Новый Папа Бенедикт XVI

Биография. Идеология. Смысл имени

0
252
Время на чтение 5 минут

Биография Бенедикта XVI

Йозеф кардинал Ратцингер родился 16 апреля 1927 г. в Великую субботу в Горной Баварии в семье жандарма. Семья была церковная. Тем не менее, как и подавляющее число его сверстников, Йозеф становится членом гитлерюгенда - массовой детской нацистской организации. В 1943 г. (16 лет) вместе с другими школьниками его мобилизуют в зенитные войска. В 1945 г. он попадает в лагерь военнопленных к американцам, но уже в июле его выпускают. Затем Ратцингер поступает в семинарию, после окончания которой принимает сан (1951). В качестве приходского викария ведет в школе уроки Закона Божьего (16 часов в неделю со 2 по 8 класс). От тех времен у него осталась любовь к преподаванию, к изложению простыми словами трудных богословских понятий. Далее он начинает преподавание теологии в университетах: в Бонне, Мюнстере, Тюбингене, Регенсбурге и очень быстро приобретает славу блестящего богослова.

Со времен обучения в семинарии будущий папа поклонник творчества Германа Гессе (один из его любимых романов "Степной волк"). Из русской литературы он знает романы Ф.М.Достоевского.

Как советник кельнского кардинала Йозефа Фрингса Ратцингер активно участвует в работе Второго Ватиканского собора (1962-1965). Во времена собора он имел репутацию одного из самых "прогрессивных" теологов, лекции которого проход проходили в переполненных залах.

С 1977 г. Ратцингер архиепископ Мюнхенский и кардинал. Иоанн Павел II приглашает его в Ватикан. После некоторых колебаний кардинал принимает приглашение и становится (с 1981) префектом Конгрегации вероучения. На этом посту он приобретет славу наиболее консервативного католического богослова и непоколебимого борца с "прогрессивной" теологией, а также прозвище "кардинала-танка".

Отношение кардинала Ратцингера к современной "прогрессивной" теологии и проектам реформ Церкви характеризует следующее высказывание: "Это Его Церковь, а не поле для экспериментов". В сфере мировой политики известность ему принесла, составленная в 1984 г. под его руководством Инструкция о некоторых аспектах теологии освобождения, в которой социализм был назван "позором нашего времени".

Он был главным помощником Иоанна Павла II в деле восстановления расшатанной после Собора внутрицерковной дисциплины в среде профессоров теологии. Именно с ним вел теологические дискуссии (по-немецки) покойный папа и его некоторые комментаторы называют соавтором понтификата Иоанна Павла II.

Но при всей большой близости взглядов между Ратцингером и Иоанном Павлом полного их совпадения не было. К примеру, Ратцингер был противником экуменического моления в Ассизе.

Имя папы - программа понтификата

Новый папа принял имя Бенедикта XVI. Ближайший папа, носивший это имя, приходится на годы первой мировой войны (1914-1922). Это годы наименьшего влияния Католической церкви и папства. На многочисленные мирные инициативы папы Бенедикта XV воюющие державы внимания не обращали. Единственной благодарной Бенедикту страной оказалась Турция, в которой после войны ему был поставлен памятник (в Стамбуле). Турки называли его "благодетелем всех людей вне зависимости от национальности и вероисповедания". Следует добавить, что Бенедикт был единственным европейским лидером, который выступил на защиту преследуемых в Турции армян.

Он был создателем Конгрегации восточных церквей и Восточного института в Риме. Канонизировал Жанну д Арк.

Из интервью последних лет
О Церкви в современном мире

Западная церковь живет в условиях, когда главной сферой жизни является сфера экономических и технических инноваций. Там, и, прежде всего, в сфере предлагаемых СМИ развлечений, формируется язык и образцы поведения современного человека. Это, как бы, главная сфера человеческой жизни.

Религия в действительности не отмерла, но перенеслась в субъективную сферу. Вера терпима как одна из субъективных форм религии, либо как фактор культуры. Публично представляемая СМИ современная культура - это культура отсутствия трансцендентного - культура, в которой христианство уже не является творческой силой. Исчезло знание о вере, так как будто неожиданно и таинственным образом его вымела какая-то чужая сила. Например, в Германии 30 % взрослых считает, что Рождество - это сказка братьев Гримм (Это при обязательном религиозном обучении в школе - прим. Б. Ф.). Священники уже не знают, кем собственно они являются, а верующие не знают, во что собственно они должны верить, теологи не перестают нарушать одну за другой фундаментальные традиции, сокровище литургии подвергаются реформе... (Ratzinger J., kard. Salz der Erde von Peter Seewald. - Stuttgart, 1996).

Атмосфера, в которой живет церковь, формируется СМИ. Они все время сообщают о церкви и ее проблемах. Но СМИ информируют получателей информации только о темах связанных с запретами в сексуальной сфере, с разного рода "острыми" сюжетами. В результате, многим людям из учения церкви в памяти остались лишь несколько моральных запретов - главным образом из сферы сексуальной этики. Благодаря СМИ у них может создаться впечатление, что церковь действительно только осуждает и ограничивает. Возможно, что мы слишком много внимания уделяем этим проблемам, забывая одновременно, что истина должна сочетаться с любовью. Благодаря СМИ у нас, в Германии и в Центральной Европе, церковь видится единственно как враг прогресса и защитник своих структур. Когда же мы говорим о Боге, о Христе и многих столь принципиальных вопросах веры, эти темы не могут быть осознаны миром, который не в состоянии их увидеть. Когда мы хотим все это сделать максимально доступным для общественного мнения, встает проблема искажения пропорци. (Ratzinger J., kard. Salz der Erde von Peter Seewald. - Stuttgart, 1996).

Изменилось время и место церкви в мире. Уже невозможно возвращение к тем временам, когда Католической церковь доминировала на исторической арене. Изменилась церковь, изменился и сам мир, в котором живет человек.

...Современная Католическая церковь стала более разнородной. Но эта разнородность культур, традиций, народов и рас не нарушает ее единства, считает кардинал. В своей основе она по-прежнему является Католической церковью, единство которой выражается в Символе веры, а также в практической связи с Римом... Живут рядом друг с другом разные миры, которые, несмотря на все различия, сохраняют единство. Мы всегда можем вместе служить литургию, вести общий диалог и соглашаться по основным понятиям и аспектам.. Все читают Священное Писание - читают в духе католической Традиции - и чувствуют себя связанными тем же самым Верую и Учительским Служением (Ratzinger J., kard. Salz der Erde von Peter Seewald. - Stuttgart, 1996).

О церкви

Церковь слишком занята собой, вместо того, чтобы говорить о Христе с необходимой силой и радостью. Мир стремится узнать не наши внутренние проблемы, но Послание, огонь, который принес Христос. Поэтому мы должны помочь людям и сообщества, который ищут Бога, одновременно разоблачая тех, кто фальсифицирует Евангелие и нашу надежду (Ватикан, 08.10.2001. выступление на Синоде епископов).

О кризисе в церкви

...на явления кризиса следует смотреть также через призму конкретной исторической эпохи. В некотором смысле следует признать правоту Карла Маркса, который считал, что идеология эпохи всегда является отражением ее экономической и социальной структур (Ratzinger J., kard. Salz der Erde von Peter Seewald. - Stuttgart, 1996).

Об экуменизме, православии и России

Подлинное экуменическое служение является проявлением силы веры и силы ее свидетельства. Самой веры как таковой, а не только ее различных интерпретаций. Сегодня проблемы в экуменическом диалоге - прежде всего в отношении с православными - касаются не столько нашей веры, сколько вызваны очень уж по-разному сформировавшейся у нас и у них исторической самоидентификацией. Мы знаем, что Россия обладает своей очень сильной самоидентификацией, в которой Православие и российскость связаны между собой в неразрывное целое. (Из интервью кардинала Йозефа Ратцингера польскому Католическому информационному агентству (KAI) в июле 2004 г.)

http://www.novopol.ru/material2199.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Филиппов
Церковь и кесарево
Пределы власти императорской
31.07.2008
Можно ли создать христианскую этику капитализма?
Доклад на Четвертом ежегодном Мировом общественном форуме "Диалог цивилизаций" (о. Родос)
28.09.2006
"Выбор нового Папы Римского зависит от того, какие проблемы на конклаве будут признаны самыми главными"
Католики считают, что назначение новым понтификом российского епископа абсолютно исключено
04.04.2005
Все статьи Борис Филиппов
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:38
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11