itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Продается ли храм?

0
152
Время на чтение 4 минуты
Неожиданный оборот приобрела передача верующим ростовского храма Похвалы Пресвятой Богородицы в бывшем Петровском монастыре в городе Ростове Великом. Эта передача, точнее попытка одного бизнесмена продать храмовое здание, стала обсуждаться на страницах прессы, в телепередачах и в кулуарах. ВсЈ это побуждает вновь обратиться к теме и рассказать обо всЈм, по возможности, подробно.

Храм Похвалы Божией Матери - единственный сохранившийся храм древнего Петровского монастыря. Основание обители связано с почитаемым святым, внуком Батыя, крещЈным Царевичем Петром. Память преподобного Петра, Царевича Ордынского, помещается в церковном календаре 13 июля по новому стилю. Однако, лет десять назад почти ничто не напоминало о святом на месте упокоение его святых мощей. Советская власть переименовала бывшую Петровскую слободу в улицу Ленинградскую и память о Петровском монастыре постепенно уходила вместе со старожилами. Все они в детстве, вместе с родителями посещали обитель, причащались на литургиях в монастырском соборе святых апостолов Петра и Павла, прикладывались к чудотворной гробнице царевича Петра. Все они помнят высокую стройную колокольню, которая как свеча указывал дорогу к обители. Кое-кто хорошо помнит, как репрессировали последнего настоятеля обители, архимандрита Симеона (Филиппова), как сбрасывали колокола с колокольни, как собор и колокольню взрывали. Среди воспоминаний детства, есть и руины Петропавловского собора, с которых как с горки можно было скатиться на санках. Шло время, и для новых поколений ростовцев это был уже не Петровский монастырь, а "Пивзавод". С молчаливого одобрения властей, на месте уже совсем стЈртого с лица земли собора построили гаражи из белого кирпича, а рядом, недалеко от места погребения святых мощей притулились частные гаражики из старых автомобильных кузовов. Унылое, и совсем не святое место!

Со второй половины 90-х, на этом месте в день памяти Петра Царевича стала совершаться молитва, был поставлен памятный крест. Освятил и благословил почитание святого Петра правящий архиерей Ярославской и Ростовской епархии, владыка Кирилл. Впервые в 2003 году он с собором духовенства провЈл здесь молебен и крестный ход. Запутанным оставался только правовой статус святыни. Долгие годы здесь находилось муниципальное предприятие "Агропромэнергосервис". Это хозяйство занимало хотя и не всю территорию бывшего Петровского монастыря, но зато самую интересную его часть. Гаражи над остатками собора, где могут находиться мощи святого и бывшая монастырская церковь Похвалы Божией Матери, построенная в 1692 году. Руководство предприятия тогда очень благосклонно относилось к верующим.

Храмы такого ранга и древности, как храм Похвалы Богородицы, обычно является памятником истории, культуры, и распоряжается такими объектами областной департамент истории культуры и туризма. Однако здесь предстояла редкая возможность: храм не был под охраной государства, и мог быть передан православной общине в собственность. Что и было сделано с подобающей торжественностью. На радостях православная община стала заниматься первоочередными ремонтно-восстановительными работами. Несложно догадаться, что особо большими средствами она, при этом, не располагала.

Как писали многие газеты, сельские электрики стали банкротами. Новый конкурсный управляющий оспорил в арбитражном суде акт передачи. После этого он предложил общине покрыть долги предприятия, и тогда всЈ уладить. С этого момента и начался газетный, а затем и телевизионный взрыв внимания к церкви Похвалы Богородицы в Ростовском Петровском монастыре.

Именно здесь, рассмотрев конфликтную ситуацию, мы имеем, наконец, полное право погрузиться в историю, уже, казалось бы, такую далЈкую. Да, древние летописи ничего не говорят нам о том, был или не был царевич Петр Ордынский в Ростове в XIII веке. И наоборот, более поздние ростовские летописи XIX века смело называют его по имени-отчеству, как в монгольском, так и в русском варианте, и рассказывают про него много такого, о чЈм, в пору сказать, он сам про себя не знал. В Ростове в XIII веке велась летопись, однако летописцы (или те, кто копировал их сочинения) не удосуживались назвать имена княгинь, которых выдавали замуж за ростовских князей. Поэтому нет смысла ожидать отсюда каких-либо известий о святом Петре.

Единственным историческим источником сведений о святом Петре и об основании Петровского монастыря является литературный памятник древнерусской письменности, и он называется: "Житие преподобного Петра, Царевича Ордынского". Житие не скрывает, что написано уже внуками этого человека. Можно не сомневаться в существовании святого Петра. Благодаря исследованиям синодиков и родословных, стало известно, что среди многочисленных потомков святого родился знаменитый иконописец Древней Руси Дионисий. С житием Петра Царевича можно ознакомится в церковных и в светских книгах, в сборниках житий, Прологах, дореволюционных описаниях Петровского монастыря. Одна из последних публикаций имеется в замечательной книге "Древнерусские предания" (Ленинград, 1982). В ней житие опубликовано по одному из ранних списков, а также имеется перевод на русский язык.

Непосредственное обращение к житию святого Петра Царевича заставляет вспомнить, что история повторяется. Только один раз как трагедия, другой раз как фарс. Первую церковь на спорном теперь месте заложил сам Царевич Петр по особому откровению от святых апостолов Петра и Павла и с их помощью. Как рассказывали внуки святого Петра, апостолы вручили ему мешочек с деньгами на строительство храма. Явление апостолов Петра и Павла молодому царевичу и ростовскому епископу (святителю Игнатию) возбудили благочестивый порыв ростовского князя, в житии не названного по имени. Он решил поучаствовать в закладке нового храма. После окончания церемонии, князь совершил неожиданный поступок: "всед на конь, и глумяся изрече Петру. Петре, владыко тобе церковь устроит, а яз места не дам, что сотвориши?" (сев на коня с издевкой сказал Петру. Петр, владыка устроит тебе церковь, а я места для храма не дам, что будешь делать?) Житие не могло утаить и мотивы такого странного предложения ростовского князя: "Князь же яко виде мешца Петрова в епископьи, и помолча и помысли, колико отлучит от владыки и от святых апостол". Петр Царевич потому и был назван святым, потому что согласился на это справедливое, вроде бы, но на самом деле, дерзкое требование. Была размечена земля, оговорены все условия, и с того дня эта земля стала достоянием Церкви, священной, принадлежавшей Ей по праву. Поэтому, отобранная незаконно в XX веке, без компенсации, без возмещения ущерба, эта земля должна быть возвращена законному владельцу.

Священная земля и храм будут возвращены Церкви в ближайшее время. Очевидна лишь некрасивость, нелегитимность попытки продажи церковного достояния. Именно эта нелепость приковала внимание журналистов к этой истории, но произошло это не без промысла Божия, поскольку в ходе кампании в средствах массовой информации о попытке так называемых торгов, многие и многие люди узнали о святом и историческом месте. Ростовский Петровский монастырь всегда был и будет святым местом Ростова Великого. И ещЈ, он является своеобразным памятником подлинной дружбы народов, основанной на спасительной и всепрощающей вере во Христа.

14.04.2005

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050414142127
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Норман Подгорец
Четвертая Мировая война: как она началась, что она значит и почему мы обязаны победить
Норман Подгорец, Commentary (журнал Американского еврейского комитета), сентябрь 2004 года, стр. 17-54.<br>(" World War IV: How it started, what it means, and why we have to win" by Norman Podgoretz)<br><b> Перевод Александра Вдовенко </b>
05.05.2005
Все статьи Норман Подгорец
Последние комментарии
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17