другим врагам!

Тот же самый контрразведчик, уже в 1918 году, сумел достать у гетмана Скоропадского оружие для деникинской армии. Казалось бы, успех? Ан нет, гетман убеждает немцев позволить дать оружие деникинцам с тем, чтобы белые и красные русские продолжали колошматить друг друга: "Ни вам, ни нам не нужна сильная Россия!".

Вот эти моменты и ставятся на первый план. Победы русских подаются как их поражения, которые закономерно заканчиваются главным Поражением - в войне. И вот такой фильм нужно было показывать в преддверии юбилея Великой Победы в войне над гитлеровской Германией! Складывается такое впечатление, что наше родимое ТВ захотело подпортить праздничное настроение, лишний раз макнув телезрителя головой в нечистоты - дескать, на, вот твое место - и тогда, и сейчас!

Это впечатление особенно крепнет, когда сталкиваешься с многочисленными случаями очернения и обесценивания Победы. Нам постоянно напоминают о тех жертвах, которые мы понесли. Причем в таком контексте, что жертвы то эти не так уж и оправданны, слишком уж высока цена. Победили, НО... Вот в этом самом НО и все дело, вот оно то и обесценивает Победу! И не только Ту Победу - в Той Великой Войне, а Победу как таковую. (Количество жертв упорно преувеличивается, тогда как давно уже есть вполне точные и обоснованные подсчеты.)

И "Гибель Империи" не является каким-либо исключением. Примерно такие же подходы наблюдается в еще одном "историческом" блокбастере наших дней - фильме "Турецкий гамбит". Там успех русских также сопровождается их постоянными поражениями, что подметил в своей блестящей рецензии Ю. Нерсесов: "Эпизод за эпизодом нелепое российское воинство расстреливают из пушек, толпами берут в плен и вообще делают с ним все что хотят. Коли бой заканчивается в пользу османов, его демонстрируют до конца. Если по сюжету парням в красных фесках приходится проигрывать, картинка меняется, и об итогах баталии зрителям сообщают скороговоркой. Турки победили бы везде, не спасай положение повизгивающая несимпатичная Варвара. Шутка ли, болтаясь среди ночи в корзине полусбитого воздушного шара, разглядела расположение турецких укреплений и тут же доложила в штаб! Более того, не предупреждай она регулярно тупых соотечественников о грядущей беде - конец! Армия Осман-паши из Плевны прорвется, Анвар Фандорину свернут шею, а "белого генерала" Соболева, списанного с реального Михаила Скобелева, турки зарежут как барана". И ладно еще фильм, книга то будет покруче! Здесь турецкий шпион Анвар "спасает" мир от реакционной России: "Я сам разработал рисунок этой шахматной партии и в самом ее начале подставил России соблазнительную фигуру - жирную, аппетитную, слабую Турцию... Мне удалось продержать вашу армию под Плевной гораздо дольше, чем я надеялся. Вы попусту растратили силы и время. За двадцать лет Европа уйдет далеко вперед. России же отныне уготована роль второстепенной державы. Ее разъест язва коррупции и нигилизма, она перестанет представлять угрозу для прогресса". В результате и сам победитель, доблестный Фандорин признает: "Анвар отлично п-провел свой гамбит, а я проиграл. Мне дали орден, а надо бы под суд".

Вот так и получается - кино вроде бы патриотическое, вроде бы сочувствует "нашим" (не путать с одноименным движением!), а сами "наши" выставляются этакими историческими "лузерами", неудачниками.

Примерно также выглядят русские и в сериалах "Диверсант" и "Штрафбат", о которых мне приходилось уже писать. Горы трупов и "начальники-сволочи", за которые эти кучи положили. Возникает вопрос - стоило ли воевать? И победой ли является Победа?

Ну, и, конечно же, мощно прозвучала антисталинская тема. После "штрафбатов-диверсантов" зрителям показали "Детей Арбата" и "Московскую сагу". В них были художественно описаны все ужасы сталинизма - подлинные и мнимые. Сталинский СССР подвергся демонизации, что, опять-таки, подводит зрителя к мысли - а стоило ли проливать кровь за такую "бяку усатую"?

Все это подозрительным образом совпадает с атакой либеральных СМИ на Победу, попыткой, так или иначе, уравнять тех, кто противостоял Гитлеру, и тех, кто воевал на его стороне. Наиболее излюбленный прием - поговорить о равнозначности двух "тиранов" - Гитлера и Сталина. Вот, например, что пишет К. Харатьян, заместитель главного редактора "Московских новостей": "Конечно, Гитлер был кровавый палач, и Сталин тоже был кровавый палач. Вместе они погубили не менее 50 млн. человек, из которых не менее 7 млн. были евреи. Они, каждый по-своему, преследовали эту нацию, и не было евреям спасения".

Вот и получается, что наш кинематограф, вольно или невольно, обесценивает Победу, делая это под маской "правдивого освещения исторических событий". И такое кино нам, конечно же, не нужно. Его "правда" слишком уж однобока. Да и что там говорить, полную правду о войне донести невозможно. Для того, чтобы ее узнать нужно на войне быть, причем быть именно на той войне, о которой идет речь.

Представляется, что нам не помешали бы фильмы оптимистические, и я бы даже сказал, бравурные, которые отражали бы свою сторону пресловутой "правды". В этих фильмах воспевалась бы Победа, как сущность русского стиля жизни. Именно таковым фильмом был "Александр Невский", таким был и киношедевр сталинского времени "Падение Берлина". Бесспорно, тогдашний кинематограф затушевывал многие отрицательные "моменты", но ему удавалось схватить высшую правду - правду Победы.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=8730
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Елисеев
Кошмар победителей
Как начался «большой террор»
30.01.2024
В ожидании Голема
О книге «Трансгуманизм: цифровой левиафан и голем-цивилизация»
25.08.2021
Империя и Зола
О новом диске Виталия Аверьянова «Империя зла»
19.01.2021
Противоречивый НЭП
Как в Советской России временно ввели капитализм
21.03.2016
Все статьи Александр Елисеев
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04