Вера в миру и храме

Обретать утраченные духовные ценности тяжело не только обществу, но и Церкви

Новости Москвы 
0
137
Время на чтение 6 минут
Очень часто мы понимаем, что корень многих наших бед - как в политике, так и в экономике - связан именно с крушением духовных ценностей. Вернуться к духовности оказалось тяжелой проблемой не только для общества, но и для православной церкви.

Беседа с епископом Пермским и Соликамским ИРИНАРХОМ, который считает, что сегодня требовать проявлений особой духовности невозможно.

Кадровый голод

- Скажите, к вам люди могут свободно обратиться?

- Если человеку очень необходимо встретиться со мной, то я, конечно, принимаю. Например, на богослужении вечером при елеепомазании или после литургии, когда подходят ко кресту, прихожане часто обращаются ко мне прямо в храме, и я назначаю им время приема, если во-прос достаточно серьезен. Но у меня очень много административной работы, и считаю, что, прежде всего, я должен быть доступен для священников и то - больше для благочинных и наместников монастырей. А они уже ведут пастырскую работу со своими подчиненными, которые служат в храмах. Любой прихожанин храма или монастыря может подойти к священнослужителю во время исповеди и разрешить свои проблемы. Церковь в этом отношении ведет большую работу.

- Какую?

- Например, в Верещагино мы поддерживаем сиротские приюты для мальчиков и девочек, накапливаем опыт, чтобы внедрять его и в других местах епархии. В Бахаревском женском монастыре сегодня около 80 процентов пожилых людей, и их ведь не содержит государство.

Наши священнослужители работают в тюрьмах. Студенты семинарии во время каникул помогали онкологическим больным в стационаре. Потом кто-то из них станет больничным священником. В Институте сердца мы планируем создать общину сестер милосердия, там мы ждем завершения строительства больничной часовни.

Я ставлю перед собой задачу - организовать реабилитационный центр для алкоголиков и наркоманов, потому что в Москве я занимался этой проблематикой в течение семи лет, опыт у меня есть. Работают у нас и воскресные школы при приходах, где мы стремимся воспитывать детей в духе православной веры и высокой христианской нравственности.

Большое значение, безусловно, имеют исповеди и проповеди священнослужителей в храмах. Это огромная работа, которая, в общем-то, приносит мир из Церкви и в социальную сферу губернии. Другой во-прос - что мы еще не везде успеваем, не везде есть священнослужители, специально подготовленные для конкретных сфер церковно-социальной деятельности, потому что их раньше здесь не обучали. Это сейчас мы открыли духовную семинарию, чтобы решить и эту проблему.

Есть и другие препятствия. Например, бедность храмов. Их часто открывали не там, где нужно. Только в Перми нам надо бы открыть еще 20 храмов, поскольку сейчас на 100 тысяч населения у нас приходится один храм. Некоторые люди вынуждены ехать в церковь за 20-30 километров. Зимой многие пожилые люди и дети тоже не поедут в храм, тем более, сейчас не стало бесплатного проезда. Это, кстати, уже сказалось на состоянии приходов. И сами настоятели храмов решают больше хозяйственные вопросы: как покрыть крышу, где найти деньги. Они вынуждены больше заниматься не пастырской, а хозяйственной работой. Я по себе это очень хорошо знаю. У меня чисто богословского образования 15 лет, а я, как будто в отместку за это, 15 лет занимался реставрацией храмов, искал деньги, стройматериалы, трубы, балки, кирпичи. И так с утра до вечера.

Я всегда поражался: почему так разбрасываются кадрами? Но другого выхода нет, больше некого поставить. И все мы, выпускники духовных академий тех лет получили по разрушенному или очень запущенному храму, чтобы их восстанавливать. А это занимает не менее 10-15 лет.

Нечистые деньги

- Какой храм реставрировали вы?

- Храм иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" на Ходынском поле в Москве. И еще больничный храм святых врачей бессребреников Космы и Дамиана при московской городской клинической больнице им. С. П. Боткина.

- Вы никогда не испытывали сомнения в том, что деньги, на которые сегодня реставрируются и возводятся церкви, скажем так, не совсем чистые?

- Господь не принимает нечистых денег. Хотя, вы правы, они могут попасть в Церковь. Но они так и расходуются... Конечно, бизнес у нас был криминальный. Я сам отпевал людей, которые убивали друг друга в начале 90-х. Порой было по два гроба. Крепкие парни. Часто это были офицеры. Армия разваливалась, и они уходили в эти структуры. охраняя одного, расстреливали других, погибали сами. Но капитализм 19 века в России был тоже не таким уж и безупречным.

И сейчас порою деньги достаются людям с нечистым прошлым. И они иногда жертвуют на церковь, строят (правда, это очень редкое явление, и в моей практике восстановления храмов в Москве никто из этого сообщества мне не помогал).

Русский мыслитель Федоров говорил, что несправедливо раздеть одного человека и за счет этого одеть другого. И нам такая помощь не нужна. Да, иногда в церковь приходят деньги, полученные от преступной деятельности. Но иногда эти храмы сгорают, иногда их грабят. Приобрели иконы, например, а потом их украли. Построили часовню, а она потом сгорела. Видимо, Господь не принимает такую жертву.

