На состоявшейся в Москве конференции, посвященной 40-летию II Ватиканского Собора, свой взгляд на современную политику, мировые общечеловеческие проблемы и свое видение путей решения этих проблем раскрыл в докладе "Война и мир между народами" известный итальянский философ, профессор Венецианского университета Витторио Поссенти. После выступления профессор Поссенти любезно согласился дать интервью Правой.Ру.
- Уважаемый профессор, как Вы оцениваете процесс глобализации, затрагивающий сегодня не только экономическую, но и политическую, социальную, культурную и другие сферы жизни человека?
- В полной мере политическая глобализация, в отличие от экономической, сегодня невозможна, так как роль государства все еще велика. Это видно хотя бы потому, что такая наднациональная организация, как ООН, не может сплотить мир для предотвращения войн и сохранения безопасности, которые возникают из-за интересов разных государств.
- Каков тогда оптимальный путь развития глобализации?
- Возвращаясь к ООН, нужно заметить, что эта организация не обладает всемирным авторитетом, а лишь удовлетворяет, да и то - уже частично, интересы некоторых стран, входящих в нее. Таким образом, она не в состоянии выполнять свою роль в деле сохранения безопасности. Нужна такая вненациональная и наднациональная организация, которая могла бы осуществлять функцию наблюдения и сохранения безопасности, справедливости и мира. И пользовалась бы всемирным авторитетом.
- Но как тогда быть с отдельными государствами, ведь их участие в мировой политике почти всегда продиктовано различными интересами?
- Именно поэтому путь к возникновению такой авторитетной для всего мира организации лежит через уменьшение суверенитета государств. Здесь можно вести речь даже о мировом правительстве, но все же не о мировом едином государстве. А ООН с ее опытом и связями могла бы выполнять инструментальную роль.
- Какими критериями пользовалась бы такая организация? Нам уже известна так называемая политика "двойных стандартов", которая, например, использовалась в Сербии или Ираке.
- Католическая церковь была всегда против этих военных действий и в Сербии, и в Ираке. Она призывает к диалогу, ведь всегда можно решить все вопросы за столом переговоров.
- А есть ли у католичества какое-то фундаментальное обоснование для того, чтобы разрешать сложные, "неразрешимые" конфликты?
- Cоциальная доктрина католической церкви признает возможность гуманитарной интервенции. Такая интервенция необходима тогда, когда в государстве меньшинство жестоко подавляется большинством. Чтобы спасти угнетаемое меньшинство, т.е. восстановить справедливость, вполне возможно вмешательство. Это и есть одна из сторон понятия "справедливой войны", которое разъясняется в "Католическом катехизисе" 1992 года, подготовленном и изданном в понтификат Иоанна Павла II.
- Спасибо за беседу, профессор Поссенти.
Пресс-служба сайта Правая.Ру благодарит о.Хосе за профессиональный перевод и содействие в подготовке интервью.
14.04.2005
http://www.pravaya.ru/faith/13/2953