Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Новый Папа Бенедикт XVI

Борис  Филиппов, Новая политика

20.04.2005


Биография. Идеология. Смысл имени …

Биография Бенедикта XVI

Йозеф кардинал Ратцингер родился 16 апреля 1927 г. в Великую субботу в Горной Баварии в семье жандарма. Семья была церковная. Тем не менее, как и подавляющее число его сверстников, Йозеф становится членом гитлерюгенда - массовой детской нацистской организации. В 1943 г. (16 лет) вместе с другими школьниками его мобилизуют в зенитные войска. В 1945 г. он попадает в лагерь военнопленных к американцам, но уже в июле его выпускают. Затем Ратцингер поступает в семинарию, после окончания которой принимает сан (1951). В качестве приходского викария ведет в школе уроки Закона Божьего (16 часов в неделю со 2 по 8 класс). От тех времен у него осталась любовь к преподаванию, к изложению простыми словами трудных богословских понятий. Далее он начинает преподавание теологии в университетах: в Бонне, Мюнстере, Тюбингене, Регенсбурге и очень быстро приобретает славу блестящего богослова.

Со времен обучения в семинарии будущий папа поклонник творчества Германа Гессе (один из его любимых романов "Степной волк"). Из русской литературы он знает романы Ф.М.Достоевского.

Как советник кельнского кардинала Йозефа Фрингса Ратцингер активно участвует в работе Второго Ватиканского собора (1962-1965). Во времена собора он имел репутацию одного из самых "прогрессивных" теологов, лекции которого проход проходили в переполненных залах.

С 1977 г. Ратцингер архиепископ Мюнхенский и кардинал. Иоанн Павел II приглашает его в Ватикан. После некоторых колебаний кардинал принимает приглашение и становится (с 1981) префектом Конгрегации вероучения. На этом посту он приобретет славу наиболее консервативного католического богослова и непоколебимого борца с "прогрессивной" теологией, а также прозвище "кардинала-танка".

Отношение кардинала Ратцингера к современной "прогрессивной" теологии и проектам реформ Церкви характеризует следующее высказывание: "Это Его Церковь, а не поле для экспериментов". В сфере мировой политики известность ему принесла, составленная в 1984 г. под его руководством Инструкция о некоторых аспектах теологии освобождения, в которой социализм был назван "позором нашего времени".

Он был главным помощником Иоанна Павла II в деле восстановления расшатанной после Собора внутрицерковной дисциплины в среде профессоров теологии. Именно с ним вел теологические дискуссии (по-немецки) покойный папа и его некоторые комментаторы называют соавтором понтификата Иоанна Павла II.

Но при всей большой близости взглядов между Ратцингером и Иоанном Павлом полного их совпадения не было. К примеру, Ратцингер был противником экуменического моления в Ассизе.

Имя папы - программа понтификата

Новый папа принял имя Бенедикта XVI. Ближайший папа, носивший это имя, приходится на годы первой мировой войны (1914-1922). Это годы наименьшего влияния Католической церкви и папства. На многочисленные мирные инициативы папы Бенедикта XV воюющие державы внимания не обращали. Единственной благодарной Бенедикту страной оказалась Турция, в которой после войны ему был поставлен памятник (в Стамбуле). Турки называли его "благодетелем всех людей вне зависимости от национальности и вероисповедания". Следует добавить, что Бенедикт был единственным европейским лидером, который выступил на защиту преследуемых в Турции армян.

Он был создателем Конгрегации восточных церквей и Восточного института в Риме. Канонизировал Жанну д Арк.

Из интервью последних лет
О Церкви в современном мире

Западная церковь живет в условиях, когда главной сферой жизни является сфера экономических и технических инноваций. Там, и, прежде всего, в сфере предлагаемых СМИ развлечений, формируется язык и образцы поведения современного человека. Это, как бы, главная сфера человеческой жизни.