Хозяйство и пастырство

- Владыка, в наших монастырях есть ли истинные молитвенники? Или туда приходят люди, просто уставшие от жизни и переставшие бороться с трудностями?

- Оптина пустынь прославилась в конце 19-го - начале 20-го веков. А история возникновения монастыря уходит в 12 век. Так сколько веков понадобилось, чтобы накопить такую духовность, чтобы Оптина пустынь обросла старцами. Свято-Троицкая Сергиева Лавра ведет свое летосчисление с 14 века. А теперь представьте, сколько нужно времени, чтобы монастырская жизнь после разрушения вновь процвела подвижниками? Сейчас в наших монастырях - больше хозяйственников, потому что некоторым монастырям только по 5-10 лет. Конечно, если кому-то удается пригласить из другого монастыря настоящего молитвенника, старца - это хорошо.

Я сам, например, больше предпочитаю обращаться в Троице-Сергиеву Лавру или посещать монастыри Греческого Афона, где накоплен великолепный духовный и молитвенный опыт. А у нас идет становление монастырской жизни. И это надо понимать. Мы все должны участвовать в этом становлении. И если мы будем помогать монастырям, они быстрее восстановятся в своей хозяйственной структуре. И чем быстрее это произойдет, тем быстрее там начнется накопление духовного опыта, появятся ежедневные богослужения. Молитва в храмах - очень тяжелый труд. А требовать сейчас, через пять, пусть десять лет после открытия монастыря от монашествующих чудотворений и проявления какой-то особой духовности - просто невозможно.

Сила молитвы

- А у вас самого есть духовник?

- У меня с самой юности всегда был духовник, и очень строгой жизни. Он мне предсказал, что я буду монахом. Последние десятилетия его жизни ему не давали служить в храме, он был под очень строгим контролем у властей. И он жил на квартире в Москве, молиться за литургией приезжал в Богоявленский Патриарший собор - это было еще при Святейшем Патриархе Алексии Первом и Святейшем Патриархе Пимене. У меня к нему сохранилось чувство благоговения и уважения, глубокой благодарности за все то, что он воспитал во мне. Только благодаря религиозному воспитанию, данному мне духовным отцом во время прохождения индивидуальной исповеди, я могу выдерживать сегодня такие нагрузки.

Но, безусловно, и епископы нуждаются в духовниках. Есть старцы в монастырях. Такие, как архимандрит Кирилл в Троице-Сергиевой Лавре. К таким духовникам трудно бывает попасть, у них всегда толпится народ. Но если это необходимо, то возможность найти всегда можно.

Пока все вопросы я разрешаю сам, потому что получил хорошее религиозное воспитание от своего духовника и богословское образование в духовных школах. К тому же я не принадлежу к молодому поколению, я застал то старое духовенство, которое видело своими глазами, какой была православная Россия до революции. Эти священнослужители были исповедниками. И все они по много лет отсидели в тюрьмах за веру. И не отреклись от нее. Они выходили из заключения и снова начинали служить в храме. Потом их снова сажали. И если оставались живы, то вновь продолжали служить. И так всю свою жизнь. Общение с такими священнослужителями дало хорошую закалку в жизни.

- Что вы делаете, когда очень тяжело на душе?

- Молюсь. Молитва снимает любую тяжесть души и дарует человеку внутренний мир, укрепляет веру. Обратите внимание, например, на панихиду или отпевание усопших. Когда в начале 90-х я отпевал убитых в криминальных разборках молодых людей, я видел безутешное горе их жен и детей. Это были, как правило, молодые женщины, у которых остались дети-сироты. Они буквально были в истерике, и чаще всего никто не мог их успокоить. Стоит крик безутешного горя, стон измученной страданием души... Очень тяжело все это наблюдать. Быстро начинаешь службу. А когда священник истово служит, то совсем скоро эти женщины успокаиваются. Да, они были еще в иступленном состоянии, но у них прекращалась истерика, они умолкали и прекращали кричать. Горе не исчезало, оставалась и боль души, но от молитвы и умиротворяющих церковных песнопений наступало некое облегчение.

Панихида и отпевание усопших - это самые успокаивающие богослужения. Потому что чинопоследования напутствия усопших в последний путь построены таким образом, чтобы задеть струны в душе человека и облегчить его страдание. Так и тот, кто постоянно молится, в молитве черпает силы.

Но самое основное богослужение в Церкви - литургия, во время которой совершается Таинство Евхаристии или Причащения. Таинства Церкви освящают и укрепляют душу человека.

12.04.2005

"Пермский ОБОЗРЕВАТЕЛЬ"

http://www.otechestvo.org.ua/main/20054/1214.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Чегляева
Иерархи предлагают творить добро
Религиозные лидеры страны считают, что 4 ноября должно стать главным российским праздником
03.11.2005
Новый старый праздник
День народного единства возвращается в Россию вопреки стараниям большевиков
01.11.2005
Минин и Пожарский как предтеча гражданского общества
Историки считают, что задача поиска национальной идеи была решена в России еще несколько веков назад
20.10.2005
Более двух третей россиян будут отмечать День Победы как семейный праздник
Большинство граждан РФ считают, что СССР выиграл бы войну и без помощи союзников, но ценой больших потерь и затрат
06.05.2005
Все статьи Мария Чегляева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06