Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Алтарь Победы

Марина  Васильева, Победа.Ru

20.04.2005

Алтарь-святое место, где на престоле полагается антиминс с изображением Плащаницы и частицей мощей святого угодника. На антиминсе совершается Божественная литургия. Во время ее священник возглашает: "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Здесь совершается Бескровная жертва за всех и за вся. Поэтому алтарь есть место Победы.

"Божественная Литургия, совершаемая в Алтаре Победы, есть вершина и средоточие всего христианства, есть полнота и завершение всех прочих богослужений, и если кто дошел до этой вершины и жил ею, то значит, дошел до вершины церковной жизни" - писал выдающийся богослов, иерарх XX столетия митрополит Вениамин Федченков в книге "Строй православного богослужения".

Когда к 50-летию Победы на Поклонной горе возводился мемориальный комплекс - вокруг шло много споров и толков. Удивлял необычный проект Зураба Церетели - статуя языческой богини, летящей в воздухе, настораживало соседство храмов разных конфессий.

И что же? Время расставило все на свои места. Храм святого великомученика и Победоносца Георгия встал над Москвой как страж, как воин в шлеме, как негасимая свеча народной памяти. Сюда приходят ветераны - правда, поток их, из года в год, по естественным причинам редеет. Согбенные старики с рядами звенящих медалей на лацканах потертых пиджаков, женщины, на скорбных лицах которых застыла неизгладимая печать увиденного, неловко крестятся, молятся, беззвучно шевеля губами. Поминают павших друзей. Молят Бога о здравии уцелевших. Храм стал настолько нужным, что странно вспомнить: а ведь когда-то его не было!

Как возводилась святыня Победы?

Настоятель храма на Поклонной горе - протоиерей Сергий Суздальцев. Седовласый пастырь с громким голосом, величественной осанкой священнодействует уже сорок восемь лет. Мы встретились с батюшкой в другом его храме, Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Маленькая уютная церковь никогда не закрывалась. Прежде здесь стояла деревянная, которая погибла в 1811 году от пожара. На пепелище выстроили каменный Троицкий храм, который стоит и поныне. Именно здесь, во время наполеоновского нашествия, молились Кутузов и Багратион. Промыслительно, что отцу Сергию суждено было возглавить воинский храм на Поклонной горе, возникший, точно росток от возмужалого древа. У духовного мира - свои законы.

- Батюшка, расскажите о себе, - прошу я отца Сергия. - Откуда Вы родом? Какова предыстория Вашего служения в храме Победы?

- Родился я в Воронежской области, в селе под Борисоглебском. Мои родители-не духовного звания, простые миряне, но искренне верующие. С отроческих лет полюбил церковь. Надо помнить, какие это времена были! Храм у нас в селе был открыт-как и все, во время войны. Но в 1967 году, когда шли хрущевские гонения на Церковь, его закрыли опять. Но во времена моего детства до этого было далеко. Я прислуживал в алтаре батюшке, отцу Василию. Прекрасный священник, был в заключении в общей сложности 15 лет. За посещение храма меня в школе осыпали насмешками, дразнили "попенком". Школу я закончил в 1951 году. Школьный учитель, бывший священник отец Иаков Лисицкий дал мне характеристику для поступления в Духовную семинарию. Учился усердно, многое пришлось догонять: был из многодетной семьи, учился во время войны, в сельской школе. Все время проводил в семинарии, часто ходил в храм, чтобы помолиться у мощей Преподобного. Во время учебы в 4-м классе был призван в армию. Направили меня в Абхазию, в Новый Афон. За безупречную политическую и боевую подготовку был награжден похвальной грамотой. Службу в армии закончил в звании ефрейтора. Потом вернулся под крыло преподобного Сергия. Закончил семинарию, затем Духовную академию...

Шесть лет будущий пастырь служил иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия I. В 1957 г. женился и был рукоположен во диакона. Диаконом служил в Ново-Девичьем, в Успенской церкви, с архиереями: Высокопреосвященными митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, покойным митрополитом Николаем (Кутеповым). В 1961 - закончил учебу в Академии и рукоположен в 1965 г. Отцу Сергию приходилось служить в таких известных московских храмах, как Николы в Хамовниках, Николы в Кузнецах, где настоятельствовал знаменитый протоиерей Всеволод Шпиллер.

Молодой священник обнаружил административные способности. И Церковь ставила его на ответственные послушания, которые он прилежно нес. В течение 13 лет отец Сергий был секретарем Пенсионного комитета Патриархии, затем - известного ХОЗУ. Руководил завершением строительства церковного завода в Софрино: "на мне было завершение пуско-наладочных работ и переселение из Москвы всех рабочих", - вспоминает он. В 1982 г. он был назначен настоятелем Троицкой церкви на Воробьевке. Кроме того, с 80-х гг. отцу Сергию неоднократно приходилось выезжать за границу. Приходилось бывать в ФРГ, Франции, Норвегии, Греции, Израиле, Венгрии, Австралии. Около трех лет, с 1985 по 1987 гг. он являлся настоятелем "представительского" Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, который под его руководством был отремонтирован. По возвращении - новое послушание: привести в богослужебное состояние московский храм Мартина Исповедника на Таганке. И это было выполнено.