Религия в действительности не отмерла, но перенеслась в субъективную сферу. Вера терпима как одна из субъективных форм религии, либо как фактор культуры. Публично представляемая СМИ современная культура - это культура отсутствия трансцендентного - культура, в которой христианство уже не является творческой силой. Исчезло знание о вере, так как будто неожиданно и таинственным образом его вымела какая-то чужая сила. Например, в Германии 30 % взрослых считает, что Рождество - это сказка братьев Гримм (Это при обязательном религиозном обучении в школе - прим. Б. Ф.). Священники уже не знают, кем собственно они являются, а верующие не знают, во что собственно они должны верить, теологи не перестают нарушать одну за другой фундаментальные традиции, сокровище литургии подвергаются реформе... (Ratzinger J., kard. Salz der Erde von Peter Seewald. - Stuttgart, 1996).

Атмосфера, в которой живет церковь, формируется СМИ. Они все время сообщают о церкви и ее проблемах. Но СМИ информируют получателей информации только о темах связанных с запретами в сексуальной сфере, с разного рода "острыми" сюжетами. В результате, многим людям из учения церкви в памяти остались лишь несколько моральных запретов - главным образом из сферы сексуальной этики. Благодаря СМИ у них может создаться впечатление, что церковь действительно только осуждает и ограничивает. Возможно, что мы слишком много внимания уделяем этим проблемам, забывая одновременно, что истина должна сочетаться с любовью. Благодаря СМИ у нас, в Германии и в Центральной Европе, церковь видится единственно как враг прогресса и защитник своих структур. Когда же мы говорим о Боге, о Христе и многих столь принципиальных вопросах веры, эти темы не могут быть осознаны миром, который не в состоянии их увидеть. Когда мы хотим все это сделать максимально доступным для общественного мнения, встает проблема искажения пропорци. (Ratzinger J., kard. Salz der Erde von Peter Seewald. - Stuttgart, 1996).

Изменилось время и место церкви в мире. Уже невозможно возвращение к тем временам, когда Католической церковь доминировала на исторической арене. Изменилась церковь, изменился и сам мир, в котором живет человек.

...Современная Католическая церковь стала более разнородной. Но эта разнородность культур, традиций, народов и рас не нарушает ее единства, считает кардинал. В своей основе она по-прежнему является Католической церковью, единство которой выражается в Символе веры, а также в практической связи с Римом... Живут рядом друг с другом разные миры, которые, несмотря на все различия, сохраняют единство. Мы всегда можем вместе служить литургию, вести общий диалог и соглашаться по основным понятиям и аспектам.. Все читают Священное Писание - читают в духе католической Традиции - и чувствуют себя связанными тем же самым Верую и Учительским Служением (Ratzinger J., kard. Salz der Erde von Peter Seewald. - Stuttgart, 1996).

О церкви

Церковь слишком занята собой, вместо того, чтобы говорить о Христе с необходимой силой и радостью. Мир стремится узнать не наши внутренние проблемы, но Послание, огонь, который принес Христос. Поэтому мы должны помочь людям и сообщества, который ищут Бога, одновременно разоблачая тех, кто фальсифицирует Евангелие и нашу надежду (Ватикан, 08.10.2001. выступление на Синоде епископов).

О кризисе в церкви

...на явления кризиса следует смотреть также через призму конкретной исторической эпохи. В некотором смысле следует признать правоту Карла Маркса, который считал, что идеология эпохи всегда является отражением ее экономической и социальной структур (Ratzinger J., kard. Salz der Erde von Peter Seewald. - Stuttgart, 1996).

Об экуменизме, православии и России

Подлинное экуменическое служение является проявлением силы веры и силы ее свидетельства. Самой веры как таковой, а не только ее различных интерпретаций. Сегодня проблемы в экуменическом диалоге - прежде всего в отношении с православными - касаются не столько нашей веры, сколько вызваны очень уж по-разному сформировавшейся у нас и у них исторической самоидентификацией. Мы знаем, что Россия обладает своей очень сильной самоидентификацией, в которой Православие и российскость связаны между собой в неразрывное целое. (Из интервью кардинала Йозефа Ратцингера польскому Католическому информационному агентству (KAI) в июле 2004 г.)

http://www.novopol.ru/material2199.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме