Апология "Рогожки" или Анатомия Раскола?

Ответ Кириллу Фролову

0
136
Время на чтение 5 минут
Всякий раскол незаживаемыми язвами ложится на Тело Церкви Христовой, всякое искусственное разделение православных людей вызывает боль и страдание паствы Христовой, всякий церковный раздор злодейски разрывает нешвенный Хитон Христов. Так уж сложилось в истории Вселенской Православной Церкви, что расколы и разделения сопровождали еЈ с самого начала исторического пути. И если в случаях отсечения от неЈ инородных, еретических элементов подобные размежевания были безусловным благом, то в иных ситуациях, когда некие второстепенные, зачастую политические проблемы служили причиной разделения внутри церковного тела, на нЈм образовывалась незаживающая рана.

Безусловно, раскол расколу рознь, а потому было бы неразумно смешивать в одну антицерковную кучу всех православных, находящихся в разделении с Мiровым Православием. Более того, даже внутри Поместных Православных Церквей нередко можно встретить далЈкие от канонических правил деяния, по сути, порождающие новые раздоры (стоит вспомнить последние действия Вселенского и Румынского Патриархатов, фактически уже посягнувших на каноническую территорию Русской Церкви). В случаях же с православными, оторванными от евхаристического общения с РПЦ, первой вспоминается Русская Православная Церковь Заграницей, которая, слава Богу, уже находится на пути к воссоединению с нами. Можно ли называть это разделение расколом - вопрос спорный, однако здесь стоит однозначно разделять достаточно здравую экклесиологию владыки Антония (Храповицкого) и его последователей и сугубо раскольническое воззрение на диалог с Московской Патриархией, вызревшее в недрах семейства Граббе. К сожалению, последняя (по сути сектантская) линия в РПЦЗ до сих пор окончательно не изжита, что фактически является единственным серьЈзным препятствием ко скорейшему уврачеванию этого разделения.

Однако несравнимо более ярким и болезненным раздором Русской Церкви был и остаЈтся церковный Раскол XVII века, разделивший Церковь и народ на два враждующих лагеря: старообрядцев и сторонников церковной реформы, начатой патриархом Никоном. Вот уже три с половиной столетия этот раскол разделяет православных людей, продолжая оказывать негативное влияние как на внутрицерковную ситуацию, так и на общее состояние нашего общества. В обоих случаях (и с РПЦЗ, и со старообрядчеством) мы имеем дело с разделениями, произошедшими по обоюдной вине, а потому в вопросе взаимоотношений с ними необходимо проявлять максимальную икономию и смотрение, совершенно недопустимые в отношении к злонамеренным раскольникам типа "УПЦ КП", "РПАЦ" и иже с ними. И именно в последнем вопросе мы расходимся с другом и коллегой Кириллом Фроловым, который, судя по всему, онтологически отождествляет старообрядцев, самостийников и "русанцовцев". В пользу вредоносности "апологии Рогожки", якобы изложенной в моЈм материале "Оказательство раскола по-лужковски" уважаемый Кирилл приводит два существенных замечания:

"1) ни одна старообрядческая группировка не имеет законного епископата. Следовательно, там не совершается таинство Евхаристии..."

2) тот факт, "что из "Рогожки" создают центр "альтернативного Православия"..."

И с тем, и другим аспектами, казалось бы, можно было согласиться, если отвергнуть историю крупнейшего старообрядческого согласия - Русской Православной Старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии, чей духовно-культурный и исторический центр находится на пресловутой "Рогожке" - Рогожском кладбище города Москвы. Итак, необходимо отметить, что по первому вопросу с Кириллом Фроловым в первую очередь не согласился бы весьма уважаемый нами обоими митрополит Антоний (Храповицкий), который, ещЈ в 1906 году, в ходе переписки со старообрядческим архиепископом Иоанном (Картушиным) выразил следующее мнение:

"То священство, которое получили Вы через Амвросия митрополита на­шего, желал бы я, грешный, утвердить за Вами через примирение со Все­ленскою Церковью. Сие желание есть мое и некоторых из собратий на­ших, но всем еще не говорено о том, да и говорить боимся, ибо, хотя по моему личному рассмотрению святых канонов сие не есть невозможно..."

Увы, старообрядцы не пошли тогда на единение с Русской Церковью, отвечая, что для начала нужно отменить старые клятвы, анафемы, которые наложил на старообрядцев (ныне как в РПЦ, так и в РПЦЗ данные клятвы признаны неправедными и отменены). В дальнейшем, уже в эмиграции святитель встречался со старообрядческим владыкой Иннокентием (Усовым), однако в условиях изгнания архиереи уже не имели никакой возможности даже начать процесс столь чаемого всеми православными людьми воссоединения. Немало попыток преодоления Раскола сделал и другой знаменитый православный архиерей - владыка Андрей (Ухтомский), который, по некоторым данным, в ходе церковной смуты, порождЈнной всем известной Декларацией 1927 года, перешЈл в сущем сане в Белокриницкую иерархию. Выводы здесь можно делать разные, но вопрос наличия апостольского преемства у старообрядческого епископата до сих пор открыт и лично я уверен, что по допущении определЈнной икономии должен решиться положительно.

Второй тезис Кирилла Фролова о РПСЦ как "альтернативном православии" отчасти справедлив. Действительно, недоброжелатели Русской Церкви, находящиеся в редакциях "Портала-Кредо" и "Независимой газеты", после фактического провала "Проекта РПАЦ" начали склоняться к поддержке либерально настроенных в политическом отношении староверов (таковых, увы, немало, хотя и не больше, чем в РПЦ). Активно муссируется, по меткому выражению консультанта ОВЦС Иоанна Миролюбова, "младостарообрядческая" концепция т.н. "старой веры", согласно которой якобы существует серьЈзная догматическая пропасть между "сохранившим" каноническое сознание и древлее благочестие старообрядчеством и "погрязшей" в экуменизме, сергианстве, суевериях и чуть ли не в хлыстовстве РПЦ МП. Последняя позиция отнюдь не отражает официальную экклесиологию РПСЦ (которая, надо сказать, так окончательно и не оформилась), однако настойчиво популяризируется вышеуказанными СМИ...

И здесь хотелось бы высказать мнение, кардинально расходящееся со словами Кирилла Фролова: именно факт разыгрывания врагами Русской Церкви карты "альтернативного православия" обязывает Московскую Патриархию максимально активизировать поиск путей для позитивного диалога и взаимодействия со старообрядчеством. Именно поэтому нам необходимо максимальное сближение с наиболее близкими нам во всех отношениях РПСЦ и Русской Древлеправославной Церковью Новозыбковской иерархии (РДЦ). Разумеется, это сближение отнюдь не означает автоматического решения многих накопившихся вопросов и разногласий. Действительно, в канонической практике нашей Церкви накопилось немало последствий сугубой, а порой и фактически недопустимой, икономии и с этим надо считаться. Более того, осмелюсь высказать предположение, что именно у старообрядцев-поповцев стоило бы поучиться тому самому "каноническому сознанию" в утрате которого они (подчас справедливо) укоряют нас. И, наконец, нам просто необходимо осознать, что перед лицом антихристианского секуляризма, в преддверии последних времЈн, Истину Священного Писания свидетельствуют не "латиняне" (католики), обретшие на днях нового Папу, и не "люторы" (протестанты), фактически утратившие свою христианскую сущность, а именно мы, православные старого и нового обрядов...

Подводя итоги, зададимся вопросом, поставленным Кириллом Фроловым: "Так что же делать с проблемой старообрядчества?" Вести диалог, сотрудничать, искать пути сближения и, как справедливо отметил сам Кирилл, укреплять единоверие. Именно через последнее Русская Православная Церковь способна исцелить свою незаживающую рану, преодолеть Великий Раскол.

А в отношении Лужкова - что сказать? Временщик он и есть временщик, однако если его действия (будь то восстановление новообрядческого Храма Христа Спасителя или же архитектурного ансамбля старообрядческого Рогожского кладбища) приносят пользу православным людям, то уже одно это свидетельствует о том, что некоторая "консервативная эволюция" уже свершилась. Следующая станция - "ОПК"!

P.S. В своЈм ответе Кириллу Фролову я намеренно оставил за скобками вопрос об отношении к личности патриарха Никона, являющийся отдельной и очень серьЈзной темой, требующей взвешенного подхода и учЈта громадного источникового и историографического материала.

20.04.2005

http://www.pravaya.ru/dispute/3033
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Тюренков
Все статьи Михаил Тюренков
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07