Через два года после этого вышло Постановление правительства Москвы о строительстве памятника к 50-летию Победы. По благословению Святейшего Патриарха Алексия, на Поклонной горе - месте, откуда Наполеон взирал на столицу, из которой потом был вынужден бежать, бросая свое незадачливое войско - был заложен храм во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Отец Сергий в 1993 г. был назначен и.о.настоятеля и консультантом по внутреннему и внешнему убранству. Выстроили храм очень быстро, "на подъеме" - всего за полтора года. 6 мая 1995 г., в престольный праздник, ко Дню Победы, его освятил Святейший Патриарх.

Мне, сотруднику православной газеты, посчастливилось тогда, десять лет назад, попасть 9 мая на торжественное богослужение. Помню, как Предстоятель Церкви, после службы остановился на пороге, опираясь на посох, щурясь на ярко светившее солнце. К Святейшему подошли, робея от непривычной обстановки, два участника войны. На их одежде сияли ордена и медали. Один приложился к деснице Патриарха, другой, не столь искушенный в тонкостях церковного этикета, просто протянул руку. Ладони бойца и Предстоятеля сошлись в крепком мужском пожатии. Стоявшие в отдалении ветераны, осмелев, потянулись в храм. Тогда он еще был изнутри ослепительно бел. Расписали его только через восемь лет...

-В Церкви есть понятие "послушания". Я и не мечтал, что буду назначен сюда. Но, когда поставили - что сказать? Только "Благослови, владыко",- говорит настоятель.

Мы стоим посреди Георгиевского храма. Отец Сергий протягивает мне роскошно изданный альбом, на обложке которого написано "Алтари Победы". Этот альбом издан к 60-летию Победы и 10-летию храма. На его страницах незабываемые, волнующие моменты истории святыни на Поклонной горе. И - я не видела этого никогда, нигде! - точные, поименные списки работников десятков организаций, принимавших участие в строительстве и убранстве храма. Не забыт ни один маляр, фрезеровщик или водитель автокрана. Храм возводили сотни любящих трудовых рук - а как часто у нас ограничиваются латунной табличкой с названием фирмы, орденом начальнику "за усердие", и забывают обо всех остальных. Вот чему поучиться бы!

Перелистываю страницы альбома. На фото - автор проекта архитектор А. Полянский, создатель иконостаса А.Чашкин, руководитель строительства бывший министр правительства Москвы А. Матросов, директора подрядных организаций и многие другие. На полях альбома - десятки благодарностей строителям от ветеранов, инвалидов войны, их вдов, юношей-суворовцев, гостей из дальнего и Ближнего Зарубежья. Еще фотографии: гости храма - Блаженнейшие Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений, архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, главы зарубежных государств, политики, спортсмены, юноши-суворовцы и кадеты, выпускники Юридического института МВД, именитые люди Отечества. Храм стал духовным центром притяжения для людей разного достатка и разных сословий.

Я прошу отца Сергия ознакомить меня с концепцией росписи храма.

- В ней отражены православные догматы, - рассказывает отец Сергий. -На высоте, в куполе, изображен Господь Вседержитель в окружении архангелов и ангелов, ниже-двенадцать великих праздников. Еще ниже, по углам-четыре евангелиста, свидетельствующие о земном Пути Господа.

А теперь литургическая "составляющая". В алтаре написаны образы творцов Божественной литургии: Василия Великого, Иоанна Златоуста. Причащение апостолов. Наш храм-воинский, и в нем должны быть иконы защитников Отечества: вот святой благоверный князь Димитрий Донской, святитель Гермоген - великий патриот Церкви и России, преподобный Сергий Радонежский, великий князь Александр Невский. Все - наши защитники и молитвенники. Дальше - образ святого Феодора Ушакова, который, будучи флотоводцем, вел монашеский образ жизни. По другую сторону - святой преподобный Илия Муромец, богатырь, закончивший жизнь иноком-подвижником. В этом отражается патриотическое служение Церкви. Сюда, в роспись храма вошел и сюжет Новомучеников - слева от вас фреска с изображением Царской семьи.

Храм, - продолжает отец Сергий, - построен для того, чтобы в нем совершалась молитва обо всех павших в Великой войне, и оставшихся в живых, с выражением благодарности Богу за нашу Победу. Вот такая идея была заложена. Три барельефа, которые вы видите на стенах - творение Зураба Константиновича Церетели. "Смоленскую" икону нам пожертвовал мой друг, фронтовик-партизан протоиерей Петр Раина. Частицу святых мощей великомученика Георгия Патриарх Диодор подарил мэру Москвы Юрию Лужкову, во время его пребывания в Иерусалиме. Юрий Михайлович привез эту реликвию нам. А Святейший Патриарх благословил устроить сень. Сюда мы поставили икону-подарок гостей из Болгарии, и ларец с мощами.

- А теперь взгляните сюда, - батюшка распахивает царские врата. Затем выходит и за руку ведет меня на солею. Встаю на то место, где cтоит священник с Чашей во время Святого Причащения, поворачиваюсь лицом к алтарю. В высоте - запрестольный образ Воскресшего Христа. Алтарное пространство пронизано солнечными лучами, и неосязаемый поток, мощный, упругий, несется навстречу. Как солнечный ветер.

Передо мной - Алтарь Победы.

И добавить нечего. Это - на всю жизнь.

http://www.pobeda.ru/molitva/hrami/altar.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